События

Русский мир — не миф!

"Вести", еженедельник. Источник (ссылка откроется в новом окне)

 

Все начинается с каждого из нас — уверен российский писатель Сергей Шаргунов. Потому бойтесь равнодушных.

Сергей ШАРГУНОВ, журналист, писатель, политик, приезжал в Ригу по приглашению медиаклуба Format A3. Он знаком и миллионам телезрителей российских каналов прежде всего как участник популярных передач «Политика» и «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым», где, несмотря на молодость, выгодно отличается своим взвешенным подходом к проблеме, сдержанностью и коллегиальностью, умением говорить просто и убедительно. Тем интереснее было встретиться с ним «вживую»…

Каждый — в своем окопе

— Сергей! Перед тем как идти на встречу с вами, я спросила у моего молодого коллеги, как он оценивает события на Украине. И получила какой–то размытый ответ. И он не один такой. У молодежи нет особого интереса к политике как таковой. И о гражданской позиции чаще всего говорить не приходится. Почему?

— Это вопрос поколенческий. Тут проблема гораздо глубже, чем проблема одного человека, чем проблема информационной войны. Информационная война существует. Я неделю назад отдыхал с сыном в Болгарии. Там много было отдыхающих с Украины и из России. И было с одной стороны забавно, а с другой — бесконечно больно смотреть на выяснение отношений друг с другом. Нормальные милые обыватели, которые хотят нормальной спокойной жизни, начинают собачиться. Они лежат на пляже, а кажется, что каждый — в своем окопе.

В этой войне участвуют в основном люди среднего возраста. Оказалось, что с обеих сторон молодежь не особенно хочет быть задействованной. Майдан не дал молодых лидеров. 31–летний Павел Губарев, народный губернатор Донбасса, — скорее исключение. Например, если посмотреть, о чем переписываются молодые люди по Интернету, в социальных сетях, — это спорт, фильмы, секс. Политика — в последнюю очередь.

У нас в России было много молодежных движений, выходили большими колоннами, с барабанами, рапортовали о своей верности Отчизне. Были неофициозные, скорее протестные движения, тот же «Русский марш». Но ни одна из этих сил не направилась на юго–восток Украины, в Донбасс. Там оказалась «старая гвардия». Это такой парадоксальный момент: за оружие взялись те, кому за 40, а то и старше. Конечно, среди донецких ополченцев есть и 20–летние, но их очень мало.

Откуда такой возрастной пробел? Я думаю, что это вопрос открытый. Может быть, потому, что нет подлинной идейности, нет понимания, за что сражаться. Те, кто сформировался как личность в советское время, имели хоть какое–то представление об идеалах. Тогда образ будущего был как–то более ясно прочерчен. А молодежи инстинкт самосохранения гораздо дороже, нежели какое–то абстрактное для молодых людей представление о зле и добре…

— Почему так мало делается, чтобы собрать воедино всю информацию по нарушению прав человека на Украине?

— Я, с одной стороны, против того, чтобы перегревать информационную обстановку, но с другой стороны, когда есть подтвержденные факты, когда понятно, что там бомбят жилые кварталы, когда осуществляется расправа над людьми, унижается человеческое достоинство, — все это необходимо фиксировать, чтобы представить на суд международной общественности.

Разумеется, все начинается с каждого из нас. Давайте собирать эти сведения. Я обещаю, что мы, если кто–то сможет собрать проверенные сведения о нарушении прав человека на Украине, такую книгу выпустим. Давайте смотреть, разбираться, фиксировать те преступления, которые совершаются на этой войне. Наш сайт открыт для этого…

С Россией в сердце

— Русский мир существует или это миф?

— Хорошо, что для вас в Латвии Русский мир — это не просто звук. Я вот недавно выступал на радиостанции «Эхо Москвы», и ведущий говорил мне, что Русского мира вообще не существует, это вымысел и бред. Я спросил: а как же быть с людьми, которые говорят на русском языке? Я имею в виду не территориальные определяющие. Как же быть с теми, кто думает, пишет по–русски? Мы часто идеализируем Россию. Но как же быть с той Россией, которая живет в сердце, в семейном альбоме? С культурным, интеллектуальным диалогом? Нельзя это взять и зачеркнуть.

Конечно, Русский мир есть. Да, появилось другое поколение, где–то более сложное, сочетающее представление о хороших дорогах, о прозрачности власти с представлением о национальных интересах. Да, современная молодежь боится насилия, она привыкла к более комфортным условиям существования. Но ценности–то сохранились все равно, и они воспринимаются сердцем.

Русские — большой народ, но они не привыкли выходить на улицы, чтобы отстаивать себя. Им проще приходить на референдум или на заявленную демонстрацию. Нет еще той культуры, которая существует в Европе, — культуры самоорганизации, культуры протеста. Но, я думаю, люди этому быстро научатся…

Значимость слова

— Что происходит с человеком и с обществом в целом? Полная профанация всего, что мы называем «вечные ценности». Может, мы накануне какого–то тектонического сдвига?

— Мы действительно пришли к какому–то новому периоду в истории. Может быть, мир приближается к глобальному переделу. Я согласен с тем, что очень многие слова утрачивают свою соль. Говорят — «свобода», «демократия», называют имена политиков, говорят о выборах… А ощущение, что за этим ничего не стоит. Или, наоборот, стоит что–то совсем другое, нежели то, что произносится. Это не отрицает того, что у людей должно быть достоинство, что человек имеет право на выбор. Люди должны уметь определять свою жизнь в чем–то. Но как это сделать?

Все непонятнее и все утопичнее многое. Важно, чтобы жизнь не превратилась в итоге вообще в ад. Очень много несовершенного в нынешнем мире, и есть немало тенденций, указывающих, что все будет ухудшаться, что мы окажемся в новом варварстве…

— ХХ век — это век победы атеизма, и он нанес страшный урон духовной жизни человека. Сейчас началось как бы возрождение христианства, его значения в человеческой жизни. И одновременно те, кто в речах своих обращается к христианским ценностям, их постоянно в реальной жизни отвергают, даже издеваются над ними.

— Мне кажется, что вообще люди сатанеют. Поводы для размежевания становятся именно поводами, а не причинами. Причем этих поводов может быть бесчисленное множество. Это могут быть территориальные, национальные, любые различия. Как, например, одна африканская община истребляла другую только за то, что им не понравились куриные перья, которые те вставляли себе в волосы.

— Как вы оцениваете современную литературу? Есть она или превратилась в чтиво?

— Мне кажется, несмотря ни на что, ее значение не утрачено. Я говорю не только о России, я говорю о Русском мире. Литература есть, есть ощущение значимости слова. Мне кажется, что книга живет долго. Не только потому, что она переиздается, переводится, что один прочел — дал другому. Книга — это образ, а образ всегда идет дальше, нежели даже идея. Потому что каждый человек по–своему воспринимает написанное. Если это сильный образ, то он оставляет глубокий след в душе.

Книга должна впечатлять. Это не листовка. Человек задумывается и сам находит какие–то ответы. Мне кажется, литература по–прежнему есть — и яркая. Я вижу сегодня, что читатель становится более зрелым и интерес к серьезной литературе возрастает. И даже в рейтинге продаж такая литература начинает теснить массовую — детективчики, любовные романчики…

— Для тех, кто еще не разучился читать, кого посоветуете из писателей?

— Могу порекомендовать Александра Терехова, Захара Прилепина, Михаила Елизарова…

из досьеСергей ШАРГУНОВ родился 12 мая 1980 года в Москве в семье священника — преподавателя Духовной академии Александра ШАРГУНОВА.

Выпускник МГУ по специальности «журналист–международник».

С 19 лет начал печататься в журнале «Новый мир». В 21 год стал лауреатом премии «Дебют» за повесть «Малыш наказан». Свои премиальные Шаргунов перечислил на адвокатов Эдуарда ЛИМОНОВА, в то время сидевшего в тюрьме.

Сергей — лауреат независимой премии «Дебют» в номинации «Крупная проза», государственной премии Москвы в области литературы и искусства, итальянской премии Arcobaleno, финалист премии «Национальный бестселлер». Его книги переведены на итальянский, английский и французский языки.

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Сергей Шаргунов

 Такой востребованной встречи, пожалуй, не было давно. Сергей Шаргунов, российский писатель, автор восьми книг и обладатель шести литературных премий, главный редактор сайта …… →

Фото
Видео
Статьи