События

«Наконец мужчины пошли в школу»

Элина Чуянова, «Бизнес&Балтия» vesti.lv Источник (ссылка откроется в новом окне)

Главный редактор «Учительской газеты» Петр ПОЛОЖЕВЕЦ - о новых тенденциях российского образования, которые могли бы быть полезны Латвии

В октябре одному из старейших изданий России – «Учительской газете» исполнится 90 лет. За все это время она ни разу не прекращала выпуск, а темы первого номера актуальны по сей день. С 1991 года газетой руководит выходец из Западной Украины, выпускник журфака Киевского государственного университета Петр Положевец, который недавно побывал в Риге по приглашению Международного медиа-клуба «Формат А3». «Вести сегодня» побеседовали с главредом о самом актуальном. А начали с редакционной политики: кто издает газету, то есть заказывает музыку?

- Мы сами себе издатели, нас никто не содержит – ни министерство, ни профсоюз работников образования, ни финансовая структура, ни политическая партия: мы живем только на деньги от подписки и рекламы, - сходу огорошил Петр Григорьевич. – До 1991 года редакция не думала ни о чем, кроме текстов. Мы были органом ЦК партии, он за все и платил. А потом, когда стали самостоятельным изданием, не зависящим ни от чьих средств, то считали каждую копейку. Было очень трудно. Я ходил по своим знакомым, начинающим предпринимателям, и просил у них миллион, чтобы выпустить следующий номер, и мне давали под честное слово. А с новой подписки деньги возвращал. Однажды попросил о поддержке одного известного олигарха – сегодня он безработный политик. Тот полистал газету и сказал: «Что ж, денег я дам, но издание надо освежить. Вот если вы начнете на 1-й полосе печатать голых женщин, вас сразу будут больше читать». После чего я откланялся и больше никогда не обращался к олигархам. С тех пор мы стали реально независимым изданием.

Экзамена не будет, все билеты проданы!

- Финансовая независимость, должно быть, приносит вам журналистскую независимость, а значит – и бОльшую объективность?

- Да. Мы особо не лезем в политику, 95 процентов наших текстов касаются образования, зато мы охотно публикуем материалы, которые рискуют вызвать гнев министерства и прочего отраслевого начальства. Например, мы много лет резко выступали против Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и процедуры его проведения. Мы понимали, что есть утечка экзаменационных заданий и огромное количество списывающих, которые потом в высшей школе займут места тех, кто учился сам. Одни успешно спишут и получат 100 баллов, а другие, которые работали своей головой, напишут на 95 и это место не получат. Благодаря ЕГЭ, в стране уже появилась целая прослойка людей с высшим образованием, но без среднего. Три года у нас была специальная группа, которая исследовала интернет и выясняла, кто публикует экзаменационные билеты, за какую цену и кто этим интересуется. Потом эти данные мы передавали в Рособрнадзор.

Предыдущее руководство не реагировало на наши сигналы. Но год назад Рособрнадзор возглавил новый молодой руководитель Сергей Кравцов, и его команда начала с того, что подняла все наши публикации. Мы писали, как сделать, чтобы как можно меньше было доступа к контрольно-измерительным материалам. Рекомендаций было много. И с этого года дело сдвинулось. В аудиториях были установлены видеокамеры, которые записывают ход экзамена. Никто посторонний теперь не мог войти в аудиторию, передать пакет и вообще подойти к ребенку.

Более того, новое руководство настояло на том, чтобы в каждой школе в день экзамена были установлены металлоискатели, и пройти на экзамен с мобильником, с помощью которого раньше шло основное списывание, уже было невозможно. Все гаджеты теперь остаются в коробке до конца экзамена. Некоторые ухитрялись пронести пластмассовый мобильник, но их тоже ловили и выводили с экзамена, назначив пересдачу. И что в итоге? Результаты сразу стали хуже. Громадное число «стобальников» снизилось в 10 раз! Зато увеличилось количество двоечников - учеников, не преодолевших даже нижний порог. Наконец-то мы получили реальную картину знаний. И хотя ЕГЭ пока остался, нарушений в этом году было всего 0, 001 %. Это мизер.

Назад, к сочинению

- После восстановления независимости в школах Латвии произошел перекос в сторону языков и гуманитарных предметов, точные же науки детям предлагалось изучать по выбору. Теперь спохватились. Вам в России это знакомо?

- Мы этого избежали. Все же промышленность и НИИ у нас работают, а значит грамотные инженеры, ученые нужны. У нас такой принцип, что математику нужно знать всем, даже гуманитариям. Но тут есть проблема. Всегда были и будут дети, которые по определению не могут осилить всю программу по математике. Отсюда хорошее новшество: теперь выпускной экзамен по предмету у нас будет базовый и профильный. Базовый – это основные прикладные знания, умение считать проценты, складывать, умножать, то есть, то, что пригодится в жизни. Но с этим экзаменом ты никогда не попадешь на физмат, мехмат, в политехнический – тут нужно сдавать серьезный профильный экзамен.

Другая проблема - с русским языком. Ею уже озаботились все, от учителей-русистов до президента, который создал новый совет по русскому языку и поставил задачу – сделать так, чтобы люди на выходе из школы владели грамотным русским языком. С этого года вернули на место сочинение, которое, казалось, навсегда исчезло из школы. Причем сочинение вводится как допуск к выпускным экзаменам. Если ты не написал сочинение, то тебя не допускают к ЕГЭ. Меняется и экзамен по литературе: теперь упор будет сделан на содержание произведений, а не на тест «угадай-ка».

Российские ученики продолжают демонстрировать очень хорошие предметные знания, но в части их применения на практике показатели низкие. Поэтому с 2016 года для старшей школы будут внедрены новые стандарты, которые должны исправить положение. Еще одна позитивная тенденция: вовсю заработали стандарты для начальной школы, и в международных сравнительных исследованиях наши дети последние шесть лет на первом месте вместе с Сингапуром по умению читать, мыслить и анализировать тексты.

Усатые няни

- Но ведь и учителя получили у вас значительную поддержку от государства?

- То, что сделало правительство РФ с зарплатой учителей, просто потрясающе! Еще 5 лет назад в некоторых регионах она была меньше средней заработной платы. А сейчас районный учитель получает 400 евро – для провинции это очень хорошо. Если же брать Москву, то средняя зарплата столичного учителя сегодня 1 600 евро, директора около 7 тысяч евро. Есть директора, которые получают до 16 тысяч евро в месяц: в зависимости от качества результатов работы (олимпиадники, медалисты, процент поступления и т.д.) насчитываются коэффициенты. В итоге ни в одной московской школе сегодня нет вакансий. На учительские места выстраивается очередь. И директор выбирает: тебя я не возьму, ты плохо владеешь компьютерными технологиями, а тебя не возьму, потому что не умеешь общаться с конфликтными детьми – иди, подучись.

Главное достижение последних лет – мужчины-учителя наконец пошли в школу. Более того, многие идут в начальную школу! Этакие усатые няни... Дети их просто обожают. Растет и количество успешных выпускников, которые поступают в педагогические вузы не от того, что не прошли в другие вузы, а осознанно. Многие стремятся после получения диплома в село. Потому что во многих регионах местная власть выделяет молодому специалисту субсидию. Ее хватает, чтобы построить свой дом. Возвращать деньги ты можешь на протяжении 20 лет. Но если задержался в поселке на 10 и более лет, то вторую половину долга тебе спишут.

Представьте себе, десятки новоиспеченных педагогов отправляются в Якутию, их не пугает вечная мерзлота. Не говоря уже о Липецкой области и Краснодарском крае! Этими переменами мы можем только гордиться.

Советы постороннего

- У нас в Латвии перемены в образовании пока не идут на пользу - русской молодежи уж точно. Введен единый экзамен по латышскому языку для всех выпускников, который перекрывает доступ нашим детям на бюджетные места в вузы, на очереди еще одна реформа, которая покончит с русскими школами...

- Переход к обучению на неродном языке приведет к еще большему снижению качества образования. А оно у вас и так не очень высокое, как свидетельствует международное сравнительное исследование качества образования ICCS. Например, по качеству знаний общественных наук Латвия отстает от России на 7 позиций. Россия на 17 месте, вы – на 25-м. В Латвии очень большой процент детей, которые освоили только первый уровень знания предмета – то есть, на троечку с минусом по пятибалльной системе. У вас выше и процент детей, которые вообще не освоили программу. Наверное, так происходит и за счет того, что половина учится на неродном языке.

Попытки ограничить и запретить родной язык, как и лозунги из серии «Латвия – латышам» и «Украина - украинцам», напротив, никогда до добра не доводили. Язык - вообще сакральная вещь, наступление на него может вызвать самые неожиданные повороты в истории. Между тем можно взять за образец совсем другой опыт. Например, опыт финско-русской государственной гимназии в Хельсинки, где бОльшая часть предметов преподается по-русски. Гимназия по рейтингам – в первой десятке школ. И она финансируется из госбюджета. Я побывал в этой гимназии раз пять, и всякий раз восхищался. В ней учатся и финские дети, и выходцы из русских семей – и те и другие одинаково владеют обоими языками. И никто не воспринимает русский язык как угрозу. Финны считают, что чем больше языков - тем больше шансов реализоваться. В этой гимназии после урока по «Евгению Онегину», который провела учительница из России, в библиотеке образовалась очередь за Пушкиным. В Финляндии два госязыка – финский и шведский, хотя шведы составляют меньше 8 % населения. В маленькой Андорре на 200 тысяч населения – четыре госязыка, и все между собой ладят. Примеры Швейцарии и Бельгии тоже хорошо известны.


- Но при этом и Европа нам не поддержка, и Россия – не помощник. Молодежь уезжает целыми классами, а на митинги против реформы-2018 выходят бабушки с плакатами «Хотим учиться на родном языке». Какой выход вы видите для русских Латвии?


- Выход у вас только в самоорганизации и сплочении. На государственном уровне помощь может быть только межправительственная. Но что-то мне подсказывает, что наши правительства в ближайшее время не договорятся. России не хватает желания и политической воли. А ваши политики боятся своего электората: если они пойдут навстречу России, то потеряют голоса - их тут же обвинят в предательстве. Что касается Евросоюза, то у него в ходу двойные стандарты: «Для друзей – все, для врагов – закон». Это многое объясняет.

Российское правительство могло бы создать в Латвии полноценную русскую школу на базе посольства РФ – под юрисдикцией МИД и минобраза РФ. Эта школа принимала бы не только детей дипломатов, но и всех желающих. В Москве, например, по такой схеме действуют две замечательные школы – англо-американская и французская, где учатся много московских детей, там огромные очереди. Убежден, что на российскую школу в Латвии тоже будет большой спрос.

 

Справка «ВС»


Петр Григорьевич Положевец - 1953 г.р., родился в Волынской области Западной Украины, окончил русскую школу, затем Киевский государственный университет. В 1985 г. стал собкором «Комсомольской правды» по Украине. Был среди первых журналистов, работающих на Чернобыльской атомной станции после аварии 26 апреля 1986 года, тогда же награжден премией Союз журналистов СССР за лучшую журналистскую работу года. С 1991 г. по настоящее время - главный редактор «Учительской газеты». Является одним из инициаторов проведения Всероссийского конкурса «Учитель года». В 1994 году стажировался в Оксфорде.

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Петр Положевец и Ядвига Юферова

18 сентября по приглашению Международного медиа-клуба «Формат A3» в Риге побывали главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец и заместитель редактора…… →

Фото
Видео
Статьи