События

Об истоках героизма и предательства: За Родину! И Сталина?

Николай Кабанов, "Vesti.lv" Источник (ссылка откроется в новом окне)

Профессор Новгородского университета Борис Ковалев – автор множества публикаций и книг о Великой Отечественной. Будучи в Риге по приглашению Международного медиа-клуба «Формат А3», он представил последнюю книгу «Добровольцы на чужой войне. Очерки истории Голубой дивизии» — об испанских легионерах вермахта.

— Уже во время работы над диссертацией я задался вопросом: почему эта советская пропаганда, во многом примитивная, топорная, прямолинейная, грубая, схематичная, смогла противостоять столь профессиональной, многоаспектной, изощренной, нацистской? Где для коммуниста было одно – «Долой Сталина, за дело Ленина», для националиста другое, для несчастного колхозника – третье…

Шел активнейший розыгрыш национальной карты! Причем, творчески! К примеру, по Кубани – в силу малого количества евреев – главным противником назначили армян: они-де наглые жулики.

— В свою очередь существовали армянские коллаборационисты в Крыму. Политика «разделяй и властвуй».

— Совершенно верно. Конечно, «фольксдойчи» везде были людьми первого сорта, а дальше шла градация расовой чистоты: на северо-западе – латыши, финны, затем украинцы. К докторской диссертации я уже собирал материалы по коллаборационизму. То есть, решил подумать о людях «плохих». Хотя тут я, возможно, слишком жесток. Красивое противопоставление: подвиг – предательство. А какова судьба миллионов простых людей, которых, по словам Сталина, «мы оставили»? Как они могли пройти грань между жизнью и смертью, не «запачкавшись»?

Например, многие учителя, преподававшие при немцах, продолжили работать и после войны, хотя кого-то могли и взять. Кстати, в 41-42-м годах школы работали еще по советским учебникам. Вообще к большей части населения нужно относиться по-библейски: не судите, да не судимы будете.

— В современной России 9 мая – отправной пункт национальной идентичности и легитимности. Но ведь Победа 45-го утвердила социалистическое государство и принципиально иные геополитические реалии. Нет ли здесь подмены понятий?

— Как-то меня за одну книгу поругали, что я не очень люблю Сталина, принижаю роль коммунистической партии. Я получаю плюхи и слева, и справа. По-моему, лучше всего о Великой Отечественной сказал…Лев Николаевич Толстой с его «дубиной народной войны». Циник Сталин говорил: русский народ не будет умирать за Коминтерн, а за матушку-Россию ему умирать не впервой. И 9 мая – праздник не государственный, а национальный. Он объединял нас в 1990-е, он жив! А если его пытаются использовать с той или иной мерой корректности, то это уже вопрос к политикам.

— На Украине сейчас воюют, по сути, две идеологемы: георгиевская ленточка и «Бандера приде, порядок наведе». Вновь переигрывают войну…

— Как у Антона Павловича Чехова: если на стене висит ружье, то оно должно выстрелить. С самого начала 1990— меня, с одной стороны, умиляло, а с другой – настораживало, сравнение Украины и птицы с перебитым крылом. То есть, «здоровое» крыло – Запада, «перебитое» — Восток. И на всех мероприятиях Народного руха брались за руки и повторяли, как мантру: «Украина едина». Согласитесь, если был это было действительно так, то для «моления за здравие» не было бы причины.

Чего греха таить, даже в СССР времен перестройки слово «Бандера» воспринималось с позитивной коннотацией на Западной Украине, а в Крыму как ругательство. Это было в условиях относительной стабильности. Невылеченную болезнь загнали вовнутрь, а когда ножки промочили, она дала о себе знать.

— Недавно вы исследовали испанскую Голубую дивизию, испанских легионеров, которые вместе с бельгийцами, датчанами и прочими воевали за Третий рейх. В Латвии утверждают, что в легион шли, чтобы отомстить за депортированных в Сибирь. А кого большевики из Бельгии высылали? Или это европейская гражданская война?

— У меня был очерк «Испанские партизаны в болотах России, или Гражданская война продолжается». Ведь были самостоятельные испанские коммунистические партизанские отряды! Почему? Они были проигравшими, и им казалось, что участие в войне на стороне СССР представит Франко как союзника Гитлера и даст шанс на возвращение Испании в реалиях 1936 года. Можно согласиться, что многие нации были разделены. Против нас воевала дивизия «Шарлемань», за нас – «Нормандия-Неман». Да и в Латвии не все были в легионе!

— В вашей последней работе вам оказал помощь латышский историк Каспарс Зеллис…

— И я ему очень благодарен за сюжеты о пребывании испанцев в Риге. Здесь у них был большой госпиталь. Испанцы воспринимали Ригу как рай на Земле, откуда они не очень хотели возвращаться на фронт. Причем в газете «Тевия» описаны драки легионеров с испанцами. Последних обвиняли в том, что они в Риге пьют и гуляют с женщинами. А вот еще эпизод, который я узнал от одного из бывших рижан, ныне гражданина США: они пытались нескольких евреев из Рижского гетто под видом своих раненых вывезти в Испанию.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Борис Ковалев

6 мая в Риге по приглашению Международного медиа-клуба «Формат А 3» побывал Борис Ковалев, профессор кафедры истории государства и права Новгородского университета имени Ярослава Мудрого,…… →

Фото
Видео
Статьи