События
Но помнит мир спасённый...Фильм Сергея Зайцева «Союзники. Верой и правдой» восстанавливает истинные страницы Второй мировой. Вчера в киногалерее K. Suns по приглашению международного медиа-клуба «Формат A3» известный российский режиссёр Сергей Зайцев представил свой фильм «Союзники. Верой и правдой», признанный одной из самых правдивых лент о войне. Накануне показа «Суббота» связалась с режиссёром-документалистом в Москве и побеседовала с ним о том, как проходили съёмки и какие уроки истории преподала эта картина. Документальный фильм Сергея Зайцева «Союзники. Верой и правдой» состоит из 12 историй о Второй мировой, которые рассказывают ветераны армий союзных стран: России, США, Франции, Великобритании, а также два солдата вермахта. Рассказывают очень просто, по-человечески: что видели, что чувствовали тогда, что думают сегодня. В рассказах героев фильма, прошедших через страшную войну, — масса пронзительных деталей, которые не могут никого оставить равнодушным. Эти люди на самом деле союзники. Потому что все они против войны. От Берлина до Нью-Йорка — Сергей, почему вы обратились к теме Второй мировой? Что лично вас связывает с этой войной? — Вторая мировая — самая большая, самая жестокая и самая кровопролитная война, которая произошла в истории человечества. В России она выкосила целые семьи, уничтожила целые поколения. Для меня Вторая мировая — это жизнь и смерть моих родственников, моих предков. В нашей семье воевали немало мужчин. Мамин отец Пётр Филимонович пропал без вести. Родные братья моих бабушек, по маме и по отцу, тоже не вернулись с фронта. Мой двоюродный дед, которого, как и меня, звали Сергей Зайцев, погиб в 1942 году. До сих пор, увидев в музее немецкую форму, я сторонюсь этих витрин. — Как родилась идея снять такой фильм? Что вас как режиссёра и человека поразило в процессе создания картины? — Идея создания фильма принадлежит моему продюсеру Александру Константиновичу Смолко: поговорить с рядовыми участниками войны из разных стран, входивших в антигитлеровскую коалицию. Мы снимали фильм на улицах Лондона, Нью-Йорка, Берлина, Парижа... И во всех этих городах меня поражали память, искренность и открытость простых людей. Я допускал, что среди моих интервьюируемых найдутся такие, которые за давностью лет будут путаться в датах, странах-участницах и прочих исторических реалиях. Или найдутся те, кто скажет: мы ничего не знаем, ничего не помним о войне. Но оказалось, что память о Второй мировой жива. Люди самых разных стран, особенно старшее поколение, прекрасно знают, когда была война, кто и на чьей стороне воевал. И все они помнят, что самый большой вклад в исход войны внёс Советский Союз, который сломал хребет Гитлеру и живым щитом встал на пути фашизма. — Неужели не нашлось ни одного человека, который проявил бы невежество? — В Нью-Йорке одна глупенькая девочка с плейером в ушах сказала: «Мы, американцы, сражались против Гитлера и Сталина, которые хотели нас завоевать». Но это исключение из правила. На самом деле люди помнят, кто сколько крови пролил в той войне. — Как у вас получилось так разговорить героев фильма? С помощью каких-то особых режиссёрских приёмов? — Никаких особенных приёмов не было. Просто мне встречались люди, знающие о войне не понаслышке и избавленные от всего наносного. Мы записали монологи 23 человек, а в фильм вошли только 12 героев. На экране каждый из них говорит всего по пять минут, а беседовали мы с каждым по два-три часа. Очень много материала осталось за кадром — пожалуй, больше половины.
Невыученные уроки истории — Вам повезло. Неизвестно, что вы услышали бы на улицах Риги, если бы снимали свой фильм в Латвии. В нашей стране сегодня активно переписывается история Второй мировой войны, по столице маршируют ветераны легиона СС... — Это трагедия! Поскольку весь этот эсэсовский беспредел происходит с попустительства государства и поддерживается на государственном уровне. Легионерское шествие в центре цивилизованного европейского государства — это дикость. Мне трудно поверить в то, что эти люди, дожив до преклонного возраста, ничему не научились! Я разговаривал в Германии с солдатами вермахта — эти ветераны со слезами на глазах говорили мне: «Берегите мир, такое больше не должно повториться!» Они давным-давно стали другими людьми. По-моему, ваших ветеранов Waffen SS просто накручивают, вот они и чувствуют себя героями. Но это подло по отношению к этим старым людям! И уж тем более по отношению ко всему человечеству, которое победило фашизм. — К сожалению, фашизм поднимает голову не только в Латвии. В Эстонии снесли памятник «Бронзовому солдату». Во Львове воинствующие молодчики избили ветеранов Великой Отечественной. В современном Петербурге, некогда блокадном Ленинграде, разгуливают юнцы со свастикой... Откуда, по-вашему, берётся неонацизм? — Молодёжи надо чем-то заниматься. Её надо чем-то занимать. Увы, этого никто не делает. А молодые души очень просто сломать, они внушаемы, легко управляемы. К тому же в последние 15 лет наше документальное кино в загоне. Его вообще не показывают! А ведь именно оно учило тому, что память о войне священна. Сейчас никто этому не учит. Молодёжи неоткуда черпать информацию о прошлом своей родины, они не ощущают боли за неё. — Молодёжь черпает информацию из новых переписанных учебников истории, а в них — поверьте на слово! — масса открытий. Например, некоторые латвийские историки именуют лагерь смерти Саласпилс «лагерем трудового воспитания», словно это безобидный санаторий... — Это страшно. Когда политики переписывают историю и пересматривают итоги Второй мировой, они тем самым пересматривают отношения между людьми: решают, кому и с кем дружить, что чтить, а что забыть. Вот и возникает в сознании молодёжи перевёрнутая картинка, как в кривом зеркале. Провоцируются события, подобные львовским или петербургским. Всё это невыученные уроки истории, за которые народу потом придётся расплачиваться. Кстати, Германия усвоила эти уроки на отлично. В отличие от Эстонии, там памятники не сносят, а считают национальным достоянием. Например, знаменитый монумент Воину-освободителю со спасённой девочкой на руках в Трептов-парке бережно разобрали, отвезли в Гамбург. Отремонтировали, почистили, вернули на прежнее место. И он сейчас стоит как новенький.
Помнить или забыть — Сегодня всё чаще раздаются голоса, призывающие забыть о войне. Мол, когда это было! Сколько, мол, можно говорить о ней... — Очень опасная позиция! Если ты не оглядываешься на путь, который прошли твои предки, то тебе наплевать на всё. На жизнь отцов и дедов, на свою жизнь, на то, как будут жить твои дети. Человек, не помнящий своей истории, живёт по принципу «после меня хоть потоп». А это безнравственно... — В Латвии хотят запретить советскую символику. Если этот закон будет принят, то ветеранам Великой Отечественной нельзя будет носить ордена и медали, молодым людям запретят появляться в публичных местах в майке с гербом СССР, советские песни попадут в число недопустимых к ротации.. Как вы думаете, чего добиваются латвийские политики этим законом? — Добиваются того, чтобы убить в народе память о том, что мы пережили вместе. Но это недальновидная политика. Не дружить с Россией вообще недальновидно. Хотя бы потому, что рядом с Латвией находится огромная страна Россия, а огромная страна Америка находится о-очень далеко. Страны бывшего Союза, которые сейчас бросают камни в сторону России, не могут понять главного: в случае большой общей беды им на помощь придёт прежде всего Россия. А не Америка и не Австралия. Более того, в критический момент ваша Латвия в Америку не переедет. А вот люди, которые заваривают эту кашу и принимают подобные законы — я в этом уверен, — как раз бросят свой народ и уедут за океан. Записывайте ветеранов! — Как вы думаете, почему ваш фильм «Союзники» так быстро нашёл своего зрителя? — Наверное, просто потому, что кино получилось. Кстати, в фильм помимо рассказов ветеранов Второй мировой вошли не известные ранее видеокадры военных операторов — из архивов Госфильмофонда, Красногорского архива, Императорского музея войны в Лондоне и Национального архива в Вашингтоне. — Вы сказали, что много видеоматериала не вошло в фильм. Планируете ли использовать его в дальнейшем? Может быть, стоит смонтировать продолжение «Союзников»? — Посмотрим, пока я не планирую продолжать эту тему. У меня масса других проектов. Например, сейчас я занимаюсь историей русской эмиграции. Мы делаем несколько фильмов, объединённых в цикл «Русские в мировой культуре». — Что уйдёт из нашей жизни вместе с поколением, которое выиграло войну? — С уходом очевидцев событий правда о войне неизбежно начнёт искажаться. А потому записывайте ветеранов! Для того, чтобы следующее поколение знало о войне не только по пыльным архивам, чтобы можно было слышать и видеть людей, которые говорят неискажённую правду. Историю лучше изучать по первоисточникам! Досье «Субботы» Сергей Зайцев родился в 1969 году в Москве. Окончил Государственное музыкальное училище им. Гнесиных, сценарные курсы при ВГИКе и режиссёрское отделение Высших курсов сценаристов и режиссёров (мастерская М. Туманишвили). Он президент международного кинофестиваля «Русское зарубежье», член нескольких объединений кинематографистов, глава киностудии «Русский путь». Лауреат премии Национальной академии кинематографических искусств и наук России «Золотой орёл». Призы и награды Лента Сергея Зайцева «Союзники. Верой и правдой» завоевала множество наград на международных кинофестивалях. В том числе приз американской ассоциации ветеранов и инвалидов Второй мировой войны из бывшего Советского Союза имени маршала Жукова «Память сердца» (Нью-Йорк), а также Гран-при VIII Международного фестиваля военного кино имени Ю. Озерова. Издательство Московской патриархии включило этот фильм в свою гуманитарно-просветительскую киноколлекцию и издало в рамках серии "Лучшие фильмы фестиваля «Золотой витязь». Говорят союзники: «Русские заплатили высокую цену» Уильям Картер, американский ветеран, участник печально знаменитого конвоя PQ-17: из 35 кораблей с гуманитарной помощью к берегам России дошли только 11. Вот что он говорит в фильме «Союзники»: — Они выиграли для нас время, чтобы мы могли опомниться после Пёрл-Харбора. Собрать, вооружить и обучить армию, которая должна была на деле доказать свою боеспособность. Но это время у нас появилось лишь потому, что русские заплатили за него очень высокую цену, иначе не скажешь. Потому что они одни тогда воевали с немцами. |
|
|||||
|
Ваш комментарий