События

Россию мучают проблемы идентификации

Роберта Трацявичюте, «Lietuvos žinios» Источник (ссылка откроется в новом окне)

Многие россияне все еще ощущают травму по поводу русских, как разделенной нации. Как утверждает генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров, существует проблема с идентификацией: немало россиян думает, что Украина - это часть России, зато некоторые республики Северного Кавказа своими не считает.

Хотя опросы общественного мнения, по утверждению гостившего в Вильнюсе В.Федорова показывают, что многие россияне относят Литву к недружественным России государствам, его соотечественники о нашей стране думают мало. В такие списки чаще попадают другие страны Балтии.

«Русский крест»

- Ваш центр ежемесячно опрашивает людей, с какими важнейшими проблемами сталкивается Россия. Так что же беспокоит россиян?

- Больше года основной проблемой являлось жилищно-коммунальное хозяйство. Если в советское время «черной дырой» экономики было сельское хозяйство, сейчас это в прошлом – экспортируются миллионы тонн зерна, чего не было со времен царской России. Однако в «черную дыру» соскользнуло жилищно-коммунальное хозяйство, на оплату его услуг тратятся огромные деньги, тарифы постоянно растут, ситуация совсем не прозрачная, управляющие компании возникают и банкротятся, качество услуг не улучшается, а расходы все растут. Это становится и политической проблемой. Недавно президент создал специальное Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, периодически проводит заседания на эту тему, так как игнорировать ее невозможно, необходимы радикальные перемены.

На втором месте – миграция. Она особенно актуальна для больших городов. Это не единичная проблема, скорее, их комплекс. Люди не столько боятся, сколько ощущают неясную опасность, возникающую не от самих рабочих мигрантов, обычно мирно выглядящих, а от того, что их становится все больше, они селятся локально, занимают целые дома и улицы. В школах все увеличивается количество детей мигрантов, которые плохо говорят по-русски, поэтому русские семьи стремятся поменять класс, поскольку, понятно, уровень обучения снижается. Таким образом формируется тенденция гетто– мигранты живут компактно, по своим законам, в невидимых анклавах. Это еще больше усиливает страхи. Конечно, этим пользуются политики, в первую очередь – оппозиция. Участвовавший в прошлых выборах мера Москвы основной кандидат от оппозиции Алексей Навальный известен тем, что активно эксплуатирует эту тему. Дмитрий Рогозин предлагает ввести визы для мигрантов из Средней Азии.

Еще одна проблема связана с коррупцией и бюрократизмом. Если вспомнить наших писателей, творивших несколько сот лет назад, ответ на вопрос: «Как в России?», был таким: «Кто может – грабит, кто не может – ворует». В каком то смысле это было константой. Однако последние 3-4 года этот вопрос поднимается намного активнее, чем раньше. И причина, я думаю, только одна – как только власть объявила, что она борется с коррупцией и на каждом углу об этом напоминает, сразу же люди на вопрос: «Какие в нашей стране проблемы?», отвечают: «Коррупция».

Конечно, большая проблема – наркомания, алкоголизм. Причем, алкоголизм – беда пожилых людей, а наркомания – больше молодежи, особенно имеющей деньги, например, из богатых городов Сибири и Урала, где много нефти и газа.

Закончу проблемами в системе здравоохранения. Беда, что качественной бесплатной медицины мало, а платные услуги пациентам малодоступны. Это создает напряжение, ведь люди с советских времен привыкли, что у нас медицина должна быть бесплатной.

Вопросы демократии, прав человека, сексуальных меньшинств занимают место в конце второй десятки важнейших вопросов. Люди об этом не говорят, их это не волнует. Но по этим вопросам достаточно часто дискутируется в интернете. Тут нужно понимать, что интернет сообщество любящих поболтать людей ограничено, этих людей немного, их мало кто читает.

- Среди основных проблем Вы упомянули алкоголизм. Действительно, Россия лидирует в мире по потреблению алкоголя. А в государственных масштабах это воспринимается как проблема?

- Еще несколько лет назад существовало такое понятие, как «русский крест» -это когда кривая смерти растет, а рождаемости –падает. В последнем десятилетии прошлого века этот «крест» висел над Россией, прогнозировался ужасающий сценарий, что к 2050 году страна вымрет. Придя во власть Владимир Путин заявил, что основной нашей задачей является сохранение нации. Это значит: должны поощрять рождаемость и уменьшать смертность. Были выделены главнейшие причины смертности: аварийность, болезни сердечно-сосудистой системы, алкоголизм. Для решения каждой из этих проблем принята отдельная программа.

Для начала уменьшить проблему алкоголизма пробуют, борясь с поддельным нелегальным алкоголем. У нас много народу умирает не от водки, а от суррогатов. Было закрыто много нелегальных фабрик. Потом была введена политика минимальных цен на алкоголь. Минимально возможная цена алкоголя постоянно повышается. Если не ошибаюсь, сейчас она повышена до 180 рублей ( примерно 13,5 литов – прим. ред.) за бутылку. Так же ограничено время продажи алкоголя, есть возрастные ограничения для молодежи. Эти правила действовали и раньше, но сейчас к ним относятся более строго.

По статистике, в последние годы продажа и потребление алкоголя в России снижаются. Пока нельзя говорить, что мы победили эту национальную болезнь, однако пример Скандинавских стран показывает, что успех возможен, если политика осуществляется комплексно и долговременно.

Косо смотрят на кавказцев

- Недавно ваш центр проводил опрос о российской идентификации, он должен был ответить на вопрос: «кто такие россияне?» Каковы результаты этого опроса?

– Доминирующая черта нашей идентификации – это идентификация гражданская. Россия – не только русские, это граждане любой национальности. За более, чем 20 лет существования независимой России удалось сформировать убеждение, что все мы являемся гражданами одной страны и это в первую очередь нас объединяет. Неважно, кто ты – татарин, русский, карел или украинец – ты гражданин России.

Конечно, есть проблемы с идентификацией. К примеру, многие еще ощущают травму по поводу русских, как разделенной нации. Только в Украине осталось более, чем 10 млн русских. В некотором смысле можно усмотреть аналогию с Германией, когда после Первой мировой войны много немцев оказалось в Польше, в Чехии.

Задавали вопрос: «Как думаете, Украина – это Россия, или нет?», такой же вопрос задавали и о некоторых спорных территориях. Выяснилось, что, по мнению большинства россиян, Украина – не Россия, ее считают другой страной. Однако немалая часть опрошенных ответила, что все же Украина – это Россия. Так отвечали, в первую очередь, те, кто имеет родню в Украине, кто активно общается, кому сообщество Украины и России очень важно.
И это проблема, ведь существуют подтвержденные международным правом границы, воля каждого государства идти собственным путем. Но есть и такие чувства, эмоции, на которых играют и политики. К счастью, на сегодняшний день российские политики этим стали пользоваться меньше. А в конце XX века было модным утверждение бывшего мера Москвы Юрия Лужкова о том, что Севастополь был и остается российским городом. Сейчас на государственном уровне такого больше нет.

- Существуют и другие парадоксы, имею в виду, что многие россияне Дагестан, Чечню не считают частью своей страны.

- Есть несколько проблемных республик Северного Кавказа. Там мало работы, но много молодых людей, которым нужно получить образование и найти свое место под солнцем. В своей республике они это сделать не могут и отправляются в другие города России. Там жизнь другая, иные нормы поведения. Таким образом, эта молодежь, в некотором смысле, становится источником напряжения. Местные жители к ним тоже настроены негативно. Тем более, что прибывающие – в основном молодые несемейные мужчины, и это в любых условиях, для любой нации наиболее склонная к преступлениям группа. В городах, где прибывшие из этих республик образовали немалые группы и держатся особняком, стремятся занять определенные позиции в бизнесе и, может, даже во власти, они становятся объектом враждебности. Когда спрашиваем: «Дагестан, Чечня – это Россия?», большинство отвечает, что нет, это не Россия. Это не означает, что респонденты предлагают их выкинуть из состава России, однако это мина замедленного действия. Например, с Татарстаном такой проблемы нет. Люди считают, что Татарстан – это Россия. По отношению к татарам нет реакции отторжения, страха, напряжения. Конфликт был урегулирован 20 лет назад.

Жители Дагестана, Чечни отлично говорят по-русски, но ведут себя по другому, у них другая религия, другое представление о том, как должны одеваться и вести себя женщины. Они держаться вместе, не позволяют обижать своих. Из-за этого русские их избегают, кое-кто собирается в националистические организации, организует «русские марши».

Это проблема идентичности, которую необходимо как-то решать. Государство многое делает, что бы изменить ситуацию. Например, меняются учебники Российской истории, разрабатывается концепция единого учебника, что бы не было так, когда в одной республике учат, что Россия их завоевала, оккупировала, а в других, русских регионах, писали бы, что это было дружественное присоединение. Если живем в одном государстве, должны иметь общее представление о том, что нас объединяет, а это – история, литература, общие ценности.

О Литве думают мало

- Анализ общественного мнения из года в год показывает, что россияне Литву считают одним из недружественных государств.

- Нет, действительно нет.

- Это показал проведенный осенью вашим центром опрос, а так же исследования «Левада - центра».

- Ничего подобного. Про «Левада - центр» ничего сказать не могу. А нас неверно процитировали российские журналисты. Это действительно неправда. Наоборот, Литва очень редко попадает в список «дружественных и недружественных России государств». Россияне про Литву мало думают, не так как, скажем, про Грузию, Украину, Эстонию и Латвию. Не могу сказать, что Литва для россиян «белое пятно», просто в большинстве случаев она не попадает на первые страницы газет.

А когда же попадает? Насколько припоминаю, это было несколько раз. Когда была запрещена советская символика, и когда какой-то литовский политик заявил, что Россия должна заплатить Литве 300 млн. евро.

Латвия и Эстония создают гораздо больше поводов попасть в такой список. Это связано с проблемами «негражданства», которых в вашей стране нет, также с проблемами обучения на русском языке. Латвия и Эстония регулярно оказываются в первой пятерке стран, недружественных России. Если Литва там окажется, то только из-за конъюнктурной ситуации, связанной с активностью ваших политиков. И есть неоспоримые аргументы, доказывающие, что Литву россияне оценивают хорошо. В первую очередь, это показывает число приезжающих сюда российских туристов.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Валерий Федоров

Международный медиа-клуб «Формат-А3» в Литве начал работу в новом, 2014 году встречей с политологом, генеральным директором Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ)…… →

Фото
Видео
Статьи