События
«Наконец мужчины пошли в школу»Главный редактор «Учительской газеты» Петр ПОЛОЖЕВЕЦ - о новых тенденциях российского образования, которые могли бы быть полезны Латвии В октябре одному из старейших изданий России – «Учительской газете» исполнится 90 лет. За все это время она ни разу не прекращала выпуск, а темы первого номера актуальны по сей день. С 1991 года газетой руководит выходец из Западной Украины, выпускник журфака Киевского государственного университета Петр Положевец, который недавно побывал в Риге по приглашению Международного медиа-клуба «Формат А3». «Вести сегодня» побеседовали с главредом о самом актуальном. А начали с редакционной политики: кто издает газету, то есть заказывает музыку? - Мы сами себе издатели, нас никто не содержит – ни министерство, ни профсоюз работников образования, ни финансовая структура, ни политическая партия: мы живем только на деньги от подписки и рекламы, - сходу огорошил Петр Григорьевич. – До 1991 года редакция не думала ни о чем, кроме текстов. Мы были органом ЦК партии, он за все и платил. А потом, когда стали самостоятельным изданием, не зависящим ни от чьих средств, то считали каждую копейку. Было очень трудно. Я ходил по своим знакомым, начинающим предпринимателям, и просил у них миллион, чтобы выпустить следующий номер, и мне давали под честное слово. А с новой подписки деньги возвращал. Однажды попросил о поддержке одного известного олигарха – сегодня он безработный политик. Тот полистал газету и сказал: «Что ж, денег я дам, но издание надо освежить. Вот если вы начнете на 1-й полосе печатать голых женщин, вас сразу будут больше читать». После чего я откланялся и больше никогда не обращался к олигархам. С тех пор мы стали реально независимым изданием. Экзамена не будет, все билеты проданы! - Финансовая независимость, должно быть, приносит вам журналистскую независимость, а значит – и бОльшую объективность? - Да. Мы особо не лезем в политику, 95 процентов наших текстов касаются образования, зато мы охотно публикуем материалы, которые рискуют вызвать гнев министерства и прочего отраслевого начальства. Например, мы много лет резко выступали против Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и процедуры его проведения. Мы понимали, что есть утечка экзаменационных заданий и огромное количество списывающих, которые потом в высшей школе займут места тех, кто учился сам. Одни успешно спишут и получат 100 баллов, а другие, которые работали своей головой, напишут на 95 и это место не получат. Благодаря ЕГЭ, в стране уже появилась целая прослойка людей с высшим образованием, но без среднего. Три года у нас была специальная группа, которая исследовала интернет и выясняла, кто публикует экзаменационные билеты, за какую цену и кто этим интересуется. Потом эти данные мы передавали в Рособрнадзор. Предыдущее руководство не реагировало на наши сигналы. Но год назад Рособрнадзор возглавил новый молодой руководитель Сергей Кравцов, и его команда начала с того, что подняла все наши публикации. Мы писали, как сделать, чтобы как можно меньше было доступа к контрольно-измерительным материалам. Рекомендаций было много. И с этого года дело сдвинулось. В аудиториях были установлены видеокамеры, которые записывают ход экзамена. Никто посторонний теперь не мог войти в аудиторию, передать пакет и вообще подойти к ребенку. Более того, новое руководство настояло на том, чтобы в каждой школе в день экзамена были установлены металлоискатели, и пройти на экзамен с мобильником, с помощью которого раньше шло основное списывание, уже было невозможно. Все гаджеты теперь остаются в коробке до конца экзамена. Некоторые ухитрялись пронести пластмассовый мобильник, но их тоже ловили и выводили с экзамена, назначив пересдачу. И что в итоге? Результаты сразу стали хуже. Громадное число «стобальников» снизилось в 10 раз! Зато увеличилось количество двоечников - учеников, не преодолевших даже нижний порог. Наконец-то мы получили реальную картину знаний. И хотя ЕГЭ пока остался, нарушений в этом году было всего 0, 001 %. Это мизер. Назад, к сочинению - После восстановления независимости в школах Латвии произошел перекос в сторону языков и гуманитарных предметов, точные же науки детям предлагалось изучать по выбору. Теперь спохватились. Вам в России это знакомо? - Мы этого избежали. Все же промышленность и НИИ у нас работают, а значит грамотные инженеры, ученые нужны. У нас такой принцип, что математику нужно знать всем, даже гуманитариям. Но тут есть проблема. Всегда были и будут дети, которые по определению не могут осилить всю программу по математике. Отсюда хорошее новшество: теперь выпускной экзамен по предмету у нас будет базовый и профильный. Базовый – это основные прикладные знания, умение считать проценты, складывать, умножать, то есть, то, что пригодится в жизни. Но с этим экзаменом ты никогда не попадешь на физмат, мехмат, в политехнический – тут нужно сдавать серьезный профильный экзамен. Другая проблема - с русским языком. Ею уже озаботились все, от учителей-русистов до президента, который создал новый совет по русскому языку и поставил задачу – сделать так, чтобы люди на выходе из школы владели грамотным русским языком. С этого года вернули на место сочинение, которое, казалось, навсегда исчезло из школы. Причем сочинение вводится как допуск к выпускным экзаменам. Если ты не написал сочинение, то тебя не допускают к ЕГЭ. Меняется и экзамен по литературе: теперь упор будет сделан на содержание произведений, а не на тест «угадай-ка». Российские ученики продолжают демонстрировать очень хорошие предметные знания, но в части их применения на практике показатели низкие. Поэтому с 2016 года для старшей школы будут внедрены новые стандарты, которые должны исправить положение. Еще одна позитивная тенденция: вовсю заработали стандарты для начальной школы, и в международных сравнительных исследованиях наши дети последние шесть лет на первом месте вместе с Сингапуром по умению читать, мыслить и анализировать тексты. Усатые няни - Но ведь и учителя получили у вас значительную поддержку от государства? - То, что сделало правительство РФ с зарплатой учителей, просто потрясающе! Еще 5 лет назад в некоторых регионах она была меньше средней заработной платы. А сейчас районный учитель получает 400 евро – для провинции это очень хорошо. Если же брать Москву, то средняя зарплата столичного учителя сегодня 1 600 евро, директора около 7 тысяч евро. Есть директора, которые получают до 16 тысяч евро в месяц: в зависимости от качества результатов работы (олимпиадники, медалисты, процент поступления и т.д.) насчитываются коэффициенты. В итоге ни в одной московской школе сегодня нет вакансий. На учительские места выстраивается очередь. И директор выбирает: тебя я не возьму, ты плохо владеешь компьютерными технологиями, а тебя не возьму, потому что не умеешь общаться с конфликтными детьми – иди, подучись. Главное достижение последних лет – мужчины-учителя наконец пошли в школу. Более того, многие идут в начальную школу! Этакие усатые няни... Дети их просто обожают. Растет и количество успешных выпускников, которые поступают в педагогические вузы не от того, что не прошли в другие вузы, а осознанно. Многие стремятся после получения диплома в село. Потому что во многих регионах местная власть выделяет молодому специалисту субсидию. Ее хватает, чтобы построить свой дом. Возвращать деньги ты можешь на протяжении 20 лет. Но если задержался в поселке на 10 и более лет, то вторую половину долга тебе спишут. Представьте себе, десятки новоиспеченных педагогов отправляются в Якутию, их не пугает вечная мерзлота. Не говоря уже о Липецкой области и Краснодарском крае! Этими переменами мы можем только гордиться. Советы постороннего - У нас в Латвии перемены в образовании пока не идут на пользу - русской молодежи уж точно. Введен единый экзамен по латышскому языку для всех выпускников, который перекрывает доступ нашим детям на бюджетные места в вузы, на очереди еще одна реформа, которая покончит с русскими школами... - Переход к обучению на неродном языке приведет к еще большему снижению качества образования. А оно у вас и так не очень высокое, как свидетельствует международное сравнительное исследование качества образования ICCS. Например, по качеству знаний общественных наук Латвия отстает от России на 7 позиций. Россия на 17 месте, вы – на 25-м. В Латвии очень большой процент детей, которые освоили только первый уровень знания предмета – то есть, на троечку с минусом по пятибалльной системе. У вас выше и процент детей, которые вообще не освоили программу. Наверное, так происходит и за счет того, что половина учится на неродном языке. Попытки ограничить и запретить родной язык, как и лозунги из серии «Латвия – латышам» и «Украина - украинцам», напротив, никогда до добра не доводили. Язык - вообще сакральная вещь, наступление на него может вызвать самые неожиданные повороты в истории. Между тем можно взять за образец совсем другой опыт. Например, опыт финско-русской государственной гимназии в Хельсинки, где бОльшая часть предметов преподается по-русски. Гимназия по рейтингам – в первой десятке школ. И она финансируется из госбюджета. Я побывал в этой гимназии раз пять, и всякий раз восхищался. В ней учатся и финские дети, и выходцы из русских семей – и те и другие одинаково владеют обоими языками. И никто не воспринимает русский язык как угрозу. Финны считают, что чем больше языков - тем больше шансов реализоваться. В этой гимназии после урока по «Евгению Онегину», который провела учительница из России, в библиотеке образовалась очередь за Пушкиным. В Финляндии два госязыка – финский и шведский, хотя шведы составляют меньше 8 % населения. В маленькой Андорре на 200 тысяч населения – четыре госязыка, и все между собой ладят. Примеры Швейцарии и Бельгии тоже хорошо известны.
Российское правительство могло бы создать в Латвии полноценную русскую школу на базе посольства РФ – под юрисдикцией МИД и минобраза РФ. Эта школа принимала бы не только детей дипломатов, но и всех желающих. В Москве, например, по такой схеме действуют две замечательные школы – англо-американская и французская, где учатся много московских детей, там огромные очереди. Убежден, что на российскую школу в Латвии тоже будет большой спрос.
Справка «ВС»
|
|
|||||
|
Ваш комментарий