События

09.06.2013, Крым, Симферополь

Иван ЗАСУРСКИЙ

Фото

На тренинге практика, теоретика и идеолога сетевых СМИ, заведующего кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ Ивана Засурского, который состоялся 7 июня в Симферополе при поддержке медиа-клуба "Формат-А3", не было случайных людей. В зале присутствовали только заинтересованные: те, кому действительно интересны секреты продвижения новых медиа в социальных сетях, кто хотел узнать, как писать читабельные тексты для новых медиа, как сделать посещаемой свою страницу в социальных сетях.

Но прежде, чем начать увлекательную лекцию, в которой было все: от медиапсихологии до истории развития цивилизации и особенностей зарождения нового общества, известный медиа-менеджер поинтересовался, что волнует крымских журналистов и чем они живут? Спросил, сколько газет выходит в Крыму, каковы их тиражи? Затем рассказал о своем самом успешном интернет-проекте «Частный корреспондент», создателем и учредителем которого является.


Глаз против уха

Как представитель Торонтской школы коммуникации, Иван Засурский считает, что состояние и развитие человека определяется тем типом медиа-платформы, на которой он сформировался. Так, существует два способа восприятия информации – «на ухо, и на глаз». Устная культура в России сильнее, чем письменная, т.е, в России – это больше ухо, а в Европе – глаз. И если говорить об истории русской мысли, что Чаадаев смотрит на ухо». Кстати, Чаадаева – человека письменной культуры, по мысли гостя можно сравнить с современными «белоленточниками».
Обсудили разные типы медиа – от рукописной книги, которая задает религию, до газет, которые подключают грамотных и радио, которое, как барабан, задействует всех: потому что один говорит, а все слушают. И наконец телевидение, которое воспитывает общество потребителей, поскольку легко управляет спросом.

«Интернет – это новая платформа, которая все это совмещает, - убежден Засурский, - формируя общество нового типа».

Поговорили об обществе, в котором коммуникация построена на символах, и об обществе, которое живет на мифах: «Современное общество на медийной платформе состоит из символов, а в интернете символы не нужны, - сказал Иван Иванович. - Интернет состоит больше из частной коммуникации – если я пишу, то это мое личное мнение». Да, место для символической информации остается, но это другое место: «Благодаря сообществам, интернет становится такой структурой, в которую общество собирается заново. Интернет – часть нового сообщества, смысл которого состоит в том, что здесь нельзя спрятаться».

По мысли Засурского, интернет-сообщества – это своего рода фан-клубы, и рано или поздно ценности этой структуры упираются в художественное произведение, поскольку роль культуры заключается в том, чтобы опосредованно прогнозировать решение социальных проблем.

«Книжка в свое время дала людям возможность медитировать, не понимая, что они это делают, - говорит Иван Иванович. - Сегодня же, увы, мест, где можно было бы создавать свою личность, все меньше. Личность как норма перестает существовать, происходит эдакий возврат к первобытному обществу, где важнее социальная роль, а не личность".

Взаимопроникновенное непонимание

«Для интернет-среды главной формой коммуникации является конфликт между разнозаряженными сообществами, - считает медиа-эксперт. - В зависимости от того, к какому сообществу вы принадлежите – либералы, консерваторы, геи или педофилы, вы по-разному будете реагировать на новость. Люди перестают понимать, что происходит: они просто составляют свое сообщество, все остальное им не важно. И роль медиа в данном случае - показать, кто ты на самом деле и к какому сообществу принадлежишь».

«Контролировать интернет нельзя, потому что нет материи, а потому сегодняшние политики создают законы, призванные «убрать запах», насадить символы. Старое общество – это иерархическая система жесткой конструкции, а новое – это плавающий баланс интересов, плавающая конструкция», - утверждает Засурский.

Тема – главный двигатель

«Что же касается продвижения в интернете, то это всего лишь вопрос выбора темы, - говорит Засурский. - Надо выбирать такие темы, которые попадают в резонанс: чтобы материал продвинуть, нужно его написать таким способом, чтобы он сам полетел. Однако контент для старых медиа в новых медиа «не летит».

Одной из «уловок» современных СМИ является медиасобытие, т.е. «обсасывание» одной и той же темы. Как, например, смерть принцессы Дианы. «Как правило, большие медиасобытия – это катастрофы и смерть, когда происходит что-то жуткое, медиа начинают делать что-то интересное, - говорит Иван Иванович. - Люди хотят жестокости, с точки зрения максимальной эффективности – это цинизм».

По мысли медиа-эксперта, аудитория живет в соцсетях и сама создает себе то, что хочет читать. Роль медиа в том, чтобы создавать правильные позитивные примеры, заставлять народ «делится достойным».

В то же время, «людям интересны другие люди, а потому востребованным всегда будет очерк, - убежден Засурский. – Сегодня люди, устав, хотят отдохнуть, хотят, чтобы ничего не двигалось, поэтому оживают всякие советские штуки, есть спрос на «медленные жанры» и «медленные медиа».

И прежде чем давать конкретные советы и рекомендации крымским журналистам по продвижению их изданий в «сети», Засурский сказал, что «смысл журналистики в том, что вне журналистики нет общества - вне медиа общества не существует».

Тренинг для крымских журналистов длился 6 часов, на него приехали практикующие журналисты из разных городов Крыма: Севастополя, Джанкоя, Керчи, редакторы СМИ. В зале были и преподаватели факультета журналистики и славянской филологии ТНУ им. В.И. Вернадского, медиа-менеджеры, блоггеры, активные пользователи социальных сетей. Тренинг был построен в интерактивной форме: каждый мог задать гостю свой вопрос и получить на его профессиональный и исчерпывающий ответ.

В заключении Засурский пообещал передать литературу, посвященную новым медиа, которая издается на кафедре новых медиа журфака МГУ.

Видео
Статьи
Публикации в блоге
 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*