События

Литва и Европа глазами россиян

Юлиянас Галишанскис, «Vilniaus diena» Источник (ссылка откроется в новом окне)

Озвучить мнение россиян о Литве и Евросоюзе газета попросила социолога, генерального директора Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Валерия Федорова.

- Вам наверняка приходилось изучать мнение россиян о различных странах. Почему государства Балтии они считают враждебными? – спросила «Вильняюс диена» В.Федорова.

- Некоторые причины уже можно отнести к прошлому, они постепенно забываются. Среди них – стремление Балтийских стран выйти из СССР. Само такое стремление часть россиян оценивает негативно, что уж говорить о Прибалтике. Если вы от нас бежите, выходит, нас не любите. Такой же взгляд на Украину, Молдавию и другие страны. Но это обстоятельство уже уходит в прошлое, родилось новое поколение, для них независимость Балтийских стран – реальность, другого они не знают и не помнят. А для старшего поколения это еще важно.

Другая тема, тоже уже уходящая в прошлое, это членство в ЕС и, особенно, в НАТО. Последнее десятилетие прошлого века это была широко обсуждаемая и очень конфликтная тема. До сих пор в России НАТО рассматривается не как оборонный союз, а как нападающий и агрессивный. НАТО само дает для этого аргументы, участвуя в войнах в Югославии, Ливии и других странах. Так вот, членство стран Балтии в НАТО негативно сказывается на их имидже. Но если НАТО не будет размахивать ракетами - и это обстоятельство также отойдет на второй план. А если будет новая интервенция, хоть и под гуманитарными знаменами, это сразу усилит негативный взгляд на НАТО и на все страны, ей принадлежащие.

И третья, самая важная и болезненная, тема – положение русскоязычного населения стран Балтии. Это меньше касается Литвы, по известным причинам, больше Латвии и Эстонии.
Любое упоминание о закрытии русских школ, ужесточение требований получения гражданства, вызывают новую волну недовольства.

Это три важнейшие внешние причины, но есть и конъектурные, ведь в странах Балтии хватает горячих голов. Требования какого-нибудь политика вернуть 40 млрд.евро за нанесенный ущерб сразу же вызывают ответный приступ недоверия. Здесь сами жители Балтийских стран должны подумать, как ведут себя их политики.

Хочу подчеркнуть, что россияне не чувствуют этнического разделения по отношению к населению Балтийских стран. К примеру, говоря об отношениях с населением Центральной Азии – таджиками, узбеками, киргизами, также со странами Закавказья, очень сильно чувствуется этническая нота. Кто-то ее называет ксенофобией, кто-то более нежно, но ощущается большая культурная дистанция. Эти народы воспринимаются как другие, но не из-за цвета кожи или формы глаз, а из-за другой культуры, потому что они ведут себя по-другому. А говоря о странах Балтии, хотя они тоже имеют другую культуру, религию и образ жизни, культурная дистанция не выглядит болезненной. Это не чужие люди, с которыми невозможно найти общий язык. Иными словами, нет никакого этнического противостояния, и это очень важно понимать. Нет такой пропасти, есть только политические несогласия. Сегодня они есть, а что будет завтра – не знаю. Это зависит от политиков обеих стран.

- Посмотрим еще шире – как русские смотрят на всю Европу. Раньше Евросоюз был словно экономическая и политическая модель, пример, к которому все стремились. Сегодня ЕС больше ассоциируется со спадом, большой безработицей, другими проблемами. Как россияне сегодня расценивают Евросоюз?

- Правильно говорите, это действительно была модель, и даже если перспективы России вступить в Евросоюз всегда были весьма сомнительны, хотя бы потому, что мы очень большие, да и сам ЕС не жаждет нас видеть в своих рядах, для большинства россиян ЕС был ориентиром, большинство хотело жить по-европейски.

Но это закончилось еще в середине последнего десятилетия прошлого века. Так как уже тогда болезненные реформы и водоворот кризисов, которые пережила Россия, вызвали разочарование европейской моделью. И американской также. Некоторые последующие политические события показали, что Европа вовсе не является такой хорошей и нежной матерью, стремящейся всех пригреть на своей груди. Война в Югославии и 1999-й для России были переломным временем. Так как те самые люди, которые говорили о свободе, равных правах и мире, слали свои бомбардировщики убивать людей. Это был перелом, и иллюзии большинства россиян по поводу Евросоюза развеялись.

Далее были попытки оживить «роман». Президент Владимир Путин пришел во власть, имея сильный проевропейский вектор, хотел укреплять отношения с Германией, Францией, Великобританией. Но россияне уже не ориентировались на Европу, в их сознании утвердилась новая идея – что кризисом придавленная Россия начала восстанавливаться. Начала расти экономика, доходы населения, национальное самоуважение. Раньше люди считали, что они ни на что не способны, кроме как стоять в очередях за гуманитарной помощью, в прошедшем десятилетии все это исчезло, возникла потребность психологической компенсации. И тогда люди хлынули в Европу, начали сорить деньгами, покупать виллы, и уже больше не было желания не только вступить в ЕС, но и ориентироваться на него. Утвердилось мнение, что мы это уже переросли.

На стыке нынешнего и прошлого десятилетий отношения России и Евросоюза начали ухудшаться, причин было много, не стану их сейчас называть. Но было явное нежелание Евросоюза сближаться с Россией. Визовой вопрос, пожалуй, единственный актуальный для широкой общественности вопрос, а в большой политике никто не разбирается и не хочет разбираться. С визовым вопросом Россия все стучится в двери Евросоюза, а они остаются закрытыми, только выдвигаются все новые требования. Понятно, выдвигаются для того, чтобы были аргументы, почему ЕС не вводит безвизовый режим с Россией.

- Как россияне оценивают события последних месяцев на Украине?

- Неопределившиеся страны СНГ – Украина, Армения, Молдавия – как ЕС, так и Россией рассматриваются как поле битвы. Любой кризис на Украине или Молдавии россияне рассматривают с точки зрения соперничества с ЕС, в Евросоюзе видят конкурента, а не партнера. И, опять же, ЕС сам много для этого делает. Видим, как активно Жозе Мануэль Баррозу ( председатель Еврокомиссии) и другие политики Евросоюза сейчас участвуют в событиях на Майдане, выходят на поддержку митингующих. Другими словами, откровенное вмешательство во внутренние дела государств, очень важных для России, также негативно влияет на восприятие ЕС.

Итак, резюмируя, раньше НАТО рассматривалось со знаком минус, ЕС – со знаком плюс. Считалось, что ЕС - основанная на гуманитарных ценностях, очень экономически сильная организация, и там люди живут в лучших условиях. Поэтому самый простой способ – присоединиться, и у нас все будет хорошо. Но выяснилось, что все не так. Что сам Евросоюз в глубоком кризисе, люди в нем живут не так уж хорошо, часто проводится антирусская политика по множеству острых вопросов. Поэтому Евросоюз сейчас в России не популярен, оценивается скорее не плохо, а, сказал бы, нейтрально, с негативным оттенком.

- Итак, разочаровавшись в ЕС, Россия решила сама стать центром притяжения и формировать собственный союз – Евразийский?

- Россия уже давно хотела стать центром притяжения, ведь и СНГ было некой, более легкой, чем СССР, формой объединения стран вокруг России. А вокруг кого еще объединяться? Россия – крупнейшее государство в регионе, ее экономика самая большая. Но такая форма интеграции не оправдала себя. Последние 15 лет российские, казахские, белорусские политики искали более жизнеспособные формы интеграции. Было множество попыток, например, союз с Белоруссией, но он тоже не удался. Сейчас, кажется, удалось нащупать форму, которая имеет перспективы – это Евразийский Экономический Союз. Здесь важнейший принцип таков – лучше меньше, да лучше. Пусть государств будет меньше, но их элиты будут иметь явное желание объединяться не только на словах, но и на деле.
Решение было принято, три государства (Россия, Белоруссия и Казахстан) объединились и теперь довольно динамично интегрируются. Когда стало ясно, что рождается новый центр притяжения, появились и новые кандидаты. Кто-то сам пытается проситься в этот союз, как Киргизия, хоть их не очень ждут. Кого-то союз сам приглашает, как Украину, но она все не может определиться.

В любом случае, это уже реальность, альтернативный центр притяжения. Понятно, это нервирует Евросоюз, ведь раньше это была уникальная, единственная гравитационная сила. И раньше другие государства имели только такой выбор: или записаться в очередь на вступление в ЕС, менять свою экономику, правовую и политическую систему и ждать приглашения, которого можно и не дождаться, или отказаться от интеграции и иметь имидж отсталого, не имеющего будущего, государства. А теперь выяснилось, что альтернатива возможна.

И если Евросоюз предлагает высокие стандарты, хорошо действующие институции, свободное движение – без сомнения, это очень ценные вещи, то Евразийский Экономический Союз предлагает скидки на газ и нефть. Эти скидки очень большие, и не только элитам, но и населению, которое платит за эти газ и нефть. Это оказалось очень эффективным способом. Ведь не даром, Армения всего за несколько месяцев передумала и начала вести переговоры по поводу вступления.

Евразийский Экономический Союз – очень важный проект для президента Владимира Путина, этот проект уже действует, посмотрим, что его ждет. Там есть немало проблем, но вспомним, что и ЕС к сегодняшней форме шел полвека, а ЕАЭС - всего несколько лет. Там много экономических, бюрократических и других проблем, но механизм понемногу начинает нормально действовать.

- Упомянули проблемы, с которыми сегодня сталкивается Евразийский Экономический Союз, какие это проблемы?

- Конфликты, без сомнения, есть и будут, ведь основа – это экономика. Есть вопросы, где интересы совпадают, а есть такие, где не совпадают. Например, молочный вопрос между Россией и Белоруссией. Российские молокопроизводители заявляют: не нужно нам дешевое белорусское молоко, мы не можем с ним конкурировать. В Белоруссии государство дотирует производство молока, огромное количество этого молока экспортируется в Россию. В России государство производство молока не дотирует, либо дотирует во много меньших масштабах. Из-за этого страдают наши молочники.

Итак, есть конфликт. Это длинная история, долгие переговоры. Но этот конфликт, по моему мнению, является источником развития. Мы не разбегаемся в разные стороны, а продуктивно работаем. Это не идеологический или национальный, а реальный экономический вопрос, который, со временем, должен быть урегулирован, как в свое время его урегулировала та же ЕС.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Валерий Федоров

Международный медиа-клуб «Формат-А3» в Литве начал работу в новом, 2014 году встречей с политологом, генеральным директором Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ)…… →

Фото
Видео
Статьи