События

Российский социолог: "Если придется воевать, то Крым России не нужен"

Светлана Стрюкова, "Сегодня" Источник (ссылка откроется в новом окне)

 Валерий Федоров рассказал "Сегодня" о том, на что может повлиять общественное мнение, почему россияне не будут воевать с украинцами за Крым и кто виноват, что в России уже не считают Украину дружественной страной

Генедиректор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров прожил 16 лет в Керчи, но сейчас он на полуострове в силу своей профессиональной занятости бывает редко, и только по работе. «Сегодня» воспользовалась таким случаем, чтобы узнать у него, как сегодня рядовые россияне относятся к Крыму и что думают о потерянном для них полуострове.

— Валерий Валерьевич, результаты соцопросов могут влиять на принятие политических решений?

— Влияют, но ответственность за принятое ложится на политика. Если мы находимся в стране, где люди ходят колонной, а оппозиция — в ссылке, то можно долго принимать решения, которые не нравятся никому. Но если мы живем в чуть более свободной стране, то без просчета последствий своих действий политик не может. Однако бывает (это наблюдаем в России и Украине), когда общество не чувствует за собой никаких сил, когда люди не верят, что они что-то способны сделать сами, не верят, что участие в митингах и протестах к чему-то приведет, а потому ничего не делают. Власть же, видя такую позицию, делает все, что ей угодно.

— Ваш Центр проводит какие-либо исследования по Крыму?

— Никто не заказывает. Но даже если бы и заказывали, мы бы всех отправляли к крымским социологам. Зачем у них хлеб отнимать? В Украине у нас есть партнеры. Иногда мы опрашиваем россиян за рубежом. Как-то, в рамках программы укрепления отношений с соотечественниками, МИД заказывал опрос россиян, живущих в Германии, Латвии и Украине. Мы интересовались, получают ли они информацию о РФ, как ощущают себя в стране, которую выбрали для жизни, ущемляются ли их права, и получают ли они на родном языке образование? Помнится, по Украине остро стоял вопрос: на каком языке обучаться? Но сейчас его острота уже не такая, как 10 лет назад. Наверное, если бы русского заставили учить казахский, это было бы несколько сложнее, чем выучить украинский.

— То есть внимание российско-украинским отношениям уделяете?

— И таких исследований у нас немало: поскольку Украина занимает, по-прежнему, важное место и в системе российской внешней политике, и в системе мировосприятия россиян. Ну а что касается данных этого опроса, то это обида россиян на украинцев. Увы, «оранжевая революция» стала Рубиконом, после которого россияне сильно разочаровались в своих украинских братьях, и даже события 2009 года, когда власть поменялась, не привели к радикальному изменению оценки.

Сегодня, к счастью, Украина покинула список стран, которые, по мнению россиян, наиболее недружественно к ним настроены (а при Ющенко и Тимошенко она была в тройке вместе с Америкой и Грузией). Но, увы, в тройку дружественных стран Украина так и не вошла. В ней — Беларусь, Казахстан и периодически либо Германия, либо Китай.

Увы, большинство россиян считает, что кто бы ни был у власти в Украине, пусть он даже говорит дружественные и приятные вещи, он все равно будет вести свою политику и преследовать свои интересы, которые во многих случаях с интересами России расходятся. Россияне настроены прагматично: хорошо, если удастся интегрироваться, построить общие пространство, но если нет, то будем жить-дружить как два соседа. Рубикон перейден и назад возврата, увы, пока не наблюдается.

— Еще 15 лет назад 79% россиян считали, что Крым должен быть в составе России. Сегодня ситуация изменилась?

— Мы давно не проводили такого опроса, но думаю, сегодня чуток поменьше, потому что время имеет значение. И для нового поколения россиян Крым — это уже не всесоюзная здравница, потому что есть Анталия или Батуми. Молодежь прагматично, без сантиментов сравнивает: в Крыму дорого и сервис никакой, а в Турции — все экзотично, дешево и сервис отличный. А вот у старшего поколения есть позитивные воспоминания о своей молодости, когда поехать в Крым было круто. Да и требования к качеству получаемого сервиса у людей постарше ниже. Но, увы, старшее поколение уходит, а, значит, и желание, чтобы Крым был в составе России уменьшается. И тут возникает главный вопрос: на что люди готовы пойти, чтобы эти территории оказались в составе России? Они готовы пойти на войну?

— Вряд ли...

— Не вряд ли. Мы задавали такой вопрос. И выясняется, что мы все за то, чтобы Крым был в составе России, но если для этого придется воевать с Украиной, то нам такого Крыма не надо. Никто не готов идти на жертвы. Для нового поколения россиян Крым — это белое пятно. Что делать? Нужно увеличивать привлекательность полуострова. Две недели назад был я в Копенгагене, так он весь увешан рекламой Турции. И в Москве на каждом углу — прекрасные глянцевые турецкие пейзажи, дворцы и минареты. Популярность Турции возникла не сама по себе, а как результат продуманной целенаправленной и хорошо финансируемой государственной политики. Если Крым хочет, чтобы в него ехали туристы, то здесь тоже должны организовывать такую политику.

— На это нужны большие деньги…

— Что значит большие? Надо просчитать, сколько Крым получает с турсезона, и тогда станет понятно, какие это деньги. Когда начнете мерить и понимать, почему к вам резко перестали ехать туристы, тогда все наладится. Конечно, курортники для крымчан — это большая проблема, но когда они перестанут приезжать — проблема станет гигантской. Крымчанам просто нужно смириться, что у них всегда будут проблемы уже просто по факту того, что им выпало жить в этом прекрасном регионе. Так что пусть лучше к вам едут. И лучше, чтобы это были россияне, у которых денежки есть, чем более бедные или прижимистые нации, как, например, немцы, для которых сэкономить 2 евро в сутки — это большое счастье. Для того чтобы в условиях смены поколений сохранить хорошие отношения, тем более когда экономические связи минимальные и нет товарного обмена (я не говорю о «Киевских тортах», соленых огурцах и сале), очень важны людские потоки: ваши должны ехать к нам, а наши — к вам.

— Москву строить…

— Работать, да (смеется). Но помнить о конкуренции — со стороны узбеков и таджиков.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
Имя: Валерий Федоров
Родился: 11.09.1974 в Твери (Россия)
Закончил отделение политологии философского факультета МГУ и аспирантуру по специальности «история и теория политической науки».

Кандидат политических наук, профессор Высшей школы экономики, преподает на факультете мировой политики МГУ и на социологическом факультете Российского государственного социального университета. Работал в Центре политической конъюнктуры России (1993—2003), 2003—2006 гг. был руководителем Центра социальной информации Института социально-политических исследований Российской академии наук ИСПИ РАН. Уже десять лет возглавляет ВЦИОМ.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Валерий ФЕДОРОВ

15 апреля в Симферополе, по приглашению Международного медиа-клуба «Формат-А3» побывал человек, который знает о современном российском обществе практически все — генеральный…… →

Фото
Видео
Статьи
Публикации в блоге