События

Александр Адабашьян: «Либеральная интеллигенция радуется всем неудачам России»

Олег Дашевский, Молдавские ведомости Источник (ссылка откроется в новом окне)

«Овсянка, сэ-эр!», – кто не помнит «фирменное» это приглашение к завтраку аристократа Баскервиля его величавым дворецким Бэрримором в экранизации рассказов Конан Дойля. На самом деле – известным российским актёром и сценаристом, а также профессиональным художником Александром Адабашьяном.

 

Клуб «Формат А-3» пригласил его на встречу с молдавской творческой интеллигенцией. Разговор намечался о вечных ценностях на экране и в жизни, но то и дело соскальзывал на политику. Оно и понятно: то, что творится сегодня в реале, – кино, да и только!

 

Адреналиновые эскапады

 

И вот вошёл в конференц-зал один из умнейших людей России, такой до боли знакомый... Пошутил насчёт своего роста и простоял на ногах весь вечер вопросов и ответов. Как выяснилось, Адабашьян выкроил два дня в своем плотном графике для первого своего посещения Кишинева. Проехав от аэропорта до гостиницы особых достопримечательностей не приметил.

 

Он коренной москвич. Поступил в Строгановку, попал в армию и «запулился» на Урал, где вскоре очутился в штабе в качестве писаря, потому что там узнали, что он «знатно малюет», потом был понижен в должности за какую-то шалость. Ему довелось носить погоны танкиста, артиллериста и лётчика. Вообще в последующей жизни он сделал много невероятного.

 

«Адреналиновые эскапады» – школьное хулиганство, нечаянное увлечение физикой, преподавание в европейской сценарной студии во Франции, где Адабашьян всех «заболтал» своим идеальным галльским произношением (учился как никак во «французской школе»), постановка оперы в Ла Скала, занятия консалтингом и т.д.. Он женился на Марине, сестре Павла Лебешева, любимейшего оператора Тарковского. Овдовел. У него есть дети и внуки.

 

Затем последовали ответы на вопросы.

 

«В Бога верую»

 

В отношении каких-нибудь хороших фильмов (а то задолбала бездарщина) сказал: «Могу порекомендовать не очень свежий – «Самостоятельная жизнь» Хлебникова. Безалаберную и смешную комедию «Горько!», похожую на российскую жизнь, но с большой любовью к персонажам, и «Легенду № 17».

 

Смотрел мало что, времени нет. Пользуясь служебным положением, советую посмотреть картину с моим активным участием в качестве сценариста и главного героя «Собачий рай». Сценарий валялся 10 лет и вот понадобился. Режиссёр очень хороший – Аня Чернакова».

 

О партпринадлежности: «Беспартийный, но был комсомольцем».

 

О вере в Бога: «Верую».

 

Об отношении к Крыму: «Как относиться иначе, когда 80 процентов процентов населения пришли на референдум и 97 процентов из них проголосовали «за»? Это их решение. Обстоятельства жизни заставили такое решение принять».

 

Хватит трагических опытов!

 

Об оппозиции и критике власти: «Мне тоже не все по душе, что в моей стране происходит. Но я никогда не выступаю на стороне либеральной интеллигенции. Почему-то этот протест начался со слов «нам не нравится». Если бы начинался с «нам нравится или мы хотим», это было бы интересней. Мы уже проходили подобное в 1917 году. Не нравился царизм. А что нравилось? Что-нибудь другое. Получили это другое. И те, кто больше всего возмущался, оказались кто далеко (выслали), а кто глубоко (закопали). Не хотелось бы этот трагический опыт повторять.

 

Либеральная интеллигенция радуется всем неудачам родины. Какой восторг они выражали, когда думали, что Олимпиады не будет. Что всё разворовали. Потом что медалей не будет – всё, конец! Но мы выиграли. А они нашли другие гадости. Если всё вам так не нравится, тогда действительно уезжайте и живите там, где вам хорошо. И это будет ваша общая радость, где вы будете петь в общем хоре».

 

На съёмках должен быть один гений, а не несколько

 

Об отношениях с Никитой Михалковым: «Мы знакомы с 14 лет. После многих лет вместе естественны пресыщенность и усталость. Но мы многому друг у друга научились. В процессе съёмки должен быть один гений и истина в последней инстанции, добровольная диктатура, а не несколько их. Он таким и был. В последней его картине «Солнечный удар» я снялся и был автором сценария».

 

О том, как разобраться в огромном потоке информации:«Вопрос индивидуальности. Кому-то вранье может показаться правдой - и в кино в частности. Кино создаёт мифы. Ковбой, например, это был «коровий мальчик», или пастух. Запыленные, грязные ребята-скотоводы. Ничего романтического нету. Но потом была сочинена целая цивилизация ковбоев – спортивные ребята на роскошных лошадях. Ради интереса найдите в картине о них хоть одну корову. Такие легенды многие страны создают о себе. Враньё, но ничего постыдного.

 

Так же как французы создали миф о Франции времён Сопротивления. Положа руку на сердце, она была союзницей Германии. Вся страна работала на рейх, с территории Франции бомбили Англию. И с Италией фашизм вроде мало ассоциируется. Ну был какой-то дурачок Муссолини. Хотя фашизм зародился именно там и слово само от итальянского «фашо» (союз) происходит. Кто-то выворачивает свои язвы и раны и бьёт себя в грудь, а кто-то смеясь идет дальше. Только правда и ничего кроме правды – это сложно. В Версале прошлых веков мужчины на балы брали с собой пинцет, чтобы вовремя поймать у дамы блоху. А нам подают то время как сплошное очарование».

 

Об озарениях: «Фильм «Мадо, до востребования», снятый мной во Франции, больше был авантюрой. Сначала предложили написать сценарий по книжке, мне понравился характер героини. Это был монолог, действия очень мало, и я много дописал. Авторша, естественно, сразу возненавидела меня. А продюсеры, которым я живописно в лицах представил действо, заинтересовались и сказали: снимай! Режиссура – не профессия, а склад характера. Его видение мира – на данный момент единственно правильное. Это озарение, которого человечеству не хватало»...

 

К слову, кино Александр Артемьевич считает не столько искусством, сколько плодом технического прогресса.

 

«Я подписал письмо за Путина»

 

О цензуре выразился так: «С исчезновением цензуры и редактуры пропал ремесленный уровень драматургии и режиссуры в нашем кино. Потому что были специалисты, которые могли сказать: так не говорили в то время… Сжечь дом, чтобы вывести тараканов... Просто взять и сломать? Шукшин как-то попал в Югославию, где все были свободны. Он спросил: «Фильмы-то есть хорошие?». Ему ответили, что нет. Вот вам и освободились».

Насчёт того, почему он стал подписантом коллективного письма в поддержку политики Путина: «Да, я подписал недавно письмо за Путина. Мне была симпатичной компания тех, кто «за». Творческие люди не должны, конечно, заниматься политикой. Но так уже достали своей критикой и Олимпиады и всего прочего, что просто нет сил. Я позвонил и попросил меня включить в список «за».

 

О ситуации в Незалежной: «На Украине нормальная инспирированная ситуация. Всё то же, что было в Сербии, Югославии и на Гаити».

 

О насилии на телеэкранах и о том, можно ли «пережить» поток отрицательной информации:
«Чтобы не нервничать, надо полистать художественный альбом. Протянул руку, прочитал две страницы и успокоился».

 

Сотворец фильмов-событий

Александр Адабашьян был художником-постановщиком фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» Михалкова, где работал в блестящей компании актёров-титанов Богатырёва, Солоницына, Шакурова, Кайдановского. Потом была «Раба любви» (в то время тяжело заболела и умерла жена Марина). Затем вместе с Михалковым они написали сценарий «Неоконченной пьесы для механического пианино» и благодаря форс-мажору экранизировали его.

 

В Пущино сняли большую часть картины «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». Во время съёмок этой ленты Александр женился на Екатерине Шадриной, студентке театрально-художественного училища.

 

Вместе с братьями Никитой Михалковым и Андроном Кончаловским Адабашьян создал приключенческую ленту «Транссибирский экспресс». С Михалковым написал сценарий к фильму «Пять вечеров», в котором выступил как актёр.

 

Фильм «Очи чёрные» стал последней совместной работой Михалкова с Адабашьяном – художником картины (с Марчелло Мастрояни в главной роли). Все фильмы получили массу международных призов.

Затем Адабашьян храбро пустился в свободное плавание и снял как постановщик «Мадо, до востребования». В 2002 году на экраны вышел сериал «Азазель» по роману Акунина, режиссёром которого стал Адабашьян.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Александр Адабашьян

26 марта Молдову посетил классик советского и российского кино Александр Адабашьян. Гости такого уровня в Кишиневе редкость, тем ценнее стал приезд Александра Артемовича. Поговорить и, главное,…… →

Фото
Видео
Статьи
Публикации в блоге