События

В. Сунгоркин: Выживут газеты, способные защитить читателя от… информации

Ольга Сафронова, "Крымские известия" Источник (ссылка откроется в новом окне)

 «Грядет новая медийная революция. Нынешний период можно сравнить со временем, когда появились пароходы: даже первые, на угольной тяге, все равно были более мощными, чем парусные суда. И сегодня печатные СМИ, как когда-то корабли под парусами, уже по определению считаются устаревшим, затратным продуктом», — так о состоянии рынка печатной прессы высказался главный редактор популярной на постсоветском пространстве ежедневной газеты «Комсомольская правда» Владимир СУНГОРКИН.

Есть ли у печатных изданий шанс выжить? Или газетам в скором будущем придется «уходить» в Интернет? Есть ли пути спасения «утопающих»? Эти вопросы «Крымские известия» задали Владимиру Сунгоркину во время встречи в международном медиа-клубе «Формат-А3» на тему «Современные медиа: секреты успеха».

Издание газет всегда было делом затратным. А сегодня, кроме расходов на бумагу, полиграфию, распространение, нужна еще и большая рекламная подпитка. Выжить в таких условиях неимоверно тяжело, а тем более — конкурировать с глобальным телевидением и Интернетом, которые предоставляют населению информацию оперативно, разносторонне и комфортно. Читатели могут возразить, мол, газету удобно читать в дороге, потом свернуть в маленький конвертик и положить в карман, с ней можно валяться на диване. Все так, но ни в электричках, ни в поездах, ни в автобусах и самолетах вы не увидите людей моложе сорока лет, читающих газету. В руках «дерзких и юных» — или электронные книги, или мобильники с подключенным Интернетом, или смартфоны, айпады и прочие интернет-планшеты, то есть современные электронные средства информации и коммуникации с внешним миром. Так что В. Сунгоркин, скорее всего, прав, утверждая, что лет через восемь-десять произойдет лавинообразный обвал газет. Но это, по его мнению, в большей степени коснется ежедневных изданий, которые хотят получать плату от читателей.

«Есть несколько прогнозов, когда ежедневные газеты исчезнут. Думаю, через пять лет они будут заменены бесплатными. Обратите внимание: все, кому от пяти до сорока, по другую сторону от бумажной прессы. И хотя Украина в этом плане менее тороплива, чем Россия, но и у вас люди не хотят уже платить за информацию. Ее и так много, а становится еще больше», — отмечает главред «Комсомолки».

По его словам, меньшему риску быстрого вымирания подвержены прочие печатные издания, хотя и их тиражи постепенно падают.

«Возьмем, например, «Таврические ведомости». Что собой представляет эта газета? Больше похожа на альманах. Почему бы ее раз в месяц и не почитать? Можно. А что собой представляют еженедельники? Скорее, журналы для бедных: они дешевле, чем настоящие журналы, так как напечатаны на более дешевой бумаге. Раз в неделю можно взять, потом еще для чего-нибудь сгодится. Бесплатным газетам тоже ничего не грозит, если есть кому за них платить: то ли из бюджета выделяют деньги, то ли сошедший с ума политик содержит такую газету или олигарх для своего престижа», — вполне серьезно рассуждает В. Сунгоркин.

«Комсомольская правда» — ежедневное издание. Неужели не боится страшных прогнозов? Конечно, страх есть. Но он и является движущей силой. Поэтому руководство газеты предпринимает меры, чтобы остаться на плаву. И, надо признать, во многом «КП» преуспела. Взяв когда-то курс на современные технологии в работе с читателями, «Комсомолка» стала не просто газетой с тиражом более трех миллионов экземпляров. Теперь это еще и издательский дом, сайт, входящий в первую десятку информсайтов Европы, радио в тридцати городах и круглосуточное интерактивное телевидение «КП-ТВ» с аудиторией около пятнадцати миллионов зрителей.

Впрочем, не всем изданиям по плечу такое грандиозное перевоплощение. Так как же удержаться в одной лодке с более сильными СМИ?

«Нас учили, что газета несет людям информацию. Сейчас эта догма не работает, — говорит
В. Сунгоркин. — Сегодня и так имеем перенасыщение информацией. Так вот, мы задумались, в чем может быть преимущество газеты? И сделали вывод, что спасательным кругом для нее становится не наличие большого объема информации, а, наоборот, возможность оградить читателей от огромного потока всевозможных сведений».

То есть, по словам главреда «КП», выживут газеты, нацеленные на обслуживание читателя, но не в плане перекармливания его новостями, а отсеивания ненужного «мусора». Профессионалы дают понять: мы все лишнее убрали и отобрали то, что тебе, дорогой клиент, интереснее всего. В данном случае мы тебя защищаем, заботимся, чтобы твой мозг не засорять чем попало.

«Кроме того, ставится задача уменьшать объем газеты. Если раньше считалось: чем толще, тем лучше, то теперь — нет. В нашем случае 32 страницы формата А3 — предел. Мы бережем нашего читателя», — отмечает В. Сунгоркин.

В общем, первое правило выживания — отбор информации, чтобы человек, прочитав газету, чувствовал, что этого количества ему вполне достаточно.

Второе — поиск возможностей для бесплатного распространения, рекламодателя, способного продвинуть издание.

«Мы обратили внимание, что бесплатные газеты люди разбирают охотно. Теперь ставим эксперимент в сибирском городе Омске. Хотим выпускать там бесплатный тираж нашей газеты с весьма «изощренной» формой распространения: мы нашли солидного рекламодателя и спрашиваем его, где должна реализовываться газета, чтобы ты в ней поместил свою рекламу? Он говорит: там и там, а вот туда нести не надо. О’кей, отвечаем мы и делаем именно так», — рассказывает В. Сунгоркин.

Но такой метод — тоже не панацея от всех бед. Конечно, кому-то можно уповать и на гранты, кому-то — на дотации государства. Но большинство газет с такой финансовой подпиткой, по мнению московского гостя, рано или поздно тоже закроется. Ориентироваться надо только на интересы читателя. А для этого изучать его потребности: что он любит читать, что его волнует. Кстати, региональным газетам, как отмечает В. Сунгоркин, проще в этом отношении, так как они пишут о внутренней жизни региона, а значит, о самом насущном. Именно по этой причине местная пресса способна дольше остальных удержаться на плаву.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Владимир Сунгоркин

По приглашению Международного медиа-клуба «Формат-А3» 31 июля в Симферополе выступал главный редактор популярнейшей ежедневной газеты «Комсомольская правда» Владимир…… →

Фото
Видео
Статьи