События

14.04.2014, Молдавия, Кишинёв

Вадим Абдрашитов

Фото

По приглашению медиа-клуба 14 апреля в столицу Республики Молдова приехал известный российский и советский режиссер Вадим Абдрашитов.

Вадим Юсупович приезжал в Молдавию в далёком 1977-м - на премьеру своего фильма «Поворот». Абдрашитов многое помнит о том Кишиневе, и поэтому, приехав сюда снова, искал взглядом знакомые места. В первый же день своего визита Вадим Юсупович отправился в Дом-музей А.С.Пушкина. Экскурсию для известного режиссера провела директор дома-музея Александра Стаканова. Вадим Абдрашитов был восхищен бережным отношением к памяти русского поэта в Молдавии, а позже признался, что к Пушкину у него особое отношение.

К режиссеру Абрашитову, как оказалось, у молдавского зрителя тоже отношение особое - на встречу пришли и журналисты, и режиссеры, музыканты и сотрудники консерватории, психологи, студенты факультетов журналистики и Академии искусств Республики Молдова.

Первые несколько вопросов на встрече, конечно касались событий на Украине и, в частности, в родном для Абдрашитова Харькове. «Идут сложнейшие процессы. Ответить однозначно на вопросы о то, что будет на Украине, никто не может. В этот момент, когда кто-то из политиков начинает упрощать ситуацию и объяснять мне, как обывателю, простоту способа решения проблемы, я перестаю в это верить. Процессы, слишком сложны. Я надеюсь, что хватит практического ума, ответственности и генетической памяти всем политикам, которые в это замешаны... Я лично принял бы любой вариант, лишь бы он был без крови…»

Потом стали расспрашивать о том, что помнит российский режиссер о молдавском кинематографе советского периода. «Я принадлежу к тому поколению, которое имело счастье жить без границ. Мы никогда не думали о границах, это было свободное пространство. Мы, кинематографисты, жили в этом пространстве. Варились в одном супе. Но при этом существовали отдельные киношколы, направления в отдельных республиках. Существовала грузинская школа кино, новая волна в Казахстане, киргизское документальное кино, прибалтийский кинематограф – это были особые отдельные виды кинематографа. Но мы, повторюсь, жили в свободном пространстве. Мы эти фильмы знали. Устраивались премьеры, мы встречались. Со многими учились вместе. Что говорить, это была семья, общность, которая воспринималась как должное. В эту семью входила и молдавская киношкола. А картины, снятые на «Молдова-фильм» крутили на всех союзных экранах, я не говорю уже, что премьеры всегда проходили в Москве в Доме кино».

Многих в зале интересовал вопрос, как Абдрашитову удавалось обойти советскую цензуру и поднимать в своих картинах острые проблемы, и как он выкручивался из ситуации, когда ему «сверху» давали рекомендации – кого из актеров взять на картину. «Вы должны понимать, что кроме цензуры в советское время была и редактура. Был жесткий отбор. Большая часть того, что снимают сейчас – не удивило бы свет никогда. Была качественная литература, значит, и драматургией и сценарным делом все обстояло хорошо. Советские цензоры просто чувствовали, что что-то не то. Если снять этого актера – получится одно, а если другого – то совсем не то, что надо. Но я хочу сказать, что все зависело от режиссера. Нужно было, как бы это сказать помягче – «додавить». Хороший режиссер всегда будет снимать того, кого хочет. Когда я утвердил Олега Борисова на роль в фильме “Остановите поезд”, мне запретили его снимать два года, так как его наказали. Но настоял на своем. А мою картину «Парад планет» спас главный цензор Ярмаш и таких примеров много».

«У нас была свобода в кинотворчестве. Да, было два сложных момента: утверждение сценария и сдача картины. А между этими двумя моментами был огромный период свободы. Снимай, что хочешь, и государство обязано тебя обеспечить всем, что требуется для съемок. О деньгах никто не думал…»

Вадима Адбрашитова спросили о его пристрастиях в литературе и музыке, попросили порекомендовать интересные ему документальные фильмы. «В музыке пристрастий нет. Они возникают только во время работы с композитором над картиной. Я помню потрясающую работу над лентой «Слуга». Не снято ни одного кадра, а мы придумывали музыку. Так что картина состоялась благодаря композитору Владимир Дашкевичу и дирижеру Московского камерного хора Владимиру Минину». Кстати, Вадим Юсупович был рад узнать, что его друг Владимир Минин - кишиневец, здесь его знают и любят.

Абдрашитов входит в состав жюри документальной секции Международного кинофестиваля «Сталкер». Молдавской аудитории российский режиссер порекомендовал посмотреть документальный фильм «Список Киселева» и картину «Амур – великая река».

Участники встречи клуба «Формат-А3» с В.Ю.Абдрашитовым, задавшие самые яркие вопросы, получили в подарок диски с фильмами режиссера.

В этот же вечер Вадим Юсупович побывал у памятника известному молдавскому режиссеру Эмилю Лотяну. Эмиля Владимировича Абдрашитов знал лично, дружил с ним, и восхищается его кинокартинами. Вадим Юсупович был тронут, что такой памятник в столице республики есть, и что именем Лотяну назван один из центральных кинотеатров Кишинева.

Но кишиневскую аудиторию медиа-клуба ждет еще один сюрприз – на следующей неделе в Кишиневе состоится показ одной из картин Вадима Абдрашитова . Подробности мы обязательно опубликуем в местных печатных и электронных СМИ.

 

Комментарии

11.04.2024, 23:30 Buy authentic prochlorperazine from trusted online pharmacies
Fastidious respond in return of this difficulty with firm arguments and
explaining everything about that.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*