События
14.04.2014, Молдавия, Кишинёв Вадим Абдрашитов |
По приглашению медиа-клуба 14 апреля в столицу Республики Молдова приехал известный российский и советский режиссер Вадим Абдрашитов. Вадим Юсупович приезжал в Молдавию в далёком 1977-м - на премьеру своего фильма «Поворот». Абдрашитов многое помнит о том Кишиневе, и поэтому, приехав сюда снова, искал взглядом знакомые места. В первый же день своего визита Вадим Юсупович отправился в Дом-музей А.С.Пушкина. Экскурсию для известного режиссера провела директор дома-музея Александра Стаканова. Вадим Абдрашитов был восхищен бережным отношением к памяти русского поэта в Молдавии, а позже признался, что к Пушкину у него особое отношение. К режиссеру Абрашитову, как оказалось, у молдавского зрителя тоже отношение особое - на встречу пришли и журналисты, и режиссеры, музыканты и сотрудники консерватории, психологи, студенты факультетов журналистики и Академии искусств Республики Молдова. Первые несколько вопросов на встрече, конечно касались событий на Украине и, в частности, в родном для Абдрашитова Харькове. «Идут сложнейшие процессы. Ответить однозначно на вопросы о то, что будет на Украине, никто не может. В этот момент, когда кто-то из политиков начинает упрощать ситуацию и объяснять мне, как обывателю, простоту способа решения проблемы, я перестаю в это верить. Процессы, слишком сложны. Я надеюсь, что хватит практического ума, ответственности и генетической памяти всем политикам, которые в это замешаны... Я лично принял бы любой вариант, лишь бы он был без крови…» Потом стали расспрашивать о том, что помнит российский режиссер о молдавском кинематографе советского периода. «Я принадлежу к тому поколению, которое имело счастье жить без границ. Мы никогда не думали о границах, это было свободное пространство. Мы, кинематографисты, жили в этом пространстве. Варились в одном супе. Но при этом существовали отдельные киношколы, направления в отдельных республиках. Существовала грузинская школа кино, новая волна в Казахстане, киргизское документальное кино, прибалтийский кинематограф – это были особые отдельные виды кинематографа. Но мы, повторюсь, жили в свободном пространстве. Мы эти фильмы знали. Устраивались премьеры, мы встречались. Со многими учились вместе. Что говорить, это была семья, общность, которая воспринималась как должное. В эту семью входила и молдавская киношкола. А картины, снятые на «Молдова-фильм» крутили на всех союзных экранах, я не говорю уже, что премьеры всегда проходили в Москве в Доме кино». Многих в зале интересовал вопрос, как Абдрашитову удавалось обойти советскую цензуру и поднимать в своих картинах острые проблемы, и как он выкручивался из ситуации, когда ему «сверху» давали рекомендации – кого из актеров взять на картину. «Вы должны понимать, что кроме цензуры в советское время была и редактура. Был жесткий отбор. Большая часть того, что снимают сейчас – не удивило бы свет никогда. Была качественная литература, значит, и драматургией и сценарным делом все обстояло хорошо. Советские цензоры просто чувствовали, что что-то не то. Если снять этого актера – получится одно, а если другого – то совсем не то, что надо. Но я хочу сказать, что все зависело от режиссера. Нужно было, как бы это сказать помягче – «додавить». Хороший режиссер всегда будет снимать того, кого хочет. Когда я утвердил Олега Борисова на роль в фильме “Остановите поезд”, мне запретили его снимать два года, так как его наказали. Но настоял на своем. А мою картину «Парад планет» спас главный цензор Ярмаш и таких примеров много». «У нас была свобода в кинотворчестве. Да, было два сложных момента: утверждение сценария и сдача картины. А между этими двумя моментами был огромный период свободы. Снимай, что хочешь, и государство обязано тебя обеспечить всем, что требуется для съемок. О деньгах никто не думал…» Вадима Адбрашитова спросили о его пристрастиях в литературе и музыке, попросили порекомендовать интересные ему документальные фильмы. «В музыке пристрастий нет. Они возникают только во время работы с композитором над картиной. Я помню потрясающую работу над лентой «Слуга». Не снято ни одного кадра, а мы придумывали музыку. Так что картина состоялась благодаря композитору Владимир Дашкевичу и дирижеру Московского камерного хора Владимиру Минину». Кстати, Вадим Юсупович был рад узнать, что его друг Владимир Минин - кишиневец, здесь его знают и любят. Абдрашитов входит в состав жюри документальной секции Международного кинофестиваля «Сталкер». Молдавской аудитории российский режиссер порекомендовал посмотреть документальный фильм «Список Киселева» и картину «Амур – великая река». Участники встречи клуба «Формат-А3» с В.Ю.Абдрашитовым, задавшие самые яркие вопросы, получили в подарок диски с фильмами режиссера. В этот же вечер Вадим Юсупович побывал у памятника известному молдавскому режиссеру Эмилю Лотяну. Эмиля Владимировича Абдрашитов знал лично, дружил с ним, и восхищается его кинокартинами. Вадим Юсупович был тронут, что такой памятник в столице республики есть, и что именем Лотяну назван один из центральных кинотеатров Кишинева. Но кишиневскую аудиторию медиа-клуба ждет еще один сюрприз – на следующей неделе в Кишиневе состоится показ одной из картин Вадима Абдрашитова . Подробности мы обязательно опубликуем в местных печатных и электронных СМИ. |
|
|
Комментарии
explaining everything about that.
Ваш комментарий