События
Падающего подтолкниВ минувший понедельник в Риге по приглашению международного медиаклуба «Формат А–3» выступил известный российский журналист, телеведущий и политический обозреватель канала «Россия» Константин Семин. С 2004 по 2007 год он руководил корпунктом ВГТРК в Нью–Йорке, работал ведущим программы «Вести», окончил магистратуру факультета документалистики New York University. Автор документальных фильмов «Империя добра», «Мама Америка», рижанам для начала он показал фрагменты своего фильма–расследования «Планета Вавилон. Хроники великой рецессии». О том, до чего довело планету безудержное потребление: «Мы стоим на пороге серьезных потрясений, глобальная экономика не может больше существовать в прежнем виде, невозможно бесконечно бороться с пузырями, надувая новые пузыри». Цивилизационная катастрофа в фильме показывается через обычных людей — жителей разных стран: безработных и пока еще работающих, своими мнениями делятся чиновники, предприниматели, журналисты, экономисты, рабочие, священники… То, что лежит на поверхности: кризис начался в 2007–м, и руководители всех мастей как бы ищут пути борьбы с ним (иные даже уверяют, что находят). Духовные лица, правда, не сомневаются в том, что кризис этот не экономический — кризис человечности. Уже была в древности разрушена одна Вавилонская башня — плод человеческого тщеславия, но люди упорно сооружают новую. Хотя результат заранее известен. А как иначе, когда даже предприятия благополучной Германии выбрасывают за ненадобностью на улицы десятки тысяч человек. Уважительной объявляется причина: «Надо уметь конкурировать!» И цветы вместо заводов В Испании массовая безработица среди молодежи, чтобы прокормить детей, молодые родители все чаще вынуждены продавать свои органы. В Греции распродается государственное имущество, закрыты традиционные промыслы, ликвидирована промышленность. «Не потому, что греки ленятся работать, — комментирует автор. — Они работают больше, чем в Германии, но в Германии остается промышленность, а в Греции — нет. Она там была до вступления в ЕС, но грекам уготовили место обслуги, они и жили на кредиты». Подтверждением тому кадры, хорошо знакомые и латвийцам: цветники вместо металлургических заводов (хотя в нашем случае там просто свалки). Один из предпринимателей делится парадоксальным выводом: «Растут продажи сверхдорогих и сверхдешевых продуктов, а товары средней ценовой категории никому не нужны — средний класс растворяется!» Швейцарские ученые провели исследование, результаты которого были хорошо известны всем заранее, но все равно шокировали общественность: миром правят всего полсотни финансовых корпораций. Потому банки оказываются сильнее национальных правительств. Узок круг «повелителей мира», лица их хорошо известны, чужим дорога внутрь сообщества заказана. Они заваливают мир виртуальными деньгами, люди ведутся на кредиты, забывая, что жизнь взаймы не навсегда, однажды за все придется заплатить. И все, в общем–то, всем понятно. Священники излагают простые истины: не будь жадным, будь добр к соседям. Но этические нормы как–то плавно изменились на противоположные, человек для человека перестал быть ценностью. Китайский эксперт берет на себя смелость объявить: глобализация пошла захватывать мир с тех пор, как умер СССР. И дело не в русском факторе — с крахом социалистической державы человечество лишилось альтернативы, гуманистические ценности растоптаны всепоглощающим прагматизмом. А для счастья нужно мало… Налицо кризис морали: Скандинавские страны сливают молоко в море, чтоб не допустить снижения цен на него, в то время как африканцы умирают от голода. Лидер профсоюза Германии предостерегает: «Очень много отчаявшихся людей, и они вскоре выйдут на улицу». Но этим «повелителей» не испугать, ведь «война — это первая корпорация. Проверенное лекарство от кризиса. Она дает и прибыль, и работу мужчинам». Вопрос лишь в том, нужна ли война простым людям, которых миллионы? За что им воевать — за прибыли финансовых корпораций? Православный иеромонах, живущий в глухих лесах Карелии, в свое время «хлебнул» бизнеса так, что только теперь, признается, понял, как на самом деле мало нужно человеку для счастья. Муфтий солидарен с ним: «Когда люди почувствуют боль, они начнут искать лекарство. Жизнь в руках Бога, ничего не надо бояться». Но кто знает, насколько затянутся поиски масс, успеют ли найти? Зато подобные Чичваркину уверены, что уже давно все поняли про жизнь и про смерть: человек — животное, смысл существования которого в том, чтобы есть и размножаться. И тут все способы хороши. — К религии я никого не толкаю. Выхода из этого цивилизационного кризиса я не знаю, ответов у меня нет, — признался автор по окончании фильма. — Ясно, что планета заваливается ничем не обеспеченными деньгами. Падающего толкни — мир после краха СССР развивается по такой модели, люди съедают людей, корпорации — корпорации. Мы в фильме пытались найти альтернативу, одним из путей может быть вера. В России ситуация особенная — наша предрасположенность к коллективизму вместо шкурничества, наша историческая и духовная инерция — это наш резерв, который, надеюсь, поможет опрокинуть компрадорские намерения. Большинство жителей России находятся в оппозиции к разворовыванию страны, и лимит их ожиданий исчерпан. Кучка столичных жителей, называющая себя либеральной оппозицией, никакой поддержкой у них не пользуется. Привычная дорога — по граблям! В процессе подготовки фильма Константин Семин поговорил со множеством людей из полутора десятка стран, многое наверняка осталось за кадром, поэтому рижские зрители вопросы бросились задавать очень активно. Все, конечно, искали альтернативу приближающейся пропасти. Может, спасаться поодиночке, жить локально в противовес глобализации? Эта крайность — откат в прошлое, по мнению Семина, не только не выход, но даже регресс. Исламский фундаментализм — флагман этого движения. Средние века в противовес страшному проекту глобализации — тут большой вопрос, что страшнее. «Все решается на поле боя, а там деревянной дубиной эту машину не остановить. А как остановить, я не знаю». — Какое влияние на кризис оказал крах СССР? — В самых разных уголках планеты люди говорили, что это катастрофа даже не для нас — для всего мира. Что же вы сделали, — спрашивали меня и сами отвечали: вы лишили человечество альтернативного пути развития. Но так как человечество упорно идет по граблям, оно не делает выводов из прошлого, а между тем глубочайшие кризисы мир переживал накануне Первой и Второй мировых войн. Проходить этот путь заново можно, но это вопрос цены. — Почему вы в своем фильме не вините национальные правительства, которые все позволяют в своих государствах финансовым корпорациям? Почему не вините самих людей, которые всем пользовались с удовольствием? — поинтересовался молодой финансовый аналитик. — Правительства изначально несвободны, национальные бюрократии кормятся от финансовых корпораций и, соответственно, проводят их интересы. Избиратели вообще ничего не решают. Ну где вы видели, чтоб демократии побеждали в решающих битвах? Побеждали сильные личности, которые вели за собой людей. Из публики поинтересовались, как автор фильма относится в этой связи, например, к трагедии украинского народа — голодомору? На что автор пояснил, что скорбит по всем жертвам голодомора, «но люди гибли от голода не только на Украине. Это была жертва индустрии, которая потом разгромила фашизм. Никакого сравнения Гитлера со Сталиным нет и не может быть, потому что именно Советский Союз заплатил страшную цену за победу в той войне. Именно СССР (а не американцы высадкой в Нормандии!) освободил узников концлагерей и спас Европу от фашизма. Не было никакой дружбы Сталина с Гитлером, СССР еще в 36–м году игнорировал Олимпиаду в Мюнхене, где победители из Америки, Англии и Германии позировали на фото, вскинув руки в приветствии „Хайль Гитлер!“ Накануне Второй мировой, когда глубочайший кризис поразил Америку и Европу, только в СССР продолжался экономический подъем. И весь мир смотрел на социалистическую модель с надеждой». — Можно ли жить успешно отдельно от финансовых корпораций? Приходилось ли вам видеть такие примеры? — Да, я видел много удачных примеров. И понял, что тут важно самообразование. Читать не только микроблоги, но главное — настоящие книги. Все будет зависеть от того, как мы сами будем себя вести. Может, не обязательно всем ходить в церковь, но книги читать точно необходимо. |
|
|||||
|
Ваш комментарий