События

В советские времена художники были настолько же несвободны, как и сегодня, но...

Автор Наталья Силицкая, Газета "Эксперт Новостей" Источник (ссылка откроется в новом окне)

Молдавский климат рождает талантов и искренних поклонников

Искренние поклонники в молдавском климате

14 апреля в столицу Республики Молдова по приглашению Международного медиа-клуба «Формат-А3» приехал известный российский и советский режиссер Вадим Абдрашитов.

Вадим Абдрашитов стал известен буквально с институтской скамьи - в 1974 году он успешно защитил свою дипломную работу — сатирическую комедию по рассказу Г. А. Горина «Остановите Потапова!», которая сразу сделала его знаменитым. Впоследствии молодого режиссера пригласил работать на «Мосфильм» Юлий Райзман. Здесь же он встретил Александра Миндадзе – друга-сценариста, с которым за 30 лет снял 11 лент: «Слово для защиты» (1976), «Поворот» (1978), «Охота на лис» (1980), «Остановился поезд» (1982), «Парад планет» (1984), «Плюмбум или Опасная игра» (1986), «Слуга» (1988), «Армавир» (1991), «Пьеса для пассажира» (1995), «Время танцора» (1998), «Магнитные бури» (2003).

Эти фильмы — лауреаты многочисленных кинофестивалей, отмеченные отечественными призами (академий «Ника», «Золотой Орел», «Золотой Овен») и зарубежными премиями (в Берлине, Венеции, Локарно и др.), собирали полные кинотеатры несколько десятилетий подряд, не оставляя равнодушных ни в одном зале.
Правда, как сам маэстро признался на встрече с кишиневскими зрителями, последние 10 лет не снимает из-за отсутствия финансирования. Хотя замыслов очень много. Теперь вот приходится осваивать, помимо режиссерской и продюсерскую деятельность. Он с грустью заметил, что существующее законодательство России предусматривает мизерную государственную поддержку и совсем не стимулирует меценатство.

Об образовании и уровне кинематографа

Но главная боль режиссера, как стало понятно после встречи с ним – не съемки собственных фильмов, а отсутствие потенциала у молодых, отсутствие общей культуры и гражданской позиции. По его мнению, причина – в образовании вообще, которое в России как будто бы специально искореняет в своих гражданах умение читать, думать, развиваться и обобщать свой опыт. На эту тему он «сворачивал» постоянно, какие бы вопросы ни задавались.
И хотя тема встречи была «Кинематограф, который делает человека по-настоящему свободным», по его мнению, свободным человек не бывает никогда – в любые времена и при любых обстоятельствах остается давление личных и общественных обстоятельств, собственных задач и принципов, времени, погоды, денег, собственных представлений, здоровья близких и пр.
«Свобода – это возможность создать то, что хочешь, воплотить свой замыслы». И в этом смысле Абдрашитов считает, что в советские времена художники были примерно настолько же несвободны, как и сегодня. Более того, тогда, на его взгляд, в кинематограф приходили более опытные и талантливые личности. Это были люди практически сформировавшиеся, которым было что сказать, чем поделиться.

В 50-70 годы в кинематографа приходили люди, получившие «колоссальный опыт войны» - Чухрай, Тодоровский, Алов, Наумов, Шукшин и пр., которые реализовывали свой опыт в своих лентах. И многие-многие другие.

-- На моем курсе – а я поступал уже с высшим техническим образованием, отработав три года на заводе. У нас был летчик-испытатель реактивных самолетов, профессиональный писатель, боксер.

Сегодня во ВГИК приходят вчерашние школьники, не имеющие понятия об элементарных вещах и просто неграмотные. Это следствие образовательной политики. Раньше ты мог получить первое образование, отработать по распределению и свободно получать второе – тоже бесплатно. Сегодня можешь получить бесплатно только одно образование. За второе заплатить возможность есть не у всех. Поэтому тот, кто должен быть во ВГИКЕ сегодня туда не попадают «Если бы вы знали, как сейчас выглядит ВГИК – это детский сад, старшая группа», - совсем не весело рассказывает Абдрашитов – профессор ВГИКА.

- Из года в год сокращается количество часов литературы, а общество молчит, - удивлялся он, вспоминая, что в советские – подцензурные – годы уровень литературы и драматургии был на уровне, что сказывалось и на качестве кинематографа. Творили такие мастодонты как Трифонов, Аксенов, Гроссман, Солженицын… Поэтому даже цензоры помогали иногда режиссерам выводить в свет фильмы, если они были по-настоящему талантливы. Откуда этому взяться сегодня?

-- У нас повсюду насаждается насильственный инфантилизм, как я его называю, - на экранах, в школах, вузах. И последствия этого катастрофичны для страны, - убежден Абдрашитов, рассказав, что они с группой единомышленников лет 12 пытаются достучаться до власти – пишут письма в думу, правительство, министерство. Все соглашаются, что образовательную политику надо менять. Но ничего не меняется.

Герой нашего времени – женщина

-- Большинство картин, которые сегодня выпускаются в прокат, в те времена просто никогда не появились на экранах, - замечает Вадим Абдрашитов, пораженно признаваясь, что сам никогда бы не мог представить, что на его курсе окажется две трети девочек, тогда как раньше их было не больше двух-трех – да и то лишь для «площадки» (надо же было кому-то играть женские роли).

Однако сегодня девушки, в отличие от мужской трети, более деловиты, ответственны, хватки, последовательны, много работают. Жизненный опыт у них заменяется у них житейским. И это лучше, чем «чудовищный инфантилизм, расплывчатость в ощущениях, вялость внутренней пластики и при этом поразительного ощущения самодостаточности современных молодых людей».

Поэтому, по мнению московского гостя, героя сегодня может представить только женщина. И в каком-то смысле фильм Абдрашитова «Магнитные бури» - как раз об этом. «Отсутствие героя на экране приводит к отсутствию зрителей в зале», - резюмирует мастер, отмечая, что наверное поэтому в наши дни документальное кино гораздо интереснее художественного. И даже предложил организаторам «Формата А3» привезти в Кишинев фестиваль документального кино.

О влиянии среды

Хотя, по словам режиссера, некоторые молодые умудряются снимать неплохие фильмы. Например, талантливым молодым режиссером он назвал нашего земляка – Николая Лебедева, фильм которого «Легенда № 17» оценил как лучший фильм последнего времени. И даже спросил, не возвели ли Николаю еще в Кишиневе памятник? Очень порадовался, что открыт монумент Эмилю Лотяну и выразил готовность пойти к нему сразу же после встречи.

А отвечая на вопрос о музыкальных предпочтениях, неожиданно выяснилось, что Владимир Дашкевич, с которым он работал над фильмами «Плюмбум», «Слуга», «Армавир» – тоже родом из Кишинева.

Благодарно отозвался гость о климате Молдавии и климате в зрительном зале. Кишиневская публика, по словам Абдрашитова очень отзывчивая, душевная, талантливая и теплая – такая же, как погода и природа нашей страны. Он с теплотой вспомнил 70-е годы прошлого века, когда приезжал в Кишинев с фильмом «Поворот». Тогда между кинематографистами не существовало границ и национальностей, а лишь заинтересованность в развитии кино.

О безответственности политиков

Он выразил надежду, что у нас не разыграется тот же сценарий, что на Украине. По поводу событий в последней, конечно, вопросы задавались. Он не взялся комментировать или делать какие-то выводы, но сказал:

-- Единственное, на что приходиться надеяться, чтобы у политиков хватило даже не мудрости, а ума ощутить опасность, которая маячит перед всеми нами, чтобы они проявили осторожность и ответственность. А я пока вижу, что большинство из них – просто шпана. А безответственность сегодня чрезвычайно опасна! Я бы принял любой вариант, лишь бы не было кровищи…

В зале гостиницы «Кодру» было много молодежи, которая задавала, как выразился маэстро, умные и глубокие вопросы, он шутливо отбивался – «я к такому не готовился», но каждый раз отвечал развернуто и глубоко – о принципах и принципиальности, о том, каким должен быть современный герой, как понимает дружбу народов, что любит читать, смотреть и слушать и о многом другом.

Выноска 1
Вадим Юсупович Абдрашитов – Народный артист России, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, премии Президента РФ, художественный руководитель студии «АРК-фильм» киноконцерна «Мосфильм», вице-президент Российской академии кинематографических искусств «НИКА», профессор ВГИКа, действительный член Российской Академии кино, член правления Гильдии кинорежиссёров России, член жюри премии «Триумф».

Выноска 2

Вадим Абдрашитов родился 19 января 1945 года в Харькове в семье военного. Живёт и работает в Москве. По национальности – татарин. Учился в Алма-Атинском техникуме железнодорожного транспорта, в МФТИ и МХТИ, работал на Московском электровакуумном заводе. А в 1970 году физик Абдрашитов поступил на режиссёрский факультет ВГИКа, в мастерскую М. И. Ромма, после смерти наставника продолжил обучение у Л. А. Кулиджанова.

 

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Вадим Абдрашитов

По приглашению медиа-клуба 14 апреля в столицу Республики Молдова приехал известный российский и советский режиссер Вадим Абдрашитов. К режиссеру Абрашитову, как оказалось, у молдавского зрителя…… →

Фото
Видео
Статьи