События

Михаил Делягин: "Чтобы овладеть будущим, надо сначала овладеть своей историей"

«Независимая Молдова»

Декабрь 1991 года. Подписание Беловежских соглашений подвело тогда жирную черту под существованием великой страны — СССР. Восемнадцать лет спустя, в декабре 2009 года, около пятидесяти процентов граждан Молдовы, согласно "Барометру общественного мнения", сожалеют о распаде Советского Союза и почти такое же количество высказались бы за вхождение нашей страны в состав нового СССР в случае проведения соответствующего референдума. С этого и началась наша беседа с директором российского института по проблемам глобализации, политологом Михаилом Геннадьевичем ДЕЛЯГИНЫМ.


- Михаил Геннадьевич, столь большой процент сожалеющих о распаде СССР, на ваш взгляд, — это ностальгия по той советской жизни или же это несогласие с тем, что происходит сегодня?
- Никоим образом не следует рассматривать это как ностальгию по прошлому. Это скорее всего устремление людей в будущее сквозь призму несогласия с тем, что происходит сегодня в нашей жизни. Нужно еще учитывать тот факт, что тогда Молдова была частью единого хозяйственного механизма. Сегодня этого механизма нет. Нет и альтернативы ему. Скажу больше: с точки зрения экономической Молдова не нужна Европе. Политически, идейно — да, мы можем говорить об этом до бесконечности. Экономически же, Европа сегодня нуждается в Молдове исключительно как в поставщике дешевой рабочей силы. При этом в значительной степени нелегальной рабочей силы. Однако это никогда не обеспечит повышение благосостояния народа и страны в целом. Кроме того, нельзя не учитывать и существование восточноевропейского фактора, который тоже стал своеобразным поставщиком дешевых рабочих рук в Европу. В результате вхождения, например, Румынии в Евросоюз около тридцати процентов экономически активного населения соседнего вам государства покинуло страну в поисках лучшей доли. Этот показатель, кстати, упорно заумалчивается руководством Румынии.
А в Польше вошел в обиход даже термин "евродети". Речь идет о тех детях, родители которых уехали в Европу на заработки, а сами они остались на попечении своих дедушек и бабушек или же предоставлены самим себе. То есть люди, уезжающие из Молдовы на заработки в Европу, встречаются с довольно жесткой конкуренцией со стороны представителей Восточной Европы, и молдавские граждане готовы согласиться на менее оплачиваемую работу ради относительно более высокого, чем в Молдове заработка, но вместе с тем более низкого по сравнению с европейскими мерками оплаты труда. То есть условия экономического выживания очень жесткие, порой жестокие.
Возьмем еще один пример — молдавские вина. Как бы ни старались сегодня показать и доказать, что ваши вина пробивают себе дорогу в Европу после всем известного политического винного эмбарго со стороны России — все это красивые слова. Повторюсь, если в отношении грузинских вин присутствовала и политическая, и качественная составляющие, то в отношении молдавских вин можно с уверенностью говорить только о политической подоплеке. То же самое происходит сегодня и с белорусскими молочными продуктами, хотя белорусские стандарты качества продукции намного жестче, чем сами российские. Молдавскому вину на европейский рынок не пробиться. В этом я убежден. По очень прозаической причине: Европе некуда девать свои собственные — французские, испанские, австрийские, венгерские, те же румынские вина. То есть Европа не нуждается ни в чем. А тут еще и молдавские вина нагрянули. Разве она позволит вытеснить со своего рынка упомянутые марки вин взамен на молдавские? Никогда с этим не соглашусь. Вот почему, европейская экономическая интеграция Молдовы сегодня Европе не нужна. Другими словами, экономика Молдовы либо может "работать" для рынков России, Беларуси, Украины, других постсоветских государств, либо она не может работать вообще.
Скажу больше: в России очень мало качественных вин, и российские винные инвестиции в Молдову во многом помогли бы Молдове выживать в условиях кризиса, так же как и развитию винного туризма. Другими словами, в условиях финансово-экономического кризиса Молдове достаточно иметь несколько малых инвестиционных проектов, чтобы достойно выйти из кризиса. Здесь я имею в виду и Джурджулештский порт. Ведь, согласитесь, что для России порт? Ровным счетом капля в море. А для Молдовы — это значительное достижение для ивестирования в экономику.
- Однако у нас даже правящий альянс с помпой наименовал себя "За европейскую интеграцию"...
- Простите за откровенность, но в свое время в России существовал такой жанр - еврейский анекдот. Теперь у нас появился молдавский анекдот — Гимпу. Давайте не будем забывать, что молдавские граждане голосовали не за Гимпу и не за его партию. Они голосовали против власти, а у власти тогда находилась Партия коммунистов. В любом обществе, на определенном этапе его развития люди голосуют против власти, независимо от того, кто у этой власти находится. То есть они якобы голосовали против коммунистов, а на самом деле голосовали против власти. Это примерно то же самое, как мы раньше выступали против Советского Союза. Не потому, что мы были против самого Союза и потому что нам надоел Советский Союз с его бесплатным образованием, здравоохранением и многими другими достижениями. Люди устали от той власти, они хотели чего-то нового, но отнюдь не развала Союза. Просто нужно учитывать, что долгое нахождение у власти одних и тех же людей вызывает у людей некую оскомину. И в результате Молдова получила не самый желанный, если не сказать, плачевный результат.
- Чтобы овладеть будущим, надо сначала овладеть своей историей. Это ваши слова. Не считаете ли вы, что то, что происходит сегодня в Молдове, является следствием этого самого не овладения своей собственной историей? И наступит ли момент, когда мы избавимся от румынского и мафиозного влияния?
- Я считаю, что высшим проявлением демократизма, если хотите — либерализма со стороны Партии коммунистов за все время ее нахождения у власти, было именно сохранение той ситуации в образовании, которое мы имеем сегодня. Это одна из главных стратегических ошибок коммунистов. Нельзя ратовать за государственность Республики Молдова, с одной стороны, а с другой — изучать в учебных заведениях историю другого государства, другого народа. Нельзя жить в Молдове и изучать историю румын. Это всегда приводит к плачевным результатам. Что бы избавиться от нынешних марионеточных властных миккимаусов, нужно, чтобы выросло новое поколение людей, а это как минимум через 20-25 лет. И чтобы это поколение изучало историю Молдовы, а не румын. Следовательно, Партии коммунистов тоже необходимо перестраиваться в нынешних условиях для доказательства своей правоты это, убедить людей в том, что ПКРМ — единственная политическая сила, способная справляться с проблемами страны. Потому что, хотим мы этого или нет, сегодняшний марионеточный режим будет цепляться за власть при молчаливой поддержке Евросоюза. По довольно простой причине: европейских ценностей нет. Есть только европейские интересы. А все разговоры про ценности — это не более чем борьба за реализацию своих интересов. Ведь, по большому счету, в апреле, когда коммунисты набрали 60 мандатов, Европа просто не поверила, что такое могло произойти — что коммунисты набрали столько голосов после восьми лет нахождения у власти. Если нынешнюю ситуацию не исправить, то это может привести только к фашизации режима и к установлению либерально-демократической диктатуры, что в принципе уже начинает проявляться.
- В том числе и репрессиями против инакомыслящих и русскоязычных СМИ?Это тоже одна из органических болезней либералов и демократов?
- Совершенно верно. Корни борьбы с русскоязычной прессой идут из Европы. Помимо связей с Россией, что неприемлемо для Европы и для самих либералов и демократов, потому что они рассматривают это как угрозу со стороны России, русскоязычная пресса является носителем русской культуры. Для борьбы с Россией Европа использует не только инструмент давления на русскоязычную прессу, но и посредством многих других проектов, среди которых и проект "Восточного партнерства". К сожалению, у нас в России эти проекты не воспринимаются всерьез.
- Вдобавок к финансово-экономическом, в Молдове появился и политический кризис. Многие его называют еще и конституционным. По вашем, - это кризис или же это нежелание властей вести диалог с оппозицией — в данном случа, с Партией коммунистов?
- Это не политический кризис, а органическое нежелание властей служить обществу, а лишь своим амбициям. Это их нормальное состояние, если желаете, болезнь — и либералов, и демократов. Что в России, что в Молдове... Они очень любят говорить о законности, когда находятся в оппозиции, а когда добираются до власти, то в лучшем случае — переписывают законы под себя. Им свойствен известный принцип: что хочу, то и ворочу. То, что делают демократы и либералы, в том числе и изобретенные ими так называемые фальсификации выборов, — это самое настоящее отрицание демократии. У молдавских коммунистов есть одно несомненное преимущество — и сейчас, и во время их нахождения у власти они всегда делают все, для того чтобы были соблюдены правила, то есть законы. А либералы и демократы только и делают, что стараются закрепиться у власти. Любыми способами, в том числе и переписыванием законов.
- Первая попытка незаконно войти во власть была осуществлена либералами и демократами 7 апреля 2009 года. На ваш взгляд, что все-таки произошло в тот трагический для Молдовы день?
- С моей точки зрения, седьмого апреля произошла попытка государственного переворота, организованного и поддержанного реально выдавленными Партией коммунистов из Молдовы мафиозными кланами. Для этого были использованы порядка 150-200 боевиков, которые находились среди протестующих. Лидеры политических формирований вывели людей на площадь, и втемную была разыграна "несчастная" девушка Наталья Морарь — для отвода от себя дальнейших обвинений. По сценарию было рассчитано, что при охране государственных зданий боевиками будет убито несколько детей, для того чтобы дискредитировать коммунистов в глазах общественного мнения в стране и за рубежом и оправдать дальнейшие крики "Долой палачей коммунистов!", и самим войти во власть. Этого, к счастью, не случилось. Не думаю, что тогдашний президент Владимир Воронин знал об этих планах оппозиции — он переживал не столько за протестующих, сколько за выведенных на площадь несовершеннолетних детей.
Был еще один момент после выборов. Дело в том, что Владимир Воронин мог исполнять обязанности президента еще долгое время, даже до следующих парламентских выборов, которые предстоит провести в 2010 году. Владимир Воронин поступил совершенно правильно — он не поддался уговорам оставаться исполняющим обязанности президента. Прежде всего потому, что этим своим шагом он стал бы мишенью для дальнейших атак либералов и демократов, еще больше сплачивало бы ряды антикоммунистов. Они бы еще больше стали кричать: мол, посмотрите, как коммунисты цепляются за власть. Зрелость данного шага экс-президента Молдовы объясняется еще и тем, что, в случае с вашей страной, правительство, которое формируется парламентом, довело бы страну до катастрофы, а Владимир Воронин исполнял бы роль декоративной фигуры в лице врио президента. И опять же, во всем бы обвиняли коммунистов. Нынешнее же правительство — коалиционно-марионеточное — вряд ли будет способна вывести страну из кризиса. Главная причина в том, что правящий альянс слишком большой, а когда начнется настоящее деление экономики на сферы влияния, тогда и начнутся большие трения в этом правительстве. Потому что оно не самостоятельно, оно контролируется: с одной стороны — Румынией, а с другой — мафиозными кланами и структурами. Поэтому я не удивлюсь, если через некоторое время в Молдову начнут возвращаться воры в законе.
- В чем вы видите главную причину того, что Партия коммунистов не добрала, скажем так, до парламентского большинства всего лишь 4-5 мандатов?
- Уверен, что Партии коммунистов есть над чем работать, серьезно проанализировать допущенные промахи, но главная причина проигрыша на июльских парламентских выборах состоит, на мой взгляд, в том, что она не сумела в массовом порядке привлечь на свою сторону городскую молодежь. То же самое относится и к интеллигенции, ведь ключевым моментом любого общества является именно интеллигенция. Ее (в том числе и преподавателей вузов и средних учебных заведений, других ее представителей) Партия коммунистов также не смогла массово привлечь на свою сторону. Но это не только ключевые причины, но и задачи, которые будут стоять перед молдавскими коммунистами на следующих выборах. Это вполне осуществимые задачи, потому что я больше, чем убежден, что со временем электорат, в том числе и зарубежный, очень скоро разочаруется в либеральных властях, и антикоммунистические избиратели вполне могут стать коммунистическими.
- Не могу не задать вам вопрос, связанный с решением приднестровского вопроса, потому как в последнее время вытаскиваются из-под сукна "проекты" (как, например, "план Белковского") объединения с Румынией и предоставления независимости Приднестровью. А последняя идея о создании в этих краях цыганского государства вообще выглядит бредовой...
- Вы знаете, Россия большая страна. В ней есть все, в том числе и идиоты. Необходимо еще учесть и тот факт, что господин Белковский довольно часто занимается провокациями. Именно как таковую я и рассматриваю его "план". Действительно, в свое время существовали головы, даже в администрации президента России, которые выдвигали следующую идею: отдать Молдову Румынии, а самим забрать Приднестровье. Эти люди уволены, причем с треском. Сегодня на уровне российского руководства таких "проектов" не существует. Более того, российский президент Дмитрий Медведев еще весной нынешнего года подтвердил, что Россия приложит максимум усилий для начала процесса молдавской интеграции и объединения страны.
- Приближается Новый, 2010 год. Нас ждет очередная избирательная свистопляска, если, конечно, либералы и демократы не вытащат из рукавов очередной свой "туз". Чего от него можно ожидать?
- Хотелось бы, чтобы он был легче, одна, вряд ли мои желания сбудутся. Скорее всего, годы будет очень тяжелым — даже тяжелее, чем нынешний год, с учетом того факта, что с первого января начнут реализовываться планы МВФ. Хотелось бы пожелать, чтобы за предстоящие месяцы Партия коммунистов добилась взаимопонимания с интеллигенцией и молодежью, чтобы сообща работать на благо Республики Молдова.


Наша справка:
Михаил Геннадьевич Делягин — известный российский экономист и политолог, в разные годы сотрудник группы экспертов Ельцина, советник А. С. Куликова, С. Игнатьева, Б. Немцова, Ю. Д. Маслюкова, Н. Е. Аксененко, Е. М. Примакова, М. М. Касьянова. Автор более чем 600 статей, 8 монографий, среди которых "Экономика неплатежей" (1997), "Мировой кризис. Общая теория глобализации" (2003), "Россия после Путина" (2005), изданная сразу 15-тысячным тиражом, руководитель авторского коллектива книги "Практика глобализации. Игры и правила новой эпохи" (2000). По итогам 2004 года М. Г.Делягин занял 6-е место в рейтинге ведущих социогуманитарных мыслителей (после Ю. Левады, г. Павловского, А.И.Солженицына, Ясина и А.Зиновьева), составленного журналом "Новая политика". По итогам 2005 года его книга "Россия после Путина" заняла 2-е место в рейтинге текстов российских социогуманитарных мыслителей (после "Распутья" А.Зиновьева), подготовленного фондом "Интелрос". Лауреат премии Агентства политических новостей "Солдат империи" (2006).

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Михаил ДЕЛЯГИН.

Международный медиа-клуб "Формат А-3" 21 декабря пригласил на своё очередное мероприятие директора Института глобализации Михаила Делягина.

Ведущий российский экономист рассказал о…… →

Фото
Видео
Статьи