События

Пропаганды нет. И не бывает

Агния Подмостко, "Литовский курьер" Источник (ссылка откроется в новом окне)

Сегодняшний собеседник «ЛК» – популярнейший советский и российский тележурналист Александр Гурнов, посетивший Вильнюс по приглашению медиаклуба «Формат – А3».

Мы дискутируем на злобу дня: о пропаганде, свободе слова и СМИ, ответственности журналиста перед аудиторией. И, конечно же, о самом Гурнове.

- Господин Гурнов, как вам Вильнюс?

- Должен сказать, что Вильнюс – один из красивейших городов Европы.

Мне очень симпатичен ваш город, люди выглядят счастливо в нем. Я понял, что Вильнюс не только прекрасен для жизни и работы, но и для открытий. Старый город – чудесное место для путешествий во времени. В моей памяти Вильнюс запомнится как милый и уютный город со своими особенностями.

- А чем вы живете, кроме журналистики?

- Пишу картины, этакий художник-любитель. Я очень серьезно отношусь к смыслу того, что изображаю, мне нравится находить какие-то штрихи – ведь это не только красиво, это приятное занятие со смыслом.

Я наслаждаюсь каждой минутой своей жизни, у меня замечательная жена и прекрасный сын, все свое свободное время я посвящаю им. Также я люблю писать что-нибудь для своего сына, что-то вроде рассказов, как правило, это истории семьи.

Умею мастерить, и вообще мне нравится делать все своими руками, это доставляет большое удовольствие

- Александр Борисович, переходим к серьезным темам. Европа сошла с ума. Во всяком случае – Литва. Все болтают о недопустимости «пропаганды Кремля», о промывании мозгов и оккупации умов…

- Недавно я со своим руководством дискутировал насчет этого. Суть заключается в том, что собственно в пропаганде ничего недоброкачественного нет.

Термин с латинского языка дословно переводится как «подлежащая распространению». То есть это распространение взглядов, фактов, аргументов и других сведений, в том числе слухов или заведомо ложных данных, для формирования общественного мнения.

Что плохого в пропаганде здорового образа жизни? Христианства? Наконец, в пропаганде отмены смертной казни? Ничего. Но есть некачественная пропаганда – например, пропаганда войны. Но и она отрицательна не потому, что «ПРОПАГАНДА» а потому, что «ВОЙНЫ».

Выходит газета в Литве, редактор которой пропагандирует российские ценности: Россия – благоприятная страна, русские – трудолюбивые и порядочные и так далее. Не сказано ничего плохого. Редактор пытается объяснить литовцам, что русские – это добрый народ, а не злостный. Журналист выступает за мир и дружбу – разве это преступно?

А если он начнет пропагандировать газету, в которой будет написано, что литовский народ озлоблен и ленив, это действительно глупо и нелепо, несуразица.

- Но никто не торопится заниматься анализом. Куда проще приклеить этикетку – «Кремлевский пропагандист»…

- Назовите хотя бы одно СМИ, не занимающееся пропагандой? Занимаются все, и это нормально. Но вот директор ДГБ Литвы заявил, что русские газеты являются угрозой безопасности. Пардон! Если в Литве есть газеты, представляющие угрозу для страны, то ДГБ плохо выполняет свою работу, а его директору нужно покинуть кресло.

При этом я считаю, что опасностью являются не газеты, а господин Ван Ромпей и госпожа Кэтрин Эштон. Они – две главные угрозы вашей национальной безопасности. Гораздо более серьезные, чем русскоязычная газета, издающаяся в Литве.

Президент заявляет, что есть газета, которая ей несимпатична. Газета в свою очередь может сказать: если мы вам не по душе, значит, мы газета оппозиционная. Это нормально, что существует газета, не устраивающая первую леди. Из чего можно заключить, что президент в тонусе. Когда вам все газеты по нраву, вероятно, у вас в стране фашизм. То есть абсолютно тоталитарное общество, в котором президенту по вкусу все газеты, радиостанции и ТВ.

Это конец демократии.

- Позвольте перефразировать классика: призрак бродит по Европе, призрак фашизма…

- На мой взгляд, противостояние фашизму сегодня является общей проблемой Европы. В других частях света его не существует, а в Европе фашизм сегодня наступает ужасно эффективно.

Лично я с глубоким уважением отношусь к евреям. Я искренне верю, что их очень сильно потрепали во время войны. Вопрос в другом: уничтожали массово не одних евреев. Например, цыган в процентном соотношении было убито больше. Так почему у евреев это называется Холокост, а у цыган нет названия?

Вопрос, который я вам сейчас задал, во многих странах Европы считается уголовным преступлением и за него могут посадить в тюрьму. Это ли не фашизм?

Если я начинаю сомневаться в существовании Бога, меня за это не подвергают анафеме, не сажают в тюрьму. Мне священник объясняет, как именно устроена жизнь. В ситуации с массовым уничтожением цыган получается, что людям запрещено думать. Негров запрещено уже называть неграми…

Но нельзя допускать порабощения ума. Потому что порабощенный ум – это ум фашиста.

- Однако в Литве обожают говорить именно о русском фашизме…

- Россия в этом смысле не без греха. Но в России существует оппозиция. Масса СМИ оппозиционны власти. Вы можете сказать, что все оппозиционные издания в России несколько маргинальные. Естественно, у них небольшие тиражи, так как они не пользуются большим спросом.

Скажем, у Владимира Путина рейтинг достаточно высокий – русский народ всегда относится с уважением к власти. Русский народ значительно больше терпим к власти, чем европейцы. Поэтому в России активная антиправительственная политика не очень востребована.

При этом власть активно поддерживает СМИ, работающие на ее имидж. Но разве кто-то где-то поступает иначе? Насколько мне известно, у официального Вильнюса тоже есть любимые СМИ и журналисты.

- Быть любимым властью – это быть всеядным и продажным?

- Не обязательно. Я всегда был упорным и установил для себя определенные принципы. Планомерно трудясь, шел к цели. Момент удачи есть у любого, но везение – вещь непостоянная. Лучше полагаться на себя, свои способности и силы. Мне никогда и ничего не давалось легко, все, что я для себя создал, было сделано собственным трудом, ни одна должность, награда, копейка не давались за красивые глаза.

И я не могу сказать, что не любим властью. Просто я никогда не заискивал перед нею, и нашлись люди, которым это понравилось.

- Они помогли вам стать успешным?

- Стать успешным и стать известным – это разные вещи. Становиться известным не надо – это часть профессии, если ты в телевидении, но она для меня никогда не была целью.

А стать успешным легко, это не я придумал: нужно в нужное время понять, что ты делаешь лучше всего, и делать это лучше, чем другие. И все.

Я очень рад выбору своей профессии и говорю, не лицемеря: делал бы то же даже бесплатно. Если ты работаешь только ради денег, а идейной составляющей нет – это скучно, можно быстро стать никому не интересным, и все пойдет крахом. Я работаю не для того, чтобы заработать на определенную марку машины или дом. Деньги – всего лишь оценка моего труда, единственно правильная, но только оценка, а не самоцель.

Моя работа имеет живой характер. Главное – это неравнодушие. Должны гореть глаза.

- А, к примеру, ваш коллега Дмитрий Киселев, которого президент Литвы лишила памятной медали, связанной с событиями 13 января 1991 года – в те дни мы защищали независимость от агрессора…

- Дмитрий Киселев получил медаль за то, что отстаивал литовскую независимость.

Много людей, в том числе и я, были за то, чтобы Литву признали независимым государством. Часть россиян всячески поддерживала литовцев. То есть они, в том числе Киселев, отстаивали право народа самоопределиться и отсоединиться от СССР.

Прошло более 20 лет, и Дмитрий Киселев высказался за право народа Крыма отсоединиться от украинской метрополии. Если Литва отделялась от СССР демократического, то Крым отделялся от страны, в которой реально пахло фашизмом.

Говоря иными словами, за что была вручена медаль, за то ее и забрали. Но в самом Киселеве ничего не изменилось: как придерживался позиции, что народ имеет право на свое слово, так и придерживается. Выходит, что не Дмитрий изменился, а госпожа Даля Грибаускайте развернула ситуацию на 180 градусов. Черное стало белым, белое – черным.

Лично на меня это произвело неприятное впечатление.

- А что делать, если ситуации меняются ежеминутно? Политикам, в том числе и президентам, приходится импровизировать…

- Как писал в свое время Макиавелли, в политике, в отличие от шахмат, можно планировать максимум два хода вперед.

В шахматах есть правила игры: черный слон – это всегда черный слон. В политике ты ставишь на доску черного слона, а он превращается в белого, потом в коня. В какой-то момент соперник поворачивает доску и говорит: теперь играем так. Причем пешка будет ходить буквой «г». «Как буквой «г»? изумляетесь вы. В ответ слышите: такое решение мы приняли для себя в Евросоюзе.

Этот пример я придумал не просто так. В политике действительно максимум планируются два хода вперед – по такому же принципу строились и переговоры Владимира Путина по Крыму. Думаю, решение далось нелегко.

Вообще, у Путина нелегкая ситуация. Он действительно раб на галерах – врагу не пожелаешь такой жизни. Естественно, он ошибается. Я не до конца согласен с тем, что он делает, но, думаю, он искренне хочет, чтобы все было хорошо в стране.

Возвратимся к Никколо Макиавелли: «Презирают только тех государей, которые выказываются нерешительными, непоследовательными, малодушными и легкомысленными».

Респектабельный Владимир Путин – это мировой лидер, он один из тех, кто истинно ощущает ответственность за свою страну. Более того, судьба мира для Путина тоже небезразлична.

Исходя из этого, нужно сказать, что Владимир Путин никогда не начнет войну с НАТО. Она невозможна.

Зачем начинать то, что нельзя выиграть?

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Александр Гурнов

24 апреля 2014 года гостем медиа-клуба «Формат - А3» в Вильнюсе был российский журналист, телеведущий Александр Гурнов. Он принял участие в публичной встрече на тему

«Современное…… →

Фото
Видео
Статьи