События

Даже Гимпу можно поднять рейтинг - вопрос на долго ли?

Леонид Рябков, "Комсомольская правда в Молдове" Источник (ссылка откроется в новом окне)

 Гендиректор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) рассказал «Комсомолке», как поднять рейтинг любому политику и чему не стоит доверять в соцопросах

«Социологам верить нельзя»

- Вопрос от дилетанта. Скажите, в какой мере можно доверять результатам соцопросов?

- В принципе, на сто процентов, наверное, нельзя доверять никому, в том числе и социологам. Социология отличается от других наук тем, что открыто признает — наше знание о мире ограниченно, и всем нашим данным, которые сообщаем вам, вы должны доверять с определенным процентом погрешности, или еще это называется доверительным интервалом. Наша наука базируется на статистике. Есть базовые статистические закономерности. Поэтому, если мы хотим узнать мнение россиян в целом по какому-то вопросу, достаточно опросить 1500-1600 человек. Больше не надо. Можно и больше, но точность выше не станет, зато обойдется дороже. При опросе этих 1600 человек, если все сделано правильно, точность будет с доверительным интервалом — 3,4-3,5%. Если вы — политик и хотите узнать свой рейтинг, а у вас по закону — 3-процентный барьер, то для вас эта точность слишком низкая. Предположим, я дам вам рейтинг в 5%. Вспоминаем, что у нас есть доверительный интервал в 3,5%. Поэтому, что такое 5% в данном случае? Это может быть 5% минус 3,5%, а может, и 5% плюс 3,5%. То есть от 1,5 до 8,5%, а если у вас 3-процентный барьер — это огромная дистанция. Значит, тебе, как политику, нужна другая точность, повышенная. Мы ее тоже можем обеспечить, но для этого нужно потратить больше денег и усилий. Тут уже 1600 человек недостаточно. Тут нужны большие выборки до 5 тысяч человек и даже больше. Точность повысится. Поэтому, конечно, соцопросам доверять целиком нельзя, можно доверять с определенным, так сказать, интервалом. В каком случае эта погрешность приемлема? Например, мы спрашиваем: «Одобряете ли вы деятельность Путина на посту президента?» В последнее время степень доверия у нас — 80-85%. Вспоминаем, что у нас погрешность в 3,5%. 82% - это может быть и 79, и 85. Что в этом случае поменяется радикально? Непринципиально. Все зависит от задачи. Если вам нужна точность, то стандартных исследований недостаточно, нужны развернутые, фундаментальные, дорогостоящие. Это законы статистики, они интернациональны. Не надо забывать, что в любом деле могут быть шарлатаны, самозванцы, есть они и в нашей профессии.

- Вы ведете свои исследования еще в 18 странах мира. А в Молдове работаете?

- В Молдове есть свои социологи. Мы взаимодействуем с компанией, которая работает с 12 странами бывшего СССР. Поэтому мы не проводим здесь свои опросы, в Молдове есть свои профессиональные социологи. Но мы вместе с ними задаем часто сходные вопросы в разных странах и имеем возможность сравнивать: в России — так, в Молдове — сяк.
- Результаты соцопросов свидетельствуют о том, что каждый пятый россиянин хочет видеть РМ в Евразийском союзе...

- Я вам могу задать два вопроса на сходную тему, но сформулирую их так по-разному, что и ответы будут совершенно разные. Надо очень внимательно смотреть на детали. Первое. Опрос бывает открытый и закрытый. Закрытый опрос - это если мы вам предлагаем на выбор несколько вариантов ответа. Открытый — это если мы вам вариантов ответа не предлагаем. например, «Какие события вас заинтересовали на этой неделе?» А закрытый опрос - «Вы одобряете деятельность Путина или нет?» От этого очень сильно зависят результаты. Если я спрошу вас: «Доверяете ли вы Путину или нет?», ответов «да» будет никак не меньше 70%. А если я спрошу: «назовите политиков, которым вы доверяете?» Путин в этом случае тоже будет на первом месте, но с результатом пониже. Второе. А сколько вариантов ответа можно выбрать? Про Молдову, например. Мы даем список из двенадцати стран и просим указать три, которые, по вашему мнению, должны быть в Евразийском Союзе. Как вы думаете, Молдова туда попадет?

- Все зависит от списка стран...

- Согласен, но в целом Молдова все же маленькая страна и россиян, которых то-то связывает с вашей страной на порядок меньше, чем с Украиной. Украину Молдова никогда не перепрыгнет по этому показателю. А если можно называть сколько угодно стран, тогда результаты будут другими, и Молдова окажется повыше. Дело в деталях. Если взять любого политика, то каков же все-таки его рейтинг? Это очень важный вопрос. Есть такой эффект «Присоединение к большинству». Если люди знают, что какой-то политик популярный, то мотивов присоединения к большинству у людей становится больше, потому что людям хочется быть в большинстве. В этом одна из причин такого большого внимания к рейтингам. Тут же возникает возможность для оспаривания: «А как вы измерили этот рейтинг?» В зависимости от формулировки вопросов, сколько вариантов ответа можно дать, результаты будут разными. Если тебе не нравится твой рейтинг, то чтобы его поднять, надо потратить много денег, сил, мозгов... Гораздо проще объяснить всем, что рейтинг — неправильный. Этим политики очень часто и занимаются. Роль рейтингов в политике, объективно, огромная.

"Все соцопросы проплачены"

- Если коснуться молдавских реалий. Есть у нас такой политик Михай Гимпу, ратующий за объединение с Румынией. Рейтинг его традиционно невысок. Но если грамотно, правильно поставить вопросы в соцопросе, можно ли искусственно поднять его рейтинг?

- Как политики решают эту проблему? Они не акцентируют внимания на непопулярных лозунгах в момент, когда им надо избраться. То есть он старается уйти от той темы, которая объективно для него невыгодна. Поэтому можно поднять рейтинг, кому угодно можно поднять! Вопрос — насколько долго это все продержится. Самый простой способ — обрушить рейтинги всех противников. Поэтому и возникает «война компроматов»... Свой рейтинг поднять сложно, а вот опустить рейтинг противника — это гораздо проще и быстрее.
- Насколько влияют еженедельные опросы степени популярности политиков на реальную степень популярности того или иного политика?
- Хороший вопрос. В свое время один из корифеев нашей социологии Юрий Левада исследовал этот вопрос и пришел к выводу, что внимание к данным опросам - это одно, а вот изменение своего мнения под воздействием данных опросов — это совершенно другое. Он пришел к выводу, что, скажем, в России поменять свое мнение под влиянием результатов опросов готовы 1-2% опрошенных. В некоторых случаях это немало! Но в большинстве случаев этого мало.
- В Молдове на 30 ноября намечены парламентские выборы. Насколько можно доверять предвыборным соцопросам, если они проплачены?
- Все соцопросы проплачены, иллюзий быть не должно. Социология — вещь дорогая. Но если соблюдены три условия — не пожалели денег, обеспечили научную основу и этим занялись профессионалы — то, в принципе, результатам соцопросов можно доверять. Конечно, должна быть своя голова на плечах. Доверяй, но проверяй!

СПРАВКА «КП»

Валерий Федоров. Генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Работал в Институте массовых политических движений Российско-американского университета, в Центре политической конъюнктуры России, является членом различных международных профессиональных, научных и экспертных обществ. Кандидат политических наук, профессор высшей школы экономики, вице-президент Союза социологов России, а также автор ряда книг

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Валерий Фёдоров

Очередным гостем Международного медиа клуба «Формат А3» в Молдове стал генеральный директор Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Фёдоров. Тему, которую…… →

Фото
Видео
Статьи