События
«Великое русское слово». Как нам его сберечь?В России принята новая геолингвистическая концепция. Русский язык будут поддерживать и беречь – и на родине, и во всем мире. А руководить этой работой будет вновь созданный Совет по русскому языку при президенте Российской Федерации, который в начале октября соберется на свое первое заседание. О том, что они вошли в президентский совет, главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец и заместитель главного редактора «Российской газеты» Ядвига Юферова узнали в Риге, где на днях находились по приглашению Международного медиа-клуба «Формат А3». Педсовет без границ На встречу с известными экспертами по образованию, собрались рижские педагоги, в том числе, лауреаты Пушкинского конкурса для учителей русской словесности, который уже 14 лет подряд проводит «Российская газета». Тема встречи была вечно актуальная: «Школа, общество, политика», а разговор получился такой профессиональный и заинтересованный, что участник единодушно назвали его «педсоветом». В начале разговора с латвийскими коллегами Петр Положевец продемонстрировал первый номер «Учительской газеты», который вышел в свет в 1924 году. Оказывается, и тогда, 90 лет назад, педагогов волновали те же проблемы, что и сейчас: как сделать так, чтобы детям хотелось учиться, и как учителю выжить на свою зарплату. В последние годы за решение этих проблем в России взялись всерьез. - Нынешнее российское образование заметно отличается от того, каким оно было пять-десять лет назад. Прежде всего, оно стало намного более качественным, — рассказывает Петр Положевец. – В последние годы разработаны современные развивающие программы, которые учат детей думать и самим находить нужную информацию. Эти методики уже внедряются в начальных классах и дают отличные результаты. К 2016 году они придут и в основную школу. Уже семь лет Россия делит с Сингапуром первое место в мире по умению читать. Имеется в виду не только умение складывать буквы в слова, но и глубокое понимание смысла текста. Три года назад правительство России приняло решение о том, что зарплата учителя должна соответствовать средней по региону, и эту планку удалось взять. Сегодня средняя зарплата учителя в России около 400 евро, в Москве – 1600 евро. Звучит, как фантастика, но в элитных школах столицы зарплаты педагогов доходят до 8000 евро, а директора получают в два-три раза больше. И вот результат: в Москве учительских вакансий нет. За два года конкурс в педагогические вузы вырос в 2,5 раза. В последние годы наметилась и еще одна отрадная тенденция – в школы пошли мужчины. Важным событием стал закон об образовании, который был принят в 2012 году при активном участии педагогов, номинантов конкурса «Учитель года», который уже 25 лет проводит «Учительская газета» совместно с министерством образования. - Эксперты предложили более ста поправок в закон, и 28 из них были приняты. Люди поняли, что к их мнению прислушиваются, что создает благоприятную атмосферу в системе образования, — уверен Петр Положевец. Сегодня главной проблемой для России остается достижение единого – высокого – качества образования на всей территории огромной страны. В поисках альтернативы Европейская конвенция о защите национальных меньшинств дает право на получение среднего образования на родном языке. Латвия этот документ не ратифицировала, и на 2018 год в нашей стране намечен перевод школ нацменьшинств на латышский язык. Хотя в Европе существует и другой путь… - В Хельсинки есть замечательная русско-финская гимназия, в которой практически все предметы преподаются на русском, хотя русских в Финляндии проживает менее процента. Шведы, составляющие 6 процентов населения, имеют свой государственный язык. Опыт существования школ на нескольких языках есть в маленькой Андорре, Бельгии и Швейцарии. В Москве тоже много школ национальных меньшинств, — рассказал Петр Положевец. В рамках новой геолингвистической концепции России будет разработана концепция русской школы за рубежом. - Понятно, что русская школа может существовать только на основе межправительственных соглашений. Между Латвией и Россией таких соглашений нет. Надеюсь, что они будут разработаны и приняты, — говорит Ядвига Юферова. — Россия не может помочь сохранить русские школы в Эстонии и Латвии, независимых суверенных государствах. Но мы можем поддерживать школы на уровне профессионального сообщества, контактов между коллегами и обменом опытом. На сайте «Учительской газеты» www.ug.ru публикуются методические материалы, пособия, которые могут бесплатно использовать учителя, в том числе и зарубежных стран. Новые перспективы открывает создание электронных учебников, которое ожидается в ближайшие два года. На одном языке - Диалог должен быть основой нашего общения, — сказала Ядвига Юферова. — Несмотря на все сложности, мы ведем его с Грузией, с Украиной, другими странами. Формой профессионального диалога стал международный Пушкинский конкурс для учителей русского языка в зарубежных странах. Его участниками стало уже семь тысяч русистов из 20 стран мира, а лауреатами – 700 педагогов, в том числе из стран Балтии. Лауреаты были в зале и горячо говорили о том, как важны для них подобные конкурсы. Так важны, что юрмальчане сами решили провести собственный международный конкурс учителей словесности. Участники встречи предложили и много других интересных инициатив. Русскому языку сегодня трудно. Если 20 лет назад на нем говорило 360 миллионов человек, то сегодня – 260 миллионов, но тенденция к расширению его пространства очевидна. Эксперты по образованию уверены: чем сильнее будет Россия, чем заметнее станет ее доля на международном рынке, тем популярнее будет ее язык, который теперь будут поддерживать на государственном уровне. |
|
|||||
|
Комментарии
have read stuff from. I appreciate you for posting when you have the opportunity, Guess I
will just book mark this page.
Ваш комментарий