События

Александр Проханов: «Мое любимое место в Крыму - это крейсер "Москва"»

Виктор Александров, novoross.info Источник (ссылка откроется в новом окне)

Для либералов он - и «соловей Генштаба», и варвар-эстет, и отчаянный сюрреалист, даже «прикольный динозавр». Сам он называет себя православным сталинистом и последним солдатом империи, в том числе и той самой, что рухнула в 1991-м. И относительно недавно побывал в Крыму в гостях у Международного медиа-клуба «Формат А-3». Известный российский писатель, публицист и общественный деятель Александр Проханов не только встретился с крымской общественностью, но и любезно согласился побеседовать с нашим корреспондентом.

- Александр Андреевич, в одной из своих статей вы написали, что «российская политическая мысль ничтожна без имперской задачи». «Ее рано или поздно сформулируют. Эта задача должна быть такова, чтобы снова загрузить народ в полном объеме, - экономическом, геостратегическом, метафизическом. Поставить безработным, мающимся дурью поколениям почти недостижимую цель, достижение которой и породит долгожданное "русское чудо"», - подчеркнули вы. Каким вам видится сегодня исторический путь России, устремленный к этому самому долгожданному «русскому чуду»?

- Впереди у России нет иного выбора, как создание империи. Как она будет называться, какой она будет, какая новизна будет в этой империи, какая роль будет в ней других народов, других столиц, других регионов, - но это будет симфония, гармониях великих евразийских пространств, гармония великих населяющих эти пространства народов. И эта гармония достижима, потому что здесь - сам проект создания русского народа. Русский народ был создан как имперский народ, и его мессианство мировое должно объединять вокруг себя другие народ среди тьмы и кромешности.

Во-вторых, русское глубинное сознание связано с идеальным бытием, оно связано с райским смыслом. Русский человек не довольствуется миром, в котором господствуют насилие, зло, подчинение большинства меньшинству, несправедливость, надругательство над святынями. Русские волшебные сказки - они уже проповедуют рай на земле. И герой русских сказок не может жить в атмосфере зла и в атмосфере смерти. Он есть молодильные яблоки – и становится бессмертным. Он уничтожает зло - и создает райское, божественное пребывание в этом мире. Старец Филофей, который провозгласил концепцию «Москва - третий Рим», в знаменитом послании Василию III писал, что смысл государства заключается в том, чтобы государство не просто увеличило свою казну, увеличило свои пространства, усилило армию, а смысл государства в том, чтобы оно сберегало православную райскую сущность, чтобы оно берегло как зеницу ока этот божественный завет создания идеального бытия. А что такое коммунизм? Что такое «красная эра», которую все называют атеистической и безбожной? Это воспроизведение в новых условиях все того же завета, все той же мечты о райском чуде, о райском саде. Кстати, после войны, когда еще дымились деревни, когда еще не просели могилы, когда рыдали вдовы, - Сталин приказал сажать сады. По всей России тогда сажали сады и лесозащитные полосы. И среди разрушенных деревень, обугленных изб цвели волшебные сады. Поэтому идея справедливости – не просто социальной, как было в советское время, а божественной, высшей справедливости, где между человеком и человеком устанавливаются поразительная справедливость, братство, любовь, между человеком и государством, между человеком и природой, между человеком и машиной, звездой небесной и цветком полевым. И эта божественная справедливость - она живет в русском сознании, в русском человеке. Поэтому совершенно очевидные две истины: мечта одного отдельно взятого русского человека о космическом чуде, космическом рае, будь то Пушкин, Достоевский или космист Циолковский, и задача русского народа и русской истории создавать великие народы, ансамбли - вот эти две сущности есть основа будущей русской идеологии. И эта идеология, конечно, связана с примирением двух враждующих до сих пор эпох: православно-монархической и сталинско-красной, коммунистической. И наш изборский клуб (периодическое собрание известных экспертов, специализирующихся на изучении внешней и внутренней политики России; создан в сентябре 2012 во время празднования 1150-летия города Изборск. - «Новоросс.info») проводит огромную работу по примирению этих имперских двух течений. Потому что обе эти формации рухнули под ударом либеральной стихии. Царь погиб после революции в феврале 1917 года, когда по существу его предали все – и церковь, и армия, и культура, - и Советский Союз погиб после невероятной революции Горбачева в августе 1991-го. И на нечего делить: у нас в руках пространства, заветы, заповеди и огромная задача объединить усилия всех государств, для которых социальное значит меньше, чем имперское. Но в недрах этой империи, которую мы строим, конечно же, должна быть идея блага, идея рая, идея абсолютного и чудесного пребывания

Эти вещи выстраданы всей моей жизнью, всем моим опытом, всем моим пребыванием в этом мире. И может быть, не столько моим знанием, сколькой моей верой. Потому что вера в чудо является загадочным, но абсолютно постоянно действующим фактором нашей истории. И когда все кажется совершенно невозможным, когда кругом царит погибель, кругом одни предатели, враги, когда стены Кремля долбят стенобитные машины, - совершается чудо. Одним из таких чудес, которые произошли в наше время и повлияли на мое сознание, мою жизнь, это чудо Евгений Родионова.

- Того русского парня, который был зверски казнен чеченскими боевиками.

- Это чудо солдатика, мальчика по существу, который попал в плен, которому предлагали жизнь, но требовали отречься от православия и перейти на их сторону. Но он не отрекся – и ему отрезали голову и закопали. Его мать отправилась на поиски сына, она в воюющей Чечне двигалась от села к селу, ее били, гнали. Она отыскала место, где похоронен ее сын, откопала его и добилась того, чтобы его доставили в Подольск и там было погребено. И второй раз поехала в Чечню - искать голову сына. А боевики по странному полуязыческому обычаю, когда отрезают голову, затем разбивают ее прикладом, чтобы не мстила эта голова. Она нашла эту голову, везла в сумке в поезде и погребла. И это событие осталось абсолютно безвестным, непознанным. Но странным образом весть Евгений Родионова стала распространяться. Если этот подвиг был совершен, думаю я, значит, ему было за что совершать этот подвиг. Значит, страна не погибла, значит, страна у нас уцелела, уцелели основы существования народа. А потом произошла трагедия с подлодкой «Курск», и последний остававшийся на ней матрос последнее что сделал: написал записку: «Не надо отчаиваться». Это такой как бы завет, тем, кто еще жив.

- Вы упомянули Изборский клуб. Чем сегодня занято это собрание, объединившее одни из лучших умов современной России?

- Изборский клуб - это собрание людей, долго и хорошо знающих друг друга. К этому объединению каждый шел своим путем; есть такие, кто исповедовал либеральные идеи, а кто-то - коммунистические, есть евразийцы, есть умеренные патриоты, экономисты, философы. Основался клуб в сентябре прошлого года, и за это время уже подготовлено несколько докладов для российского руководства. Первый доклад назывался «Стратегия рывка», это то, о чем говорил Путин. Второй доклад посвящен военному строительству. После ухода с поста министра обороны России Сердюкова обнажилась страшная рана на теле Вооруженных Сил. Шойгу пришел фактически на развалины армии. Мы для него сделали доклад, в котором даны исследования проблем рисков, новых театров военных действий, новых методик ведения войны, новых типов вооружений. Третья работа посвящена бело-красному единству, и в нем говорится о необходимости прекращения розни между православными монархистами и коммунистами. Это большая идеологическая работа, призванная консолидировать патриотическое общество. И сейчас мы заканчиваем работу над докладом, тема которого - Евразийский союз. Клуб интересен еще и тем, что раньше подобные интеллектуальные площадки создавали либералы, они создавали ассоциации, в которых разрабатывались рекомендации, которые наполняли идеологическое поле Росси. И вот впервые возникла контригра. Патриоты России создали свою ассамблею. И здесь началась контрработа. Клуб - это не только фабрика мысли. У него есть и другая задача - показать русскому патриотическому сообществу, что оно не одиноко, что у него есть центр, и мы будем привлекать для участия в клубе настоящих патриотов со всех регионов России.

- Пять лет назад вы прогнозировали достаточно скорый уход Черноморского флота России из Севастополя. Вы, в частности, сказали: «Россия прекрасно понимает, что она лишена выхода к Черному морю, еще несколько лет, и мы уйдем из Севастополя. Нам нужна кромка, нам нужны выходы, мы обложены врагами». В мае этого года главком ВМФ России Виктор Чирков заявил, что Севастополь остается основным пунктом базирования кораблей Черноморского флота: «Новороссийская военно-морская база (НВМБ, Новороссийск) ЧФ уже в 2014 году будет готова к приему новых кораблей и подводных лодок, но ее строят не как замену Севастопольской». Означает ли это, что Ваш прогноз не оправдался или все-таки он является куда более долгосрочным?

- Севастополь остается базой флота по договору, но сюда Россия уже не вправе ввести ни одного корабля нового. А корабли, как и люди, стареют. Я побывал в этот приезд в Севастополе, причалы, пирсы – пустые. А раньше стояли крейсера, сторожевики, большие десантные корабли. Флот стареет, умирает, и если тенденция будет продолжаться, то конечно России нужно будет модернизировать свой флот и искать другую базу. И новые корабли, которые поступают на Черноморский флот - шесть лодок подводных, четыре фрегата, - они будут базироваться в Новороссийске, в не здесь. И то, что я говорил, это не прогноз, это реальность, которая складывается. Но она не всегда будет таковой. Если тенденция продолжится, то здесь, в Севастополе, будет стоять либо американский, либо турецкий флот, и это будет большая победа украинского национализма.

- Будучи «православным сталинистом», как вы сегодня оцениваете депортацию крымских татар и других народов из Крыма в 1944 году?

- Всякая империя несет в себе элементы насилия. И все же выселение крымских татар, греков и другие народностей - это ужасное событие, страшное злодеяние.

Присоединение Кавказа к России, походы генерала Ермолова, период, когда воевали на Кавказе Лев Толстой воевал молодой, Лермонтов… Разве там не было насилия над народом? А присоединение Сибири к России, походы Ермака... Это была страшная, ужасная акция!.. А что делал Иван Грозный, этот мерзавец, страшный, кровавый царь? Он усмирил Новгород, который хотел уйти в Европу, разгромил его, усмирил Тверь, казнил всех, кто не хотел централистского государства. Это страшное злодеяние. А что такое принятие Православия на Руси? Было восстание волхвов, сажали людей на колы, рубили! А как страшно поступил Каин по отношению к Авелю, вспомните: милый добрый Авель - и Каин его кончил. Какое злодеяние!

Поэтому историю нельзя рассматривать локально: она такова. И, думаю, если ее рассматривать этически, вся история - на крови, вся она не поддается христианским канонам, у которых христианские мотивации. Тогда Сталин поступил так, как считал необходимым. А потому пришел Хрущев и эту мотивацию устранил. И была доктрина о возвращении народов при Горбачеве. И эти народы возвращаются – и возникает жуткий конфликт.

Я не исключаю, что две чеченские войны были результатом того, что чеченцы были реабилитированы, вернулись из ссылки и решили взять реванш - была страшная бойня, насиловали и убивали русских девчат, два раза испепеляли Грозный. И что? Нашли формы урегулирования, нашли гуманные подходы?

У Сталина была такая форма. А эти что, нашли гуманные подходы? Гуманные подходы Горбачева привели к разрушению Советского Союза, к таким огромным человеческим катастрофам, к такому количеству несчастий! И вот эта крымская каша - тоже результат нового мышления Горбачева, который создал перестройку и разрушил красную империю. Поэтому если выбирать между жесткими имперскими технологиями и слюной, которую сейчас испускают наши пацифисты, - я бы, наверное, последовал тому примеру, как бы меня потом ни называли.

- Другого выхода в той ситуации и не было?

- Не могу сказать. Но мне кажется, что другого выхода и не искали. Нам трудно это представить: война, 30 миллионов убитых, 30 миллионов окровавленных тел - это снимает все представления о сострадании, о жалости, об осторожности. По миру катилась кровавая дикая страшная волна, все были включены в это колоссальное насилие и противодействие этому насилию.

- Не так давно вы сказали, что «не спешили бы говорить о том, что оранжевая революция в России провалилась. Просто она не прошла все свои фазы». По-вашему, такая же ситуация сегодня наблюдается на Украине? Сегодня, когда тот же Евросоюз всячески настаивает на освобождении из-под стражи экс-премьера Юлию Тимошенко, одной из икон «оранжевой» революции, ныне отбывающей тюремный срок, сохраняется ли на территории Украины угроза «оранжевой» чумы?

- Оранжевая революция - это срез режима не парламентскими путями, это способность оппозиционным групп настолько деформировать сегодняшнюю власть, используя для этого интернет-технологии, показать этой власти, что она преступна, что ее ненавидит весь мир, подавить волю этих властей, сделать эту власть исчадием ада, показать, что она вся в крови, и потому дозволено бомбить эту власть. Оранжевая революция может быть проведена и парламентскими путями: когда победил Виктор Янукович на президентских выборах 2004 года, его вынудили пересмотреть итоги выборы и провести третий, незаконный, тур выборов. Он сбежал, он предал власть, будучи законно избранным президентом.

- Но де-юре на тот момент президентом оставался Леонид Кучма.

- В любом случае третий тур не был предусмотрен Конституцией. Общественное мнение очень капризно. Вот Ющенко и Тимошенко - казалось, кумиры народа, какой блестящий был у них триумф во время «оранжевой» революции. И - провал. У Ющенко пять процентов поддержки на последних президентских выборах. Времена меняются, а с ними настроения. Выборы приближаются. Тимошенко не войдет же в Европу из тюремной камеры? Чтобы это могло произойти, эту камеру нужно открыть.

- И все-таки существует угроза реванша «оранжистов»?

- Существует. Будет ли он осуществлен методами «оранжевой» революции, но обычным парламентским методом может быть осуществлен.

- Признаваясь в том, что государство для Вас есть высшая ценность, в которой народ аккумулирует свою способность к историческому творчеству, вы отмечали, что исповедуете «религию, именуемую государственной». Но наряду с этим называли себя «православным сталинистом», то есть все-таки православным. Как православный христианин Вы не можете не знать символ веры, десятый член которого гласит: «Исповедую едино Крещение во исполнение грехов». Неужели вы служите одновременно двум богам? Или как?

- Иван Грозный окружал себя православной средой и рубил топорами. Александр Невский сражался под Крестом Православным, и тевтоны были христианами. Если бы я был настоящим христианином, - а я не настоящий, я недостоин называться христианином православным, то есть последователем Христа, то есть воспринял бы Священное Писание так, как его следует познавать, - я бы вообще ушел от мира и сейчас не разговаривал бы с вами.

- Но вы в молодости уже уходили в деревню…

- Тогда мотивация была у меня не христианская, а скорее, языческая. Я уходил от цивилизации в природу, леса, на волю. Когда мы исповедуем ту или иную религию, веру, мы же исповедуем ее не до конца. Мы все - полуверцы. И священники полуверцы, и монахи полуверцы, и патриарх был полуверец. Не полуверцами являются, наверное, святые, да и те, вероятно, не все. Думаю, если бы Серафиму Саровскому сказать: «Батюшка, ты абсолютно исповедуешь Христа и в тебе Христос», он, наверное, прогнал бы. У русских людей три религии. Первая - это религия природы русской, вся русская литература, поэзия воспевает природу, обожает нашу русскую природу, не может жить без нее. Мы исповедуем православную веру - это вторая религия, - соединенную с первой: это светоносное солнечное состояние. И государство, без которого мы просто ничто.

- Есть ли у вас в Крыму любимые места?

- Мое любимое место в Крыму - это крейсер «Москва». Я так люблю пройтись по его палубам, вдыхая запах железа, солярки. Я подхожу к зенитно-ракетному комплексу, глажу его, называю по имени и говорю: «Ладно, милашка, сиди-сиди, не высовывайся, небо спокойное» (улыбается).

- Как произошло ваше знакомство с Крымским полуостровом?

- Я приехал в Симферополь молодым корреспондентом «Литературной газеты». Мне предложили исследовать проблемы улучшения социализма на территории Крыма. И ко мне в гостиницу стекались директора совхозов, председатели колхозов, матерые мужики, и они меня учили, как можно социализм исправлять. Я все это записывал, но мысли у меня были о другом: скорей бы уже они ушли и я вечером пошел бы в ресторан к знакомым девушкам.

- И пошли?

- (Улыбаясь). Об этом умолчу.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Александр ПРОХАНОВ

Встреча с Александром Прохановым, российским публицистом, писателем, редактором газеты «Завтра», прошедшая 23 мая в Симферополе, стала для журналистов Крыма такой же яркой и…… →

Фото
Видео
Статьи
Публикации в блоге