События

О чём думает Россия (продолжение)

Кристина Худенко, "Суббота" Источник (ссылка откроется в новом окне)

Чем живут россияне, каким политикам они доверяют, во что верят, кого боятся, кого любят и с кем дружат...

Обо всём этом «Субботе» рассказал директор ВЦИОМ — Всероссийского центра изучения общественного мнения — профессор Валерий Фёдоров, который по приглашению международного медиа-клуба «Формат A3» посетил Ригу для публичной встречи на тему «Россия и Балтия в зеркале общественного мнения».

Российские вожди

— При каком правителе Россия развивалась наиболее правильным путём?

— У советских руководителей и царей рейтинги существенно ниже, чем у современных лидеров Путина и Медведева, чьи периоды правления позитивно оценили 61 и 51 процент россиян.

Тем не менее настойчиво растёт популярность «застойного» Брежнева: люди явно ностальгируют по временам сытой стабильности. Достаточно высоки и позиции Сталина, но как значимого политика из прошлого.

Зато отношение к лидерам постсоветской эпохи Горбачёву и Ельцину хуже некуда. Их обвиняют во всех российских бедах.

Горбачёв: развалил страну и отобрал счастье

— Почему российский народ так не любит Горби, которого в большинстве западных стран готовы носить на руках

— Во время назначения Михаила Сергеевича Генеральным секретарём ЦК КПСС опросов о популярности ещё не проводилось, поэтому трудно сказать, как сильно народ любил Горбачёва на заре власти.

Первые опросы о народном доверии ему мы провели в 1989 и 1990 годах. Они показали, что популярность Горбачёва идет вниз, и очень быстро. Это было связано с большим количеством разочарований и неудовлетворённых ожиданий.

Первое. Затевая перестройку, нам обещали, что всем станет жить лучше. Что мы не только сможем свободно думать, говорить, ездить, но прежде всего одолеем проблему дефицита. В магазинах будет изобилие, как на открывшемся Западе, и мы сможем потратить свои честно заработанные, а не копить их на сберкнижках. Денег при Горбачёве появилось достаточно много, а количество товаров уменьшилось.

Второй фактор — межнациональные конфликты и стремление ряда республик к отделению. К 90-му году уже произошли кровавые столкновения в Баку, Нагорном Карабахе, Тбилиси, прибалтийские республики навострили лыжи... В общем, было ощущение, что страна разваливается. И люди это связывали с курсом Горбачёва, с его неспособностью, а может быть, и нежеланием сохранить единство страны.

Третий фактор. На международной арене Горбачёв начал с призывов к разрядке и завершения холодной войны, и народ это поддержал, но потом создалось ощущение, что разрядка осуществляется за наш, советский счёт. Мы сдаём Восточную Европу, разоружаемся и теряем позиции, а Запад, наоборот, усиливается. И это тоже ударило по авторитету Горбачёва.

К моменту своей отставки Горбачёв был абсолютно непопулярным человеком. Народ был уверен, что именно Горби развалил страну. Особенно показателен был опрос осени-91 — людей спрашивали: когда нам станет жить лучше? Больше половины отвечали: «Никогда!» Настолько была сильна уверенность, что мы идём не туда и впереди нас ждёт коллапс.

 

Ельцин: предмет национального позора

— Как из человека, за которого готовы были умирать на баррикадах, экс-президент превратился в антинародного героя?

— В начале политической карьеры у Ельцина был буквально вертикальный рост популярности. Тут и социология: на выборах-91 он набрал под 90 процентов. Но разочарование в нём началось уже через год. Помните, 1 января 1992 года население проснулось ограбленным — их вклады на сберкнижках в одночасье сгорели.

Но падение рейтинга Ельцина было постепенным — всё-таки он был сильным политиком, маневрировал, через какое-то время отправил в отставку Гайдара, списав на него часть грехов. Назначил крепкого хозяйственника Черномырдина. Далее Ельцин существовал при убывающем рейтинге, но значимой альтернативы ему не было. В 1993 году расстрел парламента укрепил позиции президента. Он ясно показал, у кого сила.

Стремительное падение рейтинга Ельцина стартовало в конце 1994-го — с началом чеченской войны в конце 94-го. Долгой, кровавой и безуспешной. Создалось ощущение, что власть ничего не может, что у нас нет армии и мы снова теряем территории.

К выборам 1996 года Ельцин подошёл с рейтингом около четырёх процентов. После сомнительной победы на них он, по сути, занимался только одним — искал себе преемника. Но любой человек, которого Ельцин поддержал бы, вместо бонуса получал бы груз, который тянет ко дну. Ведь к моменту ухода с поста Ельцин воспринимался не иначе как предмет национального позора, глубоко больной и пьющий человек, за которого стыдно.

Сталин: человек порядка и результатов, любой ценой

— Почему в России так популярен Сталин? Заклеймённого позором на Западе «вождя всех народов» россияне называют то вторым, то третьим по популярности лидером XX века. Положительно к нему относятся 50 процентов жителей России.

— Сталин — человек, при котором патриархальная страна превратилась в индустриальную супердержаву со сферой влияния на полмира, при котором Россия выиграла мировую войну... Так что значение этой личности в истории страны и мира трудно переоценить.

Но я не вижу какого-либо ренессанса сталинизма и особого роста популярности Сталина. Если она и подросла, то на фоне Ленина. Последний ещё лет 20 назад был нашей иконой, а Сталин — персонажем, о котором предпочитали не говорить, хоть и все знали.

Сегодня имидж Ленина потускнел, что связано с дискредитацией понятия «революция». Теперь всем понятно, что революция — это некое болезненно-травматическое событие, вывих истории. Сталин же считается человеком, который в критических условиях достиг впечатляющих результатов. Хотя все понимают цену этого.

— Может, так проявляется жажда сильной руки?

— Скорее желание порядка. Что сейчас, что в 90-е годы россияне убеждались, что порядка в стране нет. Кругом коррупция, взятки, водители превышают скорость, ездят пьяными, преступников ловят, а потом выпускают...

И если в советское время об этом можно было говорить только на кухне, то теперь об этом говорят в полный голос. А при Сталине даже на кухнях молчали, поэтому создалось впечатление, что беспорядка и не было.

Поэтому когда встаёт вопрос «как же установить порядок?», большинство считает, что единственная возможность — государство должно быть сильное, жёсткое, всё взять под контроль. А при ком был такой порядок? Наверное, при Иване Грозном и при Сталине. Сами россияне убеждены, что с нами, русскими, нельзя по-доброму.

Брежнев: идеальный добрый дедушка

Из всех правителей России XX века Леонид Ильич, руководивший Советским Союзом с 1964 по 1982 год, сегодня вызывает самые положительные эмоции у россиян. Хорошо к нему относятся 56 процентов опрошенных, отрицательно — 29 процентов.

— Идеальная фигура по сегодняшним меркам. Не тиран, не жестокий палач, а такой... добрый дедушка. Чьё правление прошло под девизом «Живи сам и давай жить другим». Сегодня он пользуется гораздо большим авторитетом, чем Сталин. При Брежневе можно было позволить себе очень многое в материальном плане, не было страха, мало кого сажали.

Были полные понятность и предсказуемость. Да, двойная мораль — одно на улице и на работе, другое — с друзьями и дома. Но это были общепринятые правила игры. Было понятно, на какие моральные компромиссы надо идти, если ты чего-то хочешь достигнуть. И что если ты на эти компромиссы не идёшь, то хоть ничего и не достигнешь, но и не пропадёшь. Можно даже не работая получать всё необходимое для существования...

Было ощущение позитивной динамики. Народ переселился из хрущоб в панельки, пенсии впервые стали серьёзными, бабушки подкидывали своим детям-алкоголикам на бутылку. Это был социализм с человеческим лицом. И хотя все критиковали пьянство, блат, коррупцию, геронтократию, дефицит, невозможность выехать и т. д., это была критика сытых. В магазинах не было ничего, а в холодильниках было всё.

Все как-то научились жить.

Во времена Брежнева сформировался образ идеального государства по-русски. Это сильное и авторитетное в мире государство — великая держава, — которое преследует не какие-то мессианские цели (мировая революция, гегемония во всём мире), а вполне потребительские: обеспечить жизнь людям. Была забыта программа построения мифического коммунизма к 80-му году, а стали строить развитой социализм, удовлетворяющий потребности советских людей. Нефть и газ, которые мы экспортировали на Запад, приносили деньги на закупку чешской обуви, текстиля, румынской мебели и т. д.

Сегодня идеал страны для российского человека, по сути, не изменился. Мы должны быть великой державой, в которой жить хорошо. Путин именно эти приоритеты и преследует.

Монархия: за и против

— Нужен ли России современный царь?

— Россияне предпочитают Сталина и Ивана Грозного таким, казалось бы, гуманным царям, как освободитель от крепостного права Александр II и любящий семьянин Николай II. С их точки зрения, если при данном правителе страна теряет земли или силу — значит, правитель плохой. Пусть лучше он будет жёсткий и даже жестокий, но не постоит ни за какими жертвами во имя патриотических целей.

Что касается отношения к институту монархии, то большинство россиян вообще не имеют мнения на эту тему. Царя хотели бы 11 процентов. Шесть лет назад ничего не имели против царя 24 процента. Но монархические иллюзии, скорей, удел маргиналов. Большинство считают, что Россией должен управлять избираемый всенародно президент.

Да, у него должны быть неограниченные полномочия, он должен за всё отвечать, но избирать его должны мы, а он должен ориентироваться на нас, а не на потомственную аристократию, парламент или зарубежные центры влияния. Это должен быть наш человек. Мы его хотим ставить и менять, когда он перестаёт отвечать нашим ожиданиям.

 

Олимпиада: состязание за статус державы

Грядущая зимняя Олимпиада в Сочи '2014, за которую Россия так боролась, связана с огромным количеством скандалов: воровство, коррупция, срыв всех сроков... Что думают об этом мероприятии россияне?

— Народ убеждён, что Олимпиада нужна, чтобы показать всему миру, насколько мы круты. Это большая честь, за которую борются разные страны, это возможность продемонстрировать, как мы всё умеем организовать и показать себя в лучшем виде. Если раньше статус великой державы обретался на полях сражений, то теперь этот бой отчасти перенесён на поля спортивных состязаний.

С другой стороны, все понимают, что за Олимпиаду надо платить огромные деньги. Так, может, лучше вложить эти деньги в медицину, образование, построить спортивные площадки не только в Сочи?.. И такие вопросы возникают каждый раз, когда затевается новая амбициозная стройка. Так было с саммитом АТЭС во Владивостоке, с Сочи, с грядущим в 2018 году ЧМ по футболу... Чем, разумеется, пользуется оппозиция, представляя все амбициозные проекты как способ разворовывания денег.

Но ведь в современной России так мало предметов для гордости. И все они лежат преимущественно в прошлом: победа в войне, полёт в космос... Руководство понимает, что высокому уровню жизни можно радоваться, но им нельзя гордиться. Хорошо бы создать айфон вместо американцев, но это сложнее...

 

Православие — это русская самоидентификация

70−80 процентов россиян называют себя православными. По сведениям РПЦ, по-настоящему воцерковленными из них можно считать лишь шесть процентов.

Тем не менее сегодня тема православия не сходит со страниц средств массовой информации — скандалы вокруг РПЦ разражаются один за другим.

— Заметный рост авторитета православной церкви начался с 1987 года, когда праздновалось 1000-летие Руси.

По моему мнению, рост этот был связан с поиском неких основ для новой национальной идентичности. В советское время у всех нас была советская идентичность. Мы считали, что независимо от того, какой ты национальности, ты советский человек и твоя задача — строить первое государство рабочих и крестьян, самое справедливое общество во Вселенной.

Когда выяснилось, что коммунизм — это болтовня, не имеющая отношения к действительности, начался поиск новых корней. Если мы не советские люди, то кто?

Отделившимся республикам было чуть проще. Жители Латвии могли сказать: «Мы латыши!» Хоть это и спорное утверждение, потому что здесь живёт большое количество нелатышей. Но было сказано: «Мы латыши», — и это предопределило историю Латвии на несколько десятилетий вперёд.

В России сказать: «Мы — русские!» — невозможно по определению. Мы привыкли жить в многонациональном государстве. У нас есть татары, башкиры, армяне (больше, чем в Армении) и т. д. Мы сказали бы: «Мы россияне», — но кто такие россияне? От кого они ведут преемственность? От дореволюционной империи? Была попытка построить такую преемственность, но быстро стало ясно, что вся монархическая, императорская, белоофицерская эстетика людьми не принимается.

Были попытки апеллировать к новгородскому вече, традициям древнероссийской демократии — тоже не схватилось. Мы привыкли опираться на иные понятия. Для нас важнее не новгородское вече, а Куликовская битва или Иван Грозный, Пётр Великий и т. д.

Это очень непросто и даже болезненно — выстраивать историческую традицию, на которую можно было бы опираться и которой можно было бы гордиться, а не стыдиться. Причём главный вопрос связан с советским периодом. На него пробовали вообще закрыть глаза — но стало понятно, что выкинуть и забыть его невозможно. А трактовать можно по-разному.

Зюганов предлагал разделить коммунистов на хороших-настоящих (Жуков, Гагарин, Королёв и др.) и плохих (Троцкий, Берия и т. п.). Брать в советском периоде только хорошее, а плохое предавать анафеме. Есть другая точка зрения: всё это, плохое и хорошее, наша история, и вся она — в прошлом. И хватит спорить, кто прав, а кто виноват был 100 лет назад. Но и такая формула не принимается, потому что все мы любим свою историю и считаем себя большими специалистами в ней, готовы до сих пор спорить с пеной у рта: кто был прав, нужно ли было в 39-м заключать договор с Гитлером и т. д.

На этом фоне Русская православная церковь — один из тех институтов, чья роль в истории России воспринимается однозначно как позитивная и скрепляющая, обеспечивающая национальное единство и духовную стойкость русского народа.

Яркий пример — татарское иго: страна была колонией, но сохраняла веру, церковь помогала русскому народу сохраниться как нации, а Сергий Радонежский благословлял князя Дмитрия Донского на битву, то есть церковь занималась идеологическим обеспечением борьбы за национальную независимость.

К церкви всегда было позитивное отношение. Когда мы в 91-м году «проснулись» и поняли, что 20 миллионов членов КПСС больше не члены, начался поиск: куда идти, где окормляться духовно и нравственно? Пошли в церковь. Правда, большинство всего один раз, окреститься. Значительная часть православных даже 10 заповедей не знает и не верит в загробную жизнь. Для них православие — это не вера, а элемент самоидентификации.

Поэтому любое покушение на православие воспринимается как оскорбление всего русского народа.

А начались конфликты с малоизвестного за пределами России факта, когда в 2010 году патриарх Кирилл предложил вернуть церкви монастыри и большое количество утвари. В том числе и уникальные иконы и фрески, которые хранились в музеях. И тут интеллигенция, которая раньше к церкви всегда относилась с пиететом, заявила: вы, попы в клобуках, не понимаете, как отличить мазню бесталанного богомаза от иконы Рублёва, не знаете, как хранить бесценные артефакты. Вы всё испортите!

После этого отношение к церкви у образованной части населения стало меняться в худшую сторону, на чём тут же принялась играть оппозиция. В прессе появились снимки дорогих часов патриарха Кирилла. Стало модно сравнивать скромную «газель» патриархов Армянской или Сербской церквей с 600-м «мерсом» главы РПЦ. Но особенно ему достаётся за открытую поддержку Путина и призывы голосовать за него.

Ну а дальше было дело Pussy Riot. Поскольку девушки выступили на пике оппозиционного белоленточного движения и поддержали их борьбу против Путина, при этом откровенно вытерев ноги об национальную святыню, — они стали одним из важнейших дискредитирующих факторов оппозиции, создав им имидж раскольников, которые рады, когда голые девицы танцуют на алтарях...

С тех пор российская столичная неоинтеллигенция, которая ранее с пиететом относились к церкви, перешла в жёсткую оппозицию к ней... Это негативный факт для церкви, которая потеряла статус священной коровы и несомненного авторитета. Теперь все её действия подвергаются сомнению, а любую ошибку — реальную или придуманную — раскручивают по полной программе.

Чем гордятся россияне за последние 10−15 лет? (Июнь 2013 г.)

Проведение Олимпиады в Сочи — 7%.
Победа российских спортсменов — 6%.
Рост уровня жизни и подъём экономики 6%.
Укрепление международного авторитета страны — 5%.
Мирная обстановка в стране — 3%.
Возрождение армии — 3%.
А также развитие науки, вступление во Всемирную торговую ассоциацию, парад на День Победы, освоение космоса — по 2%.
42% опрошенных сочли, что поводов для гордости сегодня нет.
Кем из ныне живущих соотечественников гордятся россияне? (Июнь 2013 г.)
Владимир Путин — 9%.
Министр обороны Сергей Шойгу — 6%.
Ветераны Великой Отечественной — 6%.
Легендарный доктор Леонид Рошаль — 4%.
Спортсмены — 4%.
Кроме того, опрошенные назвали российских учёных (3%), врачей (2%), нобелевского лауреата Жореса Алфёрова (2%), космонавтов, рабочих, спасателей, артистов, учителей, писателей, людей, которые занимаются благотворительностью (по 1%).
Из конкретных личностей упомянули Дмитрия Медведева, Никиту Михалкова, Владимира Жириновского, Евгения Плющенко, Аллу Пугачёву, Геннадия Зюганова, Иосифа Кобзона (по 1%).
24% считают, что сегодня в России нет людей, которыми можно гордиться. А 33% не вспомнили ни одного такого.

Главные проблемы современных россиян (Май 2013 г.)
Ситуация в сфере ЖКХ — жилищно-коммунального хозяйства — 64%.
Низкий уровень жизни — 49%.
Инфляция и рост цен — 46%.
Коррупция и бюрократизм — 43%.
Ситуация в сфере здравоохранения — 40%.
Алкоголизм — 39%.
Безработица — 38%.
Пенсионное обеспечение — 35%.
Наркомания — 35%.
Положение молодёжи — 30%.
Преступность — 26%.
Ситуация в сфере образования — 26%.
Состояние морали и нравственности — 24%.
Экология и состояние окружающей среды — 21%.
Влияние олигархов на жизнь страны — 20%.
Состояние экономики (экономический кризис) — 19%.
Демографическая ситуация (рождаемость, смертность) — 14%.
Ситуация в армии — 13%.
Терроризм — 12%.
Задержки в выплате зарплат — 11%.
Демократия и права человека — 9%.

Ремарка от Валерия Фёдорова
— Борьба с коррупцией и бюрократизмом совершенно не случайно стала визитной карточкой действующей власти. Зато выдвигаемые оппозицией и западными критиками России лозунги «за демократию и права человека» совершенно не волнуют среднестатистических россиян — для них это не проблема.

Не удивительно, что уровень доверия к оппозиции среди россиян очень низкий. По мнению большинства, оппозиция нужна не для того, чтобы составить конкуренцию, а в перспективе, возможно, сменить действующую власть (как это происходит в большинстве западных стран)... а как щука в пруду, чтобы карась не дремал. То есть чтобы власть делала своё дело, не забывая о том, для чего поставлена.

Цифры

Среднестатистический россиянин читает чуть больше книги в месяц.

Россияне глобальные рекордсмены по количеству времени, проводимому в Интернете и социальных сетях, причём у большинства по нескольку аккаунтов. (Очевидно, им не хватает общения.)

68% россиян устраивает материальное положение их семьи.
64% россиян одобряют деятельность президента России.
56% россиян считают, что предприниматели и банкиры не достойны звания Героя Труда.
57% россиян никогда не уделяли внимание своей физической форме.
22% россиян не хотят заниматься физкультурой из-за лени.
54% россиян проводят выходные у телевизора.
6% россиян идут на выходные в церковь. 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Валерий Федоров

28 июня, по приглашению Международного Медиа-клуба «Формат А3, в Риге выступил генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения ( ВЦИОМ) Валерий…… →

Фото
Видео
Статьи