События

Журналистика и политика.

Bortsov27, Livejournal Источник (ссылка откроется в новом окне)

 На фото (слева направо):  Ивари Веэ, Владимир Мамонтов, Галина Сапожникова.28 июня 2010 года в Кишиневе в конференцзале гостиницы «Jolly Alon» состоялось очередное заседание Международного Медиа - клуба «Формат А3». На это раз встреча была посвящена теме «Журналист, как инструмент информационной войны». И в качестве главного специалиста по этому вопросу был приглашен известный российский публицист и политолог Владимир Мамонтов, президент одного из самых влиятельных в России изданий – газеты «Известия». Информационная война и политическое противостояние, пропагандистские манипуляции и информация, заслуживающая доверия – все эти вопросы остро волновали аудиторию. Большую ее часть составляли представители прессы, причем служебный долг на этот раз сочетался с профессиональным интересом.

«Для меня это очень тяжелая тема, потому что я человек, а не инструмент, я не флейта. На мне играть, я думаю, достаточно сложно, однако играют, безусловно, и так происходит со всеми журналистами. И в информационной войне первое, что проигрывает – это настоящая журналистика», - открыл обсуждение В. Мамонтов.

Война, пусть даже и информационная, должна вестись по Женевской конвенции. Если на стороне оппонента ложь, фальсификации и лицемерие, нельзя расслабляться в профессиональном смысле. Это приводит к еще более страшным последствиям – потерей целого поколения, вооруженным конфликтам. Только неукоснительные нравственные принципы, патриотизм и глубокий профессионализм помогут устоять в навязанной борьбе. Упомянув о проигранной Россией 5-дневной информационной войне Грузии, он добавил, что «задним числом застряли в обозе, но спустя год победа в информационной войне была нами все-таки достигнута».

Тема и дата июньской встречи как нельзя более совпали с очередным аккордом правящих кругов Молдовы. Многие этот день – 28 июня – и впрямь помнят до сих пор, как праздник. День Воссоединения с Советской Родиной – ничего не попишешь (дурного!), надо праздновать. И улица в Кишиневе такая была – Воссоединения. Индепенденцей теперь называется, Независимисти, то есть. Но недостаточно «демократичные» политики до сих пор ограничивались переименованием улицы и естественным перекрашиванием этого дня из враждебного красного в обычный будничный цвет. Нынешнему молдавскому врио захотелось «остаться» не только в Конституции, но и в календаре. Согласно последней «политической новинке» в этот день по всей стране должны теперь приспускать флаги и проводить траурные мероприятия, главное из которых непременно должно состояться камня с мемориальной табличкой, на котором видны следы перфоратора. (За прошедшие 20 лет, оказывается, разучились и памятники делать.) По словам Мамонтова, «недавний указ врио президента Молдовы Михая Гимпу об объявлении даты 28 июня 1940 года «днем советской оккупации» является личным оскорблением солдат Красной армии, освобождавших Бессарабию и северную Буковину, их потомков и целого поколения людей, которые честно делали свое дело». Сопровождающее указ требование к России немедленно вывести свои войска из Молдовы не заставило ожидать реакции российской стороны. Заявление Гимпу единогласно осудили в Госдуме и МИДе РФ, а постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов заявил, что такая позиция не добавляет оптимизма в вопросе приднестровского урегулирования. По словам дипломата, когда человек, который занимает пост главы государства, пусть и временно, объявляет дату создания своего государства днем траура, то на другом берегу реки Днестр это не прибавляет желания вести диалог. Интересно, что заседание парламента, которое должно было легитимизировать этот провокационный указ, так и не состоялось. Это объясняется тем, что даже члены альянса партий, которые, собственно, и выдвинули Гимпу руководителем республики, в последний момент отказались признать, что этот указ был с ними согласован. Что же говорить о коммунистах, которые устами своего лидера Владимира Воронина подвергли документ жесткой критике. В итоге было принято компромиссное решение: судьбу указа должен определить Конституционный суд.
«Историю можно переписывать круглые сутки, но не всегда и не всю, - прокомментировал В. Мамонтов. - Отношения Бессарабии и России (позднее – Молдовы и Советского союза) оказались для этого края гораздо более продуктивными с экономической, социальной и духовно-нравственной точки зрения, нежели связь Бессарабии с Румынией в период с 1918 по 1940 года». Смутные времена, возникающие на сломе эпох, формируют питательную среду, которая и взращивает таких людей как Гимпу, строящих свою политику на национальной розни, страхе граждан перед новыми потрясениями и разрушающих гармонию в обществе. «Люди, подобные молдавскому врио президента, оболванивают молодое поколение, некоторые представители которого берут на себя смелость рассуждать на тему времени, в котором они не жили, и делать на базе этого безосновательные выводы», — заявил он. Националисты бывших братских республик, в том числе и Молдовы, не понимают, что без присутствия русских на этих землях они лишаться возможности выражать свою самость. Что же касается очередного требования о выводе войск, то, по словам Мамонтова, Россия и российские войска без решительной необходимости никуда уходить не должны. Как показал опыт, после того, как российские войска откуда-нибудь уходят, ситуация накаляется вновь. В качестве примера эксперт сослался на Палестину. В свое время Дмитрий Медведев сказал: «Я с Ющенко и Саакашвили разговаривать не буду». Продолжение напрашивается само собой. Вместе с Галиной Сапожниковой, главным обозревателем «КП» и учредителем ММК «Ф – А3», гости поделились своими впечатлениями об утренней прогулке к памятнику Стефана Великого. «Что я увидел? Сначала мы подошли памятнику Штефана чел Маре. Молодые люди, с революционным сознанием, стоят с плакатом: «Russians, go home!» . Всем прохожим, кому это интересно, объясняют, что русские — захватчики и за всю историю Молдавии стране от них были только беда, убыток и несчастья. Ну а сегодня — и подавно. Оккупируют "исконно молдавское Приднестровье". Один паренёк говорит: «Я расскажу вам о Советском Союзе». Задал вопрос: "А почему плакат на английском?" Смутились. Один из них попытался мне что-то объяснить — по-молдавски. "Я молдавского не понимаю", — сказал я. "Вы сколько лет прожили в Молдавии и все молдавского не понимаете?" — удивился парень. "Да я вчера из Москвы приехал". "Слушай, а где у нас девушка, которая по-английски говорит?" — заволновался пикетчик».

Наверно, это знак особого расположения к столичным гостям – говорить с ними на английском. Остальным русским было предложено, мягко говоря, призадуматься о месте своего дальнейшего проживания.

«Оболваненные, обозленные. Уже обтесали им мозги. Им там 20 лет многим нет, они агрессивные. Что-то с этим делать уже сложно. Мне жалко этих пацанов, и я не могу не написать, что мне этих пацанов жалко. Это поколение, которое в силу разных причин мы потеряли. Переместились с Галиной к вновь воздвигнутому камню-монументу. Там сидели три бабушки. Тоном пропагандистов тут же с жаром взялись мне объяснять про преступления и жертвы. Подошёл полицейский и попросил бабок: «Вы на гостей не наезжайте, потому что у нас демократическая страна, в которой каждый имеет право на собственное мнение». (! – авт.) А я все глаз не мог отвести от их босых, натруженных крестьянских ног. Рядом стояли истоптанные туфли и тапочки. Мы поскорее ушли, чтобы не слушать, как пришлось им за жалкую подачку предавать то, что на самом деле, я уверен, им еще несколько лет назад было близко и дорого».

"Прошлое можно трактовать по-разному. Мне неинтересно жить по принципу: «Вы нам – оккупанты? А мы вам газ отключим", - продолжал Мамонтов, тем самым приводя пример пропагандистских ходов, часто встречающихся в СМИ.

Особо удручающее впечатление произвела на российского журналиста даже не столько каменная глыба, нелепо торчащая у фасада Кишиневского «Белого дома», водруженная в напоминание о якобы жертвах якобы советской оккупации, сколько несущие у нового памятника почти боевое дежурство, граждане преклонных лет. Обсуждению такого непочтенного поведения людей почтенного возраста в ходе пресс-конференции уделили особое внимание.

Владимир Мамонтов, президент газеты «Известия»: «За сколько тут у вас леев можно посадить бабушку к памятнику вновь воздвигнутому? За 100 леев, мне подсказывают. И тоном прописных пропагандистов они рассказывают о злодеяниях… Господи, они же все из Советского Союза!..».

Владимир Мамонтов, президент газеты «Известия»: «Мне из России одно ясно: была такая и есть страна – Молдавия, были и есть такие люди – молдаване. Сейчас их активно «пришивают» белыми нитками к Румынии. И часть этих людей в Молдове «пришивается», а часть не желает. Где тут фашизм, где не фашизм – вам разбираться. Мы вам не указ, мы в Москве – это Россия! Но мне представляется так: мне было бы жалко, если бы под воздействием того фашизма, или чего хотите, понятная мне исторически национальность растворилась бы в другой. Это истинная правда, это банальная вещь. Банальные вещи даются людям труднее всего».
...
В тему:
Раду Дубоссару, митингующий: «Многие политические силы не поддерживают нашего президента. Хоть он и временный президент, но он все-таки наш, наша страна имеет президента и имеет право на мнение насчет 14-й армии, которая находится все-таки на молдавской территории. И мы, народ Кишинева, поддерживаем то, чтобы эвакуировать по мере возможности российские оборонные силы, чтобы они эвакуировали и сказали нам время».
...
В переписывании истории молдо-румынские политики уже давно изрядно набили руку, но цинично пользуясь нищенским положением населения, превращать в инструмент информационной войны, нет, не политологов и журналистов, а своих престарелых граждан – низость неслыханная. Представители старшего поколения хорошо помнят, как с цветами в руках, окропленными слезами радости, встречали они советского солдата, освободившего Бессарабию от румынского гнета. Или может все это, как и многое другое, было инспирировано всемогущим сталинским режимом? По крайней мере, в неокрепшее общественное сознание молдавской молодежи эту мысль уже вживили и заставили работать.

Об "эстонском варианте" рассказал журналист из Эстонии Ивари Веэ, победитель конкурса «Некороткая память», привезенного «Форматом» теперь и в Молдову.
«Разговаривал с одной милой девушкой. Она: «С европейцами приятно работать – добрые, нормальные. Не то что русские». Но Старая Европа – это сотни лет устойчивого понятия. Больше 5 лет наша страна в ЕС. Что изменилось? Когда приезжаю в Молдову, Москву, на Камчатку, в страны третьего мира, мне бросаются в глаза заинтересованные взгляды людей. У нас же этот интерес к другому человеку исчез. Ты можешь кричать на перекрёстке: «Люди, помогите мне!», но на тебя посмотрят и пройдут мимо. Каждый европеец должен типа иметь дом, ездить на джипе или «лексусе». Так мы думали. Нам надо было сразу это получить. Но однажды должен был нагрянуть день, когда придётся отдавать долги. Сейчас рынок фактически рухнул. Никто ничего не покупает, а все безуспешно стараются продать. Например, дом стоит 3 миллиона, а банк даёт только 500 тысяч».

То есть человек взял кредит на покупку дома и по прежнему остался должен ту же сумму, несмотря на падение рынка!

«С удивлением обнаружил, что в ваш клуб приезжают мировые высоты. Г-жа Сапожникова, пожалуй – трёхкратный «враг народа», ибо хочет подружить эстонцев с русскоязычными. У нас в стране даже нормального диалога нет. Эстонцы считают этот диалог вредным. Я – человек правдивый, и могу сказать, что особой любви и в минувшее время между нашими этносами не было. Даже до драки доходило. Но что особенно плохо – сейчас исчезает человечность, в том числе в рамках одного народа. Это коробит. Официальные СМИ пишут, что в люди в восторге от ЕС, евро. В Европу ничего не стоит поехать – сел в машину и был таков. А в Россию нужна виза. Идеологи рассказывают, что в современной России только и занимаются, что ущемляют права и в тюрьмы людей сажают. Поэтому и не хотят в эту «ужасную» страну. Газета, в которой я работаю – оппозиционная. Поддерживается центристское мировоззрение. Я сам далёк от политики – не заядлый сторонник ни одной либо другой партии. Но меня поставили на должность редактора политики. И я решил: можно иметь объективный взгляд, не варясь в «клубе»: вот, наши, мол, всегда правы. Нет, мы можем честно и откровенно рассказывать о том, что на самом деле происходит в стране. На вопрос, считает ли он себя «инструментом», Ивари ответил: «Война нужна всем сторонам. Надо найти врага и переть на него – всеми силами своих эмоций. Мы наблюдаем искание врагов в нашем обществе. В Таллине во время 5-дневной войны толпы народов пошли на главную площадь. Выходили политики, и один из них, в частности, заявил: «Мы не дадим России фальсифицировать историю!» Фактически натравливали народ: убьём всех! Ненависть повсюду. Одни старушки дрались с другими. Было много призывов русским взять направление на Балтийский вокзал и валить. Некоторые журналисты и граждане всерьёз полагали, что после Грузии русские якобы нападут на Эстонию. Реально некоторые считали: придут русские войска, убьют половину эстонцев, а вторую – в ссылку. Многие у нас до сих пор живут в 1939-40 годах». Об оккупации добавил: «В своё время молдаване, украинцы, белорусы оккупировали Москву».
Теперь китайцы наводняют Москву, мусульмане – Францию. Это процесс глобализации, скажут. И это хорошо. Почему? А СССР – плохо?

О конкурсе молдавским журналистам рассказала Галина Сапожникова. Он был придуман в Эстонии. «Ощущение дежавю с 90-ми – когда увидела нынешние ваши памятники, лозунги. Кони бегают по кругу. Было много плохого, однако мы его пережили, откомментировали. Главное, что имели еще совсем недавно – теплоту человеческих отношений». Теперь, по ее словам, настало время посмотреть правде в глаза. В советский период, как и в любой другой, было все: и хорошее, и плохое. Но тем не менее люди жили, любили, работали и отдавали жизнь за Родину и национальные Родины. Тематика работ не ограничена, главное, чтоб это были правдивые рассказы о жизни людей в советское время, связанные с историей Молдовы и России. «Самое интересное, за участие в конкурсе Ф-А3 меня не уволили. Это при том, что всякая русская тема в Эстонии раздражает людей», - успокоил наших журналистов Ивари. На вопрос вполне ожидаемый вопрос о впечатлениях, произведенных Молдовой, если отбросить политический окрас, Галина сказала: «Когда приезжаешь в Молдову, ощущаешь тёплый вихрь межличностных отношений. Обожаю приезжать сюда и поглощать баклажаны, запивая вином. Молдова – прекрасный уголок. Интересный факт: в Греции государство платит пенсии дочкам военных, не вышедшим замуж. После вступления в ЕС там была задушена экономика. Огромное счастье – жить без директив, как в Молдове». Мамонтов добавил: «Есть внутреннее ощущение, что все политические вещи носили искусственный характер. И – временный».

Во время беседы представитель марксистской организации «Народное сопротивление» высказал мысль о том, что корни молдавского антисоветизма нужно искать в российском. Но сама идея конкурса предупредила его мысль: в России начался процесс осознания исторического наследия. И причина отнюдь не в политической выгоде или «преемственственности». Речь идет об оздоровлении нации, а только здоровая нация в полном размере раскрывает свои таланты и духовные ресурсы.

Подробнее о Международном Медиа-клубе «Формат А3» вы можете узнать на сайте: http://www.format-a3.ru/

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Владимир МАМОНТОВ

Чем информационная война отличается от политического противостояния? Как отделить подлинную информацию от пропагандистских манипуляций? Как уберечь массовое сознание от информационного воздействия в…… →

Фото
Статьи