События
В. Сунгоркин: Выживут газеты, способные защитить читателя от… информации«Грядет новая медийная революция. Нынешний период можно сравнить со временем, когда появились пароходы: даже первые, на угольной тяге, все равно были более мощными, чем парусные суда. И сегодня печатные СМИ, как когда-то корабли под парусами, уже по определению считаются устаревшим, затратным продуктом», — так о состоянии рынка печатной прессы высказался главный редактор популярной на постсоветском пространстве ежедневной газеты «Комсомольская правда» Владимир СУНГОРКИН. Есть ли у печатных изданий шанс выжить? Или газетам в скором будущем придется «уходить» в Интернет? Есть ли пути спасения «утопающих»? Эти вопросы «Крымские известия» задали Владимиру Сунгоркину во время встречи в международном медиа-клубе «Формат-А3» на тему «Современные медиа: секреты успеха». Издание газет всегда было делом затратным. А сегодня, кроме расходов на бумагу, полиграфию, распространение, нужна еще и большая рекламная подпитка. Выжить в таких условиях неимоверно тяжело, а тем более — конкурировать с глобальным телевидением и Интернетом, которые предоставляют населению информацию оперативно, разносторонне и комфортно. Читатели могут возразить, мол, газету удобно читать в дороге, потом свернуть в маленький конвертик и положить в карман, с ней можно валяться на диване. Все так, но ни в электричках, ни в поездах, ни в автобусах и самолетах вы не увидите людей моложе сорока лет, читающих газету. В руках «дерзких и юных» — или электронные книги, или мобильники с подключенным Интернетом, или смартфоны, айпады и прочие интернет-планшеты, то есть современные электронные средства информации и коммуникации с внешним миром. Так что В. Сунгоркин, скорее всего, прав, утверждая, что лет через восемь-десять произойдет лавинообразный обвал газет. Но это, по его мнению, в большей степени коснется ежедневных изданий, которые хотят получать плату от читателей. «Есть несколько прогнозов, когда ежедневные газеты исчезнут. Думаю, через пять лет они будут заменены бесплатными. Обратите внимание: все, кому от пяти до сорока, по другую сторону от бумажной прессы. И хотя Украина в этом плане менее тороплива, чем Россия, но и у вас люди не хотят уже платить за информацию. Ее и так много, а становится еще больше», — отмечает главред «Комсомолки». По его словам, меньшему риску быстрого вымирания подвержены прочие печатные издания, хотя и их тиражи постепенно падают. «Возьмем, например, «Таврические ведомости». Что собой представляет эта газета? Больше похожа на альманах. Почему бы ее раз в месяц и не почитать? Можно. А что собой представляют еженедельники? Скорее, журналы для бедных: они дешевле, чем настоящие журналы, так как напечатаны на более дешевой бумаге. Раз в неделю можно взять, потом еще для чего-нибудь сгодится. Бесплатным газетам тоже ничего не грозит, если есть кому за них платить: то ли из бюджета выделяют деньги, то ли сошедший с ума политик содержит такую газету или олигарх для своего престижа», — вполне серьезно рассуждает В. Сунгоркин. «Комсомольская правда» — ежедневное издание. Неужели не боится страшных прогнозов? Конечно, страх есть. Но он и является движущей силой. Поэтому руководство газеты предпринимает меры, чтобы остаться на плаву. И, надо признать, во многом «КП» преуспела. Взяв когда-то курс на современные технологии в работе с читателями, «Комсомолка» стала не просто газетой с тиражом более трех миллионов экземпляров. Теперь это еще и издательский дом, сайт, входящий в первую десятку информсайтов Европы, радио в тридцати городах и круглосуточное интерактивное телевидение «КП-ТВ» с аудиторией около пятнадцати миллионов зрителей. Впрочем, не всем изданиям по плечу такое грандиозное перевоплощение. Так как же удержаться в одной лодке с более сильными СМИ? «Нас учили, что газета несет людям информацию. Сейчас эта догма не работает, — говорит То есть, по словам главреда «КП», выживут газеты, нацеленные на обслуживание читателя, но не в плане перекармливания его новостями, а отсеивания ненужного «мусора». Профессионалы дают понять: мы все лишнее убрали и отобрали то, что тебе, дорогой клиент, интереснее всего. В данном случае мы тебя защищаем, заботимся, чтобы твой мозг не засорять чем попало. «Кроме того, ставится задача уменьшать объем газеты. Если раньше считалось: чем толще, тем лучше, то теперь — нет. В нашем случае 32 страницы формата А3 — предел. Мы бережем нашего читателя», — отмечает В. Сунгоркин. В общем, первое правило выживания — отбор информации, чтобы человек, прочитав газету, чувствовал, что этого количества ему вполне достаточно. Второе — поиск возможностей для бесплатного распространения, рекламодателя, способного продвинуть издание. «Мы обратили внимание, что бесплатные газеты люди разбирают охотно. Теперь ставим эксперимент в сибирском городе Омске. Хотим выпускать там бесплатный тираж нашей газеты с весьма «изощренной» формой распространения: мы нашли солидного рекламодателя и спрашиваем его, где должна реализовываться газета, чтобы ты в ней поместил свою рекламу? Он говорит: там и там, а вот туда нести не надо. О’кей, отвечаем мы и делаем именно так», — рассказывает В. Сунгоркин. Но такой метод — тоже не панацея от всех бед. Конечно, кому-то можно уповать и на гранты, кому-то — на дотации государства. Но большинство газет с такой финансовой подпиткой, по мнению московского гостя, рано или поздно тоже закроется. Ориентироваться надо только на интересы читателя. А для этого изучать его потребности: что он любит читать, что его волнует. Кстати, региональным газетам, как отмечает В. Сунгоркин, проще в этом отношении, так как они пишут о внутренней жизни региона, а значит, о самом насущном. Именно по этой причине местная пресса способна дольше остальных удержаться на плаву. |
|
|||||
|
Ваш комментарий