События

Андрей Константинов: Питер - бандитский, Москва - воровская. А в Крыму девушки красивые.

Ирина Ковалёва, "Крымская правда". Источник (ссылка откроется в новом окне)

Он и его люди почти раскрыли дело Гонгадзе. А ещё он придумал криминального авторитета Антибиотика. По приглашению международного медиа-клуба "Формат-А3" в Крым приехал создатель и руководитель Агентства журналистских расследований в Петербурге, автор книги "Бандитский Петербург" и серии криминальных романов Андрей Константинов.

 

- Вы владеете базой данных на весь преступный мир не только России, но и Украины. Вы, должно быть, опасный человек! 
- Да чем же я опасен (смеётся)? И какая же это база? Это просто память человеческая. Наверное, то, что хранится в моей голове, чего-то да стоит, но трудно оценить сколько. И потом, если я что-то знаю, то стараюсь сразу об этом рассказать. Например, о питерском преступном мире есть "Бандитский Петербург" - документальная книжка истории организованной преступности от момента основания до наших дней. Она вышла в трёх томах, и я почти всё, что знаю, в ней рассказал. Никогда не считал свою деятельность опасной, потому что не раскрывал конкретных преступлений, а писал больше вещи этнографические, что не опасно для бандитов - благодаря моим книгам никого не сажали. То есть одно дело, когда раскрывается отдельная история и человека привлекают к уголовной ответственности. Другое дело, когда пишу что дядя Вася - бандит, с такими-то людьми у него нормальные отношения, а с такими-то он не очень ладит. 
- Андрей, откуда такая потребность проникать в криминальный мир? Вы служили в Ливане и Южном Йемене, может быть, именно это повлияло на потребность писать книги, выворачивая криминальный мир наизнанку? 
- Так получилось, что когда я перестал быть военным переводчиком и пришёл в газету "Смена", то свободным было только это направление. 
- То есть выбора не было? 
- Да. Во-первых, политику и экономику я тогда не понимал, вопросами культуры тоже не владел. Во-вторых, мне не доверяли, считали, что я агент КГБ, затесавшийся в газету. Что мне оставалось? Криминал, который к тому же в газете был неразработанной поляной. Там проще было себя проявить, что я и попробовал сделать. Получилось успешно. Мы даже создали криминальный отдел, первый в СМИ Петербурга. А что касается военной службы, если бы не было того этапа, ничего бы не было. Я прошёл неплохую жизненную школу. Наверное, именно там и тогда ощутил какие-то первые желания что-то написать, рассказать. Так появился мой первый роман "Журналист", который во многом автобиографичен. 
- Опасность обостряет понимание смысла жизни и её ценности? 
- Попал я в Ливию не специально, не потому, что этого хотел. Просто так распорядилась судьба. А вот к тем, кто рвётся в горячие точки, отношусь очень настороженно. Нельзя играть с судьбой в карты. Если так оно выпадает, значит, так надо. А самому? Это неправильно. Судьба может за это отплатить. Не стоит искать острых ощущений, думать, мол, вот прикоснусь к чему-то такому и стану другим человеком. Другим, может быть, и станешь, но не тем, кем рассчитывал. Чаще человек становится хуже. В тех местах много крови и боли, что может сломать или алкоголиком сделать. 
- Как вы думаете, "бандитское" время накопления первоначального капитала в наших странах уже в прошлом? 
- Безусловно. Но темы криминала и коррупции до сих пор злободневны и для России, и для Украины. И это нашим людям интересно. Однако и у нас актуальность этих направлений снижается, потому что в 90-е годы, в разгул бандитизма, люди хотели знать о том, что происходит, потому что это часть мира, в котором все живут. Но гангстерские войны ушли в прошлое. А преступные авторитеты сейчас не играют такой роли. 
- Но наши газеты всё чаще пестрят заголовками: "Бандитские 90-е возвращаются", "Убийство в стиле 90-х"... 
- О! Мы это уже прошли несколько лет назад. Вот и к вам это пришло (смеётся). Нет, думаю, что девяностые не вернутся. А у того, что происходит сейчас, - другие причины и следствия. Тогда было накопление первоначального капитала и гангстерские войны. А сейчас организованный преступный мир сильно изменился. Он либо частично люмпенизировался, а эти люди долго не живут любо легализовался и влился в какие-то государственные и полугосударственные структуры. 
- Однако власть и криминал до сих пор находятся в тесной связке? 
- Криминал на постсоветском пространстве достаточно серьёзно проник во власть. Ничего уж не сделаешь. Конечно, "криминальных депутатов" практически не осталось, но есть понятие "криминальное заражение", когда люди приобретают определённый образ мысли и действия. Посмотрите, что у нас творится с МВД? Криминализированная милиция, депутаты, деньги которых получены не самым честным путём, бизнесмены, не являющиеся белыми ангелами и Биллами Гейтсами... 
- Главным своим детищем вы называете Агентство журналистских расследований. Расскажите, как создавался АЖУР. 
- Нам просто во многом повезло. Сначала я и мой первый заместитель Саша Горшков, с которым ещё в "Смене" начали работать, придумали Агентство расследований "Смена", или АРС. Просуществовали рубрикой около года. Почему? Выдохлись. Расследование - это трудоёмкое дело, наш строкаж был значительно меньше, чем у коллег. А платили одинаково. Так АРС распался. 
Я ушёл работать в "Комсомольскую правду". А потом встретился Константин Сухенко, он сейчас депутат, а тогда был одним из совладельцев газеты объявлений издательского дома "Шанс", при котором мы и создали журналистскую группу. Так как у них было много денег, то мы два года жили, как у Христа за пазухой: платили хорошо, а занимались мы своими делами. К моменту, когда лафа кончилась, мы успели зарегистрировать агентство. Научились зарабатывать. Придумали газету "Ваш тайный советник", потом - общественно-политическую интернет-газету "Фонтанка", которая стала очень прибыльной. Доход нормальный, который и даёт возможность содержать неприбыльные или даже убыточные направления, такие, как расследование. Мы не бизнесмены от масс-медиа, мы просто создали себе условия для того, чтобы заниматься журналистикой. И сегодня АЖУР - это холдинг, в котором работает около ста пятидесяти человек. Признаться, мы не заметили, как это произошло. Обернулись - нам уже четырнадцать лет. 
- Андрей, АЖУРу часто сливают информацию? 
- Слив - это такое явление, к которому нужно относиться спокойно. А насчёт заказных материалов... Можно работать за деньги по договору только в одном случае: если ты всё то же самое сделал бы и бесплатно. 
- Но дело Гонгадзе вы взялись расследовать по заказу? 
- Мы занялись бы им и без чьих-либо приглашений и денег. Но у нас не было возможности приехать на Украину. Мы находились тогда в тяжёлой ситуации,  но не поступились принципами. Работали объективно почти год. Жаль, что не было возможности довести дело до конца. 
- А почему? 
- Сначала нас пригласили американцы - Irex ProMedia, потом Пустовойтенко с Куницыным. Но всех их интересовало не само дело и его раскрытие, а роль Кучмы в этой истории. Когда же им стало понятно, что он имеет лишь косвенное отношение к ней, они потеряли интерес. Им важно было убедиться, что Леонид Данилович тут не главный злодей. 
- А как всё в этой истории было на самом деле? 
- Не хочу рассказывать. Всё, что могли, мы уже рассказали. 
- Но Гонгадзе мёртв? 
- Безусловно. Вопрос в том, что осталось за кадром. После Куницына и Пустовойтенко приезжало детективное агентство "Кролл-интернэйшнл". Когда эти ребята свернулись, мы  пытались наладить контакт со шведами и англичанами, но они отказались. И мы вынуждены были вернуться в Россию. Однако понимание того, что произошло, у нас есть, и кто несёт ответственность за то, что случилось, мы знаем. Но это не доказано, а потому фамилий называть не буду. 
- Кучма - не заказчик? 
- Нет. Никакого заказа не было. А Кучма - забавный персонаж, невоздержанный на язык. При нём были люди-манипуляторы, которые создавали ему определённые настроения. Я не считаю, что смерть Гонгадзе - это чей-то заказ. Это - "эксцесс исполнителя", несчастный случай. 
- Оппозиции просто нужен был герой, эдакий борец за свободу. 
- Совершенно верно! Гонгадзе ведь не был особым расследователем. И сказать, что он был оппозиционным журналистом, - это преувеличение, потому что ему сливали компромат из окружения президента. А если он контачил с людьми президента, какая же это оппозиция? Поэтому он не героическая фигура, а трагическая. Ему очень не повезло. Трагедия от этого меньше не становится, но вот оснований присваивать ему звание Героя Украины не вижу. Парня жалко, но бронзовый Гонгадзе сильно отличается от того, каким он был на самом деле. Историю эту нагло использовали в политической игре. А правда не нужна была никому - ни оппозиции, ни власти, ни западной прессе. Более того, и в России к ней потеряли интерес. А знаете почему? Потому что это история без героя, в которой все хороши. По законам драматургии это скучно. Как и с убийством певца Игоря Талькова. Ведь была обычная бытовуха: не могли определиться, кто за кем выступает. Парень Азизы пошёл договариваться, устроил драку, стали бить Малахова, который вытащил наган. И директор группы Талькова случайно выстрелил и убил певца. Вот как было. Но в таком виде история неинтересна. 
- СМИ ведь давно живут по законам шоу-бизнеса. 
- И это в полной мере относится и к истории с Гонгадзе. 
- Крымских заказов больше не поступало? Например, разобраться с застройкой ЮБК или с выделением земли на берегу моря. 
- Вы это должны расследовать сами. Теоретически мы можем организовать и выслать бригаду, но это дорого. И очень индивидуально. Тема должна быть интересной, а деньги - приличными. Бывший сотрудник газеты Newsday Роберт Грин определял журналистское расследование, как материал, основанный на собственной инициативе журналиста. Одно из условий работы - это резонансность темы, которую отдельные лица или организации скрывают. Конечно, крымские журналисты пытаются разобраться с незаконной застройкой земель, но чаще по заказу какого-нибудь заинтересованного депутата, что уже является псевдорасследованием. 
- Вернемся собственно к литературе. Вас не обвиняют в некоторой идеализации криминальной среды, в романтизации героев? 
- Это уж кто как. Кто-то видит романтику, а кто-то понимает, что никакой романтики в моих книгах нет. Ну какая может быть романтизация в документальном произведении? И не нужно путать сериал "Бандитский Петербург", экранизированный Бортко по моим книгам, и книгу "Бандитский Петербург". Романтизация была в "Бригаде". А тут её нет. Все акценты расставлены правильно. Меня мучили вопросом: "Почему вы убили адвокатов?". Это не я их убил. Это они сами себя убили. И это абсолютно закономерный финал. 
- А как же светлый образ Антибиотика? 
- В своё время Лиознову, режиссёра "Семнадцати мгновений весны", упрекали в романтизации фашизма и нацизма, потому что Штирлиц и Мюллер красивыми ходили в нацистских мундирах. Она же просто создавала интересный образ отрицательного персонажа. Вот и Антибиотик - отрицательный персонаж, но интересный. А если все отрицательные персонажи будут неинтересными - это скучно. 
- Вы сейчас над чем-то работаете? 
- Я всегда над чем-то работаю. Преподаю в университете вот уже пятнадцать лет. Раньше читал курс только на журфаке, а последние два года ещё и на юрфаке. Не люблю рассказывать о планах, которые ещё не сформировались. Мне не сложно что-нибудь придумать. Сложно, когда видишь, что не всё можно реализовать. В России сейчас на каналах существует понятие "формата". А всё, что "неформат", не показывают. Отсюда бесконечные сериалы про "ментов". Вот и ко мне недавно пришли ребята из компании "Фаворит-фильм" с просьбой написать сценарий ещё одних "ментов". Отказывался. Но упросили. Написал. Съёмки недавно начались. Сериал будет называться "Гоблины", от "группы обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите". Я там даже сыграл небольшую роль самого себя. 
- О чём фильм-то? 
- Каждая серия - это маленькое дело. И одновременно - это линейная история вычисления предателя в этой системе странного человека со странной судьбой. Работать мне над фильмом нравится, но мечтаю о другом. О том, что трудно будет реализовать. С удовольствием сделал бы  фильм о гражданской войне, но на это нужно миллионов шестьдесят евро. Тогда можно было бы сделать некоммерческий проект. Но такие деньги может иметь только мсье Михалков, который подарил всем нам "Утомлённые солнцем-2". Увы, практически не знаю интересных современных работ в кино. Задумки есть хорошие, но их не реализуют из-за отсутствия денег и этого самого "формата" и "неформата". 
- Может быть, тогда книги есть хорошие? Что вы читаете? 
- Читаю много. Но у меня больше иностранных любимых авторов, например, Артуро Перес-Реверте. Обожаю этого испанского парня: "Территория команчей" - о журналистах в горячих точках, "Баталист" - о фотографе-репортёре на территории бывшей Югославии. Моя любимая - "Учитель фехтования". Девушкам советую почитать "Королеву юга" - один из самых его неполиткорректных романов. Уважаю Бернарда Корнуэлла - у него потрясающие исторические романы. Из наших люблю Юзефовича, Мишу Веллера, Андрея Волоса, Александра Терехова. Есть у нас авторы хорошие, но мало. Важно ведь понять, что нужно людям. 
- А как это понять? 
- Из самоощущений. Нужно, чтобы общество осознало в таком человеке потребность. Увы, люди стали читать меньше. Государство к чтению относится совсем не так, как относилось раньше. Писатели не чувствуют себя нынче властителями дум и значимым общественным институтом, они перестали выполнять функцию морально-нравственного авторитета. Сталин понимал, как это важно, и создал волевым решением Союз писателей, дал им права и полномочия. А сейчас все писатели предоставлены сами себе. Издатели ориентированы на коммерческий успех, которому нужна "Энциклопедия лоха" Ксении Собчак, например. А человек, обладающий писательским даром, зачастую вынужден влачить нищенское существование. 
- О Москве говорят - воровская, о Петербурге - бандитский, а Крым каков? 
- Увы, криминогенной обстановки не знаю (смеётся). Но у вас мне нравится. Отдыхал в Коктебеле. Место красивое и вдохновенное. Но дело даже не в духе Волошина, а в том, что у вас много красивых девушек.

Фото Олега ТЕРЕЩЕНКО.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Андрей КОНСТАНТИНОВ

Журналисткое расследование - жанр или метод? Когда заканчивается скрупулёзный труд и начинается творчество? Есть ли правила, соблюдая которые, журналист может оградить себя от угроз и судебных исков?…… →

Фото
Видео
Аудио
Статьи