События

Кое-что, помимо жажды

Александр Шахов, "Обзор" Источник (ссылка откроется в новом окне)

Раннее детство Николая Чиндяйкина прошло неподалёку от колючей проволоки, огораживающей зону, где проживали работавшие на лесоповале заключённые (подробнее об этом – в одном из ближайших номеров «Обзора»). Там были свои правила, порой разительно не совпадающие с теми, что существовали «на воле». Прошли десятилетия, и народный артист России Николай Чиндяйкин, снимаясь в многочисленных сериалах и фильмах, наверное, порой сталкивается с тем, что те, старые, из-за «колючки», правила нынче нередко оказываются более честными и человечными, чем существующие в наши дни.

Актёра, приезжавшего в Вильнюс по приглашению медиа-клуба «Формат А3», очень хотелось спросить об этом, но наш разговор с ним начался несколько иначе.

- Николай Дмитриевич, вопрос в лоб: по какой причине, помимо таланта и красивой внешности, актёр Николай Чиндяйкин так востребован сегодня? В качестве олицетворения надёжного мужского начала в жизни, то есть того, что сегодня нам всем так заметно не хватает? 

- Я бы вначале хотел заметить, что этот вопрос вообще-то стоило бы задавать не мне, а тем, кто меня приглашает, кто предлагает мне роли. А то так получается, что я сам о себе должен говорить, что «я являюсь олицетворением...» и так далее. Это, согласитесь, как-то неловко.

Я могу только сказать, что у меня действительно очень много работ, и началось это в начале двухтысячных годов. В ту пору предложения стали уже зашкаливать за мои физические возможности, дав мне возможность выбирать. И я тогда понял, что вот здесь и начинается реальная профессиональная жизнь, когда ты не бежишь за первым предложением, лишь бы иметь работу и что-то заработать на кусок хлеба, а можешь выбирать: вот это я делать не буду и вот это мне не подходит, а вот это я возьму. Вот тогда у артиста и можно спросить: а почему ты вот это выбрал? У тебя что, не было работы?

Чтобы быть правильно понятым, уточню: из ситуации, когда у меня нет никакой работы или работа не устраивает и приходится выбирать, то я выберу работу. Потому что это моя жизнь, моя профессия. Я не могу сидеть дома три года и ждать, когда придёт настоящая роль. Это и непродуктивно, и непрофессионально. Надо выбирать из того, что тебе предлагает жизнь, и пытаться уже из этого сложить что-то стоящее. Особенно это касается нашей актёрской профессии. Иначе ты можешь и не дождаться варианта, во всём тебя устраивающего. А так ты где-то снялся в маленьком эпизоде, тебя в нём кто-то увидел, и ты благодаря этому потом получил большую роль.

Если говорить о дне сегодняшнем, то – да, я уже привык, что у меня достаточно много предложений, и я каждую свою роль стараюсь сделать по максимуму, понимая при этом, что это кому-то понравится, а кому-то всё равно не понравится. И это нормально. Но, даже понимая это, я свой путь, свой выбор не могу изменить, чтобы то, что я делаю, понравилось всем.

Поэтому я предпочитаю осознанно идти своей дорогой, стараясь соизмерять её со своим жизненным опытом, со своими возможностями и с теми желаниями, которые у меня, как и у каждого человека, есть: вот этим я хочу заниматься, а этим - не хочу.

А что касается брутальности-надёжности, то, возможно, я с этим, наверное, соглашусь: сегодня в нашей жизни существует некая размытость относительно основополагающих критериев.

Моя природа протестует против этого. Я и внукам своим говорю: «Ты же мужчина! Ты должен об этом помнить!». Даже когда ты надеваешь штанишки какие-то смешные, то я понимаю, что это прикольно, смешно, но мне кажется, что (если тебе, конечно, важно моё мнение) ты всё равно должен помнить, что ты не девочка. Я ему говорю так, как я это понимаю, я не хочу врать собственному внуку, делая вид, что мне это безразлично.

При этом я хотел бы показать, что это очень важно для меня, но не хочу заставлять его жить по моим правилам.

Очевидно, что моя жизнь прошла так, что сложились вот такие ценности, и если они кому-то ещё сегодня интересны и меня приглашают, хотят со мной творчески общаться, то – слава богу!

Я это могу воспринимать только с благодарностью, а нет – так нет!

- Мне кажется, что тот вал российских сериалов «о ментах и бандитах», который мы наблюдаем последние полтора десятилетия, не стоит рассматривать исключительно как продукт на потребу публике – пощекотать нервы, убить время. Возможно, зрители (не только в России, но и в других странах бывшего СССР) в своей жизни и жизни вокруг них видят много нехорошего, когда чёрное выдаётся за белое, поэтому такие сериалы востребованы ещё и потому, что в них, как правило, есть чёткие критерии нравственности. Как бы смешно это ни звучало.

- В процессе, о котором мы говорим, - телевидение, сериалы (я сейчас говорю о России, хотя и в остальном мире сегодня в этом плане всё практически одинаково), существует огромное внутреннее противоречие. С одной стороны, мы заявили, что наш бог – это рынок, он определяет нашу жизнь, а с другой - мы говорим о критериях, которые никак не назовёшь рыночными. Что я имею в виду?

Производство всех сериалов – это я вам как специалист говорю – является бизнесом, бизнесом очень прибыльным. Реально прибыльным!

Наверное, мало кто знает, что полнометражное кино в России убыточно (всё – убыточно!), то есть самые лучшие фильмы – и те убыточны. Возможность кинопроката в любом количестве кинотеатров не возвращает деньги, вложенные в съёмку фильма. Даже самого разрекламированного. Правда, в рекламу такого кино уходит столько средств, что нереально вернуть их все за счёт кинопроката.

Это я вам сейчас просто факты озвучиваю.

А вот телевизионные сериалы не просто прибыльны, а все – прибыльны! И те, кто вкладывает деньги в этот вид бизнеса, называют сам сериал гарниром. При этом подразумевается, что основное блюдо – это реклама. Поэтому они и просят у создателей: «Давайте нам гарнирчик!» А что пойдёт в качестве «гарнира» в первую очередь? То, что желает публика, всё то, что измеряется этим жутким словом «рейтинг».

Можно как угодно плеваться по этому поводу, но это инструмент, которым пользуются. Можно ненавидеть доллар, но это инструмент! Любишь, не любишь – всё субъективно, но этот инструмент – рейтинг – работает безошибочно. Это доказывает жизнь: люди не вкладывали бы деньги в рекламу, идущую основным «блюдом», если бы они в итоге не получали выгоды.

Так что какие бы сериалы ни были, они нужны, их смотрят, и количество такой аудитории достаточно для того, чтобы окупались расходы рекламодателя.

Вот и вся механика!

Внутри этого всего и находится художественная, творческая часть, находится творческий человек, которому заказчики говорят: «Да не надо никаких художественных выкрутасов! Мы и так это продадим!»

Так что это настоящие подвижники – те, кто в таких условиях пытается сделать всё по максимуму с точки зрения искусства, вечных вопросов, стоящих перед человеком, и т.п. Потому что их артистическая натура желает тем не менее не ограничиваться рамками «гарнира», и они страшно радуются, когда это удаётся.

Хотя такого человека порой просто бьют по рукам, штрафуют за попытку художественных изысков. Когда всё это начиналось, прекрасный режиссёр Юра Мороз, снимавший сериал о Каменской, получил заказ на четыре серии из жизни трёх поколений женщин.

Я помню, с какой радостью мы тогда работали: совершенно другая тема, другая возможность реализовать свои замыслы. И у нас получилось не четыре, а пять серий. Так получилось, так сложилось в художественном смысле. В итоге в конечном варианте вырезали ножницами всё, Юру оштрафовали – он почти не получил гонорара, потому что по договору было 4 серии!

- «Вам заказали четыре серии по 44 минуты каждая! Если будет 45 или 43 минуты, то мы тогда тебе ножницами ещё что-то отрежем!» – примерно так было тогда сказано режиссёру.

- Ну вы поймите, это же отдельная история, требующая своей логики, - пытался убедить заказчиков Юра, но ему ясно и чётко объяснили, куда он может пойти с этой историей.

Поскольку всё связано с деньгами.

Но государство же должно думать о будущем, о новых поколениях – с какими ценностными ориентирами они будут жить?

Значит, оно должно вкладывать деньги не в этот «гарнир», а во что-то такое, что поднимает, даёт надежду, должно делать нас лучше. И тут мы стакиваемся с другой проблемой. Оказывается, мы двадцать лет говорим, что пропаганда – это очень плохо, и получаем, что у многих мировоззрения нынче никакого!

Нам говорят, что Советский Союз кончился, поэтому деньги на пропаганду каких-то общечеловеческих ценностей, на уважение к своей стране выделять нельзя. А на что тогда выделять? На тот же самый «гарнир»?!

На самом деле это очень сложная и болезненная тема, которую решить чрезвычайно трудно. И только редкие буревестники, пассионарии, люди такого масштаба, как Гергиев, в кино тоже есть такие, но их никогда не может быть много, их – единицы, силой своего темперамента, личностной харизмой как бы пробивают вот это замороженное состояние, выплывая с другой стороны, очистившись от всех этих проблем.

Но таких, повторюсь, единицы.

Впрочем, их, таких героев, в любой стране – единицы, их не может быть много.

А вот чтобы подобных людей было как можно больше в среднем, так сказать, звене, которое и должно обеспечивать богатство России, её интеллектуальное развитие, это проблема проблем.

Как перешагнуть через все сегодняшние рогатки? Да, об этом думают: меняют министров, что-то реорганизуют, но мало что меняется в самом понимании, в чём суть проблем и как из них вылезти.

Хотя, как мне кажется, это проблема не только России.

- Наверное, если бы тому же Фёдору Михайловичу Достоевскому не повезло и он родился в наше время, то большой вопрос: состоялся бы Достоевский как один из титанов мировой литературы? Были бы сейчас востребованы при всём масштабе его гения Раскольников и Сонечка Мармеладова?

- Очень интересный поворот. Да, его никто не продвигал, государство не поддерживало. И получается, что это вневременная проблема человечества, которое, по идее, должно было бы быть заинтересовано в таких творцах, чтобы сегодняшняя ситуация с «гарниром» не вкатывала их в бетон.

Давайте признаем, что ситуация не всегда регулируется рынком, что мы что-то должны предлагать обществу. И что если мы всё отдадим на откуп рынку, если мы всё будем измерять только доходностью, то в конечном итоге можем столкнуться с очень большими проблемами. Понятно, что под словом «мы» я подразумеваю не только Россию.

И ещё: возможно, многим не нравится слово «пропаганда». После коммунизма, Советского Союза оно действительно может вызывать отторжение. Давайте тогда придумаем другое. Но природа не терпит пустот: та же пропаганда будет существовать всегда, только пропагандировать она будет другие ценности, другие идеалы, которые будут сопутствовать и помогать тому же бизнесу, всему тому, что помогает продать.

Прямо не хочется лишний раз использовать эти слова, но всё же общество должно быть заинтересовано в том, чтобы кто-то постоянно подчёркивал важность вещей, связанных с моралью, внутренней сдержанностью, пониманием того, что ты не один живёшь на свете, что твоя правда заканчивается там, где начинается правда другого человека, и что он тоже имеет право на свою правду... Но все эти вещи, к сожалению, прибыли не дают.

И когда нам говорят, что «имидж – ничто, а жажда – всё», то ведь за этим кроется не только реклама напитка, а отношение к жизни: если тебе хочется – наплюй на всё и хватай! Пей из лужи, забирай у товарища! Твоя личная жажда – превыше всего!

И это приносит прибыль! И как с этим бороться идеям о самопожертвовании, о необходимости думать и о других?

Помнится, в детстве моя бабушка заставляла меня учить молитву о Богородице. Мне на улицу хочется, с ребятами играть, а она заставляет меня молиться. На одной чаше весов – труд своего рода, а на другой – развлечение.

Это очень простой пример, хотя говорим мы сейчас о вещах очень серьёзных.

Поэтому любое государство, которое думает о своём будущем, о будущем своего народа, должно заботиться о том, чтобы все эти пустоты были заполнены нужными идеями и ценностями.

Нужно говорить, что твоя жажда – это ещё не всё, есть вещи и поважнее.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Николай Чиндяйкин

По приглашению Международного медиа-клуба «Формат-А3» 26 июня в Вильнюсе выступил известный актер театра и кино, режиссер и педагог, народный артист России Николай Чиндяйкин. Он принял…… →

Фото
Видео
Статьи