События

Светлана Дружинина: "Для меня нет плохих дорог и плохого настроения"

Галина Афанасьева, "Экспресс-неделя" Источник (ссылка откроется в новом окне)

В международном медиаклубе "Формат-А3" состоялась встреча с киноактрисой, режиссером, сценаристом Светланой Дружининой и ее супругом Анатолием Мукасеем, одним из лучших советских российских кинооператоров. Со Светланой Сергеевной беседовал наш корреспондент.

- Карьера киноактрисы складывалась для вас необыкновенно удачно. Достаточно вспомнить роли Ларисы в фильме "Дело было в Пенькове", Анфисы в "Девчатах". К вам рано пришла слава. Но вдруг вы изменили актерскому ремеслу и выбрали работу режиссера. Почему?

- На самом деле я никогда не хотела быть актрисой. Окончила хореографическое училище Большого театра, но из-за травмы не смогла стать балериной, хотя именно об этом мечтала. Я уже снялась в нескольких картинах, поэтому поступила на актерское отделение ВГИКа. (Всесоюзный государственный институт кинематографии, ныне университет). По его окончании по закону надо было отработать три года по профессии. Тогда и были сняты эти знаменитые картины. А на самом деле я мечтала о режиссерском факультете, куда и поступила через несколько лет все в тот же ВГИК. Это и есть моя любимая профессия, и я каждый день благодарю небо, что так случилось.

- Ваш режиссерский дебют - фильм "Исполнение желаний" по роману Вениамина Карелина - об эмигрантах, покинувших Россию после революции. Потом были полюбившиеся зрителям "Дульсинея Тобосская", "Принцесса цирка". Затем телефильмы о гардемаринах, дворцовых переворотах. Вам неинтересна современность?

- Меня всегда интересовала современность, иначе зачем работать. Но в советское время прохождение любой темы через всевозможные худсоветы было очень затруднено. Поэтому я, имея профессиональный опыт балерины, актрисы, получив широкое музыкальное образование, ушла в музыкальный кинематограф. Но он как раз позволял говорить о настоящем. Не случайно фильм "Дульсинея Тобосская", к слову, мой любимый, два года пролежал на полке и только по какой-то случайности был выпущен на экран в новогодние праздники. А ведь это был мюзикл талантливейшего композитора Геннадия Гладкова с не менее талантливым сценарием драматурга Александра Володина. Главную роль в фильме играет несравненная Наталья Гундарева.

- С чем же была связана такая немилость начальства? Какой криминал может быть в мюзикле?

- Оказалось, что там полно намеков на современность. Когда поет Гундарева со своим мощным темпераментом, обаянием о том, что "нынче каждый в расчетах точен, что на пользу, а что во вред", о том, что в донкихоты никто не хочет, все поумнели и безумцев больше нет, начальство решило, что это порождает пессимизм у зрителей и намекает на несовершенство нашей жизни. К тому же Дульсинея в исполнении Натальи Гундаревой - женщина, готовая постоять за себя в любых ситуациях. Решили, что она слишком большая и сильная. Но когда фильм вышел на телеэкраны, то его сразу восторженно приняли зрители. Наташа Гундарева также его очень любила. Я же считаю, что у нее было совпадение с образом по духовной совместимости.

- Ваши героини - Дульсинея, Анастасия Ягужинская в исполнении Татьяны Лютаевой в "Гардемаринах", императрицы послепетровской эпохи в "Тайнах дворцовых переворотов", правившие Россией почти весь ХVIII век… Вам нравятся сильные, властные женщины?

- Мне важно, что они прежде всего женщины. Для меня мир делится на две половины: мужчин и женщин. И если вы идете по своему пути, начертанному природой, то все у вас получается. На самом деле есть только две эти половины, а внутри каждого вида есть свои отряды, свои персонажи, своя драматургия. В современном мире сменяются все величины, представления и убеждения. И что бы ни говорили нынешние поклонники гендерной революции, есть природные явления, которые не меняются, которые составляют связующую компоненту. В первобытном, рабовладельческом, феодальном или социалистическом строе мужчины и женщины оставались самими собой, со всеми своими страстями.

- Почему вы сосредоточились сейчас исключительно на исторических фильмах?

- Я не знаю. Для меня история абсолютно современна. Что было вчера, может повториться завтра. Как любил говорить мой любимейший писатель и замечательный человек Вениамин Каверин, "история не учит. История проучивает". Поэтому очень важно понимать ее уроки.

- Ваши фильмы дают представление о реальных событиях?

- Они сделаны по документам. Конечно, в них присутствует и мой взгляд. Но я стараюсь быть объективной и не демонстрировать своих симпатий и антипатий. Пусть зритель сам делает выводы. Работая с документами, я обнаружила, что в некоторых из них подчищены те или иные абзацы. Значит, уже тогда кому-то хотелось выглядеть лучше, чем было на самом деле. Для меня это повод для размышлений и сюжетных линий.

- Последнее время мы слишком рьяно привлекаем историю на службу современности. В этом году в Литве торжественно отмечают пятисотлетие битвы под Оршей, где литовские полки одержали победу над московским войском под предводительством князя Константина Острожского, к слову, глубоко верующего православного христианина, построившего немало церквей в католической Литве. Главное в этом праздновании заключается в том, что он поборол московитов. Стоит ли обращаться к таким событиям для возбуждения народной памяти?

- Если такое было, ну и замечательно. Хорошо, раз победили. Так и надо было дальше держаться на победном марше. Главное, лишь бы не врали. А какие события отмечать - каждые решает сам.

- Ваши фильмы о гардемаринах покорили миллионы зрителей и сейчас еще зажигают молодежь. В чем причина такого успеха этих легендарных персонажей?

- Гардемарины - абсолютно идеальные герои. Они были дружны, влюблены, стояли насмерть друг за друга. Это были сознательные, продуманные мною ситуации. Наши русские мушкетеры честные и порядочные. Просто они получились очень живыми. Мне даже высказывали претензии: почему они такие положительные? Но я их такими увидела: мальчишками, мечтающими служить отечеству. А исторический фон настоящий, и заговор канцлера Бестужева настоящий.

- Доводилось читать, что вы взялись за тему дворцовых переворотов, чтобы занять работой мужа?

- Это не совсем так. После развала большой страны все кинематографисты остались без работы, и надо было как-то выживать. Наше кинематографическое дело очень живое, не терпящее застоя. Многие тогда спивались, умирали от сердечного приступа. Страну наводнили третьесортные фильмы из-за рубежа. Я была занята на их дубляже, хоть и плевалась. Захотелось сделать что-то свое. Я хорошо знаю историю, работала со многими писателями, специалистами. Так что старые связи помогли. Все согласны были помогать или за совсем маленькие деньги, или чтобы просто сохраниться в любимой специальности. Особая благодарность музейным работникам. Я выбивала им какие-то копейки за консультации, а они разрешали снимать ночью во дворцах, в настоящих интерьерах. В этих фильмах все настоящее: мебель, шкатулки, награды. И все мы возвращали в целости и сохранности. Сами работали в тапочках и "обували" камеры. Актеры также трудились практически бесплатно: лишь бы работать. Сейчас другие возможности.

- Вышли уже десять серий об императрицах, но пока вы не занялись вплотную главными, Елизаветой и Екатериной. Будете продолжать? И что бы вы хотели снять?

- Я пока что беру паузу. Думаю. Сейчас вроде деньги на кино есть, а снимать сложнее. Актеры больше снимаются, заняты в антрепризах, в театре. Ушло то время, когда мы брались за руки, чтобы выстоять. Теперь каждый сам за себя. Договариваться сложнее.

- Наверное, женщину с таким твердым и решительным характером актеры побаиваются?

- Я очень нежно отношусь к актерам. Меня раздражают только ложь и лень. Поэтому тому, кто в этих грехах замечен, сразу говорю: не наш. Работают те, кто понимает друг друга. Это очень важно. Для меня работа - вся моя жизнь.

- И в то же время у вас счастливая семья. 55 лет в браке - это, по нашим временам, подвиг. Как вам это удалось? И кто в доме хозяин?

- Мы нормальные люди. Иногда ссоримся и миримся. А хозяйничаем оба. Кто успевает, тот и убирает, и готовит. Мы не выясняем отношений по такому поводу. Отдыхаем тоже вместе. А случается, остаемся и вовсе без отпуска. Закончен фильм - начинается монтаж и многое другое.

- Вы всегда замечаете в жизни только хорошее?

- Знаете, для меня нет плохих дорог и нет плохого настроения.

- Вы впервые в Литве?

- Я считаю, что впервые. Однажды приехала на день по приглашению Танечки Лютаевой. Это было зимой, в перестроечные времена. Ее дочь Агне тогда была еще совсем крошкой. Из поездки помню только ее глазищи, сияющие из-под вязаной шапочки.

- С героиней "Гардемаринов" Татьяной Лютаевой поддерживаете отношения?

- Редко встречаемся, обе очень заняты, но отношения поддерживаем.

- А вы хотели бы снять ее дочь Агне Дитковските в каком-нибудь фильме?

- Хотела бы. Она очень талантливая девочка. Надо только точно выбрать для нее роль.

- А как вы отнеслись к тому, что ваш сын выбрал себе в жены прославленную волейболистку Екатерину Гамову, а не девушку из артистической среды?

- Великолепно. Она потрясающий, творческий человек, с юмором, добрым сердцем, широкой души. Чемпионка мира, между прочим. Мы с мужем сами играли в волейбольных командах своих факультетов в институте. Очень любим этот вид спорта и всегда болели за Катю еще до знакомства с ней. Мой сын прекрасный кинооператор, владеет фирмой по аренде киноаппаратуры высшего качества, оптики и другой зарубежной современной техники. Он обеспеченный человек и имеет право выбрать ту девушку, которая ему по сердцу. Катю он очень любит. И дай им бог счастья.

- Хотелось бы вам работать на зарубежных киностудиях?

- Не хочу. Мы другие. В Голливуде сегодня самый идеологизированный кинематограф. Герой обычно - средний американец, почитающий семейные ценности, даже если в разводе, и спасающий весь мир. Ушли в прошлое и старый американский, и старые французский, английский, итальянский кинематограф. Я не хожу смотреть фильмы 3D. Ну, летит на вас снаряд, лев рычит. И что? Очень это по-детски.

- А снимать зарубежных актеров? Как вам Депардье в образе Распутина?

- Французов он играет лучше. Совместный российско-французский фильм с его участием считаю достойной работой. Но никогда не сравню эту ленту с "Агонией" Климова.

- Но ведь раньше в советских лентах литовские актеры постоянно играли европейцев. И всем нравилось.

- У нас не было тогда выбора. Европейцев они действительно играли лучше, чем русские, поскольку ближе к Европе генетически, территориально и исторически. Но я во всем, в том числе и в актерской работе, хочу видеть стопроцентное попадание и в образ, и в страну, и в эпоху.

 

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Светлана Дружинина и Анатолий Мукасей

По приглашению Международного медиа-клуба «Формат-А3» в Вильнюсе выступила автор исторического кинопроекта о переломных событиях в жизни России Светлана Дружинина вместе с мужем,…… →

Фото
Видео
Статьи