События

Адабашьян: «Хорошее кино о Крымской весне сейчас не получится»

Ирина Ковалева, "Московский комсомолец" Источник (ссылка откроется в новом окне)

 В Крым известный актер, режиссер, сценарист и художник приехал в отпуск. Отдыхал вместе с супругой в Ялте и побывал на встрече с крымчанами в Симферополе по приглашению медиа-клуба "Формат А-3". Нам удалось пообщаться за чашкой чая с классиком отечественного кино и узнать, почему еще рано снимать игровое кино о «Крымской весне», как вернуть былую славу Ялтинской киностудии и отчего отечественная киноиндустрия погрязла в коррупции.

- Александр Артемович, свое первое свидание с нашим полуостровом помните?

- Впервые я приехал в Крым еще в советские годы, еще школьником, класса 5-го или 6-го. Помню абсолютно четко, как в первый раз море увидел. Это было на перевале. День был солнечным, Черное море – иссиня черным, а небо голубым. Это была такая картинка, которая до сих пор перед глазами. И, как это обычно бывает, с тех пор я ничего подобного не видел. Сколько было разных морей в жизни, но вот, первое море, которое я увидел, ничего общего не имеет с тем, что было потом: и Средиземное было, и Адриатика, и Тихий Океан. Но по яркости и мощи впечатлений ничего подобного не было. И тогда еще (в конце 50-х) изумило, а это было сразу после того, как Крым стал украинским, что абсолютно все говорили на чистом русском языке, как и сейчас. Объявления, вывески – все по-украински, а украинской речи не было вообще. Это создавало эдакое сюрреалистическое ощущение. Позже были и другие визиты в Крым, коротенькие. То на выбор натуры, то на какие-то досъемочки, так что какого-то отдельного представления о Крыме не было. Сейчас вот появилось. Меня впечатлило, например, удивительное немецкое кладбище, что под Севастополем. Совершенно невероятное и неожиданное место. В замечательном состоянии, очень ухоженное…

- И наверняка не раз приходилось по киношным делам бывать у нас в командировках?

- Как ни странно, но, несмотря на всю мою гигантскую фильмографию, работать здесь не доводилось. Но на киностудии я все же побывал. Это было совсем недавно, уже после хорошо известных всем событий. Летом тут проходил симпозиум министров культуры разных российских регионов, и мы прилетели на полуостров в составе московской делегации. Так вышло, что в течение недели вместе с режиссером Анной Чернаковой мы были предоставлены сами себе. Заехали и на Ялтинскую киностудию. Проникли туда фактически контрабандно. Впечатление от посещения осталось жуткое…

- Совсем все плохо там - без шансов вернуть былую славу?

- Думаю, шансы все же есть. Главное - не пытаться превратить ее в киностудию полного цикла, которая производила бы фильмы «от» и «до». Имеет смысл создать здесь мощную техническую базу, для того чтобы использовать те возможности и преимущества, которые есть именно здесь. Я говорю о большом количестве солнечных дней, прекрасных видах, природе и дворцах, которые здесь есть в огромных количествах. Надо завести сюда лучшую съемочную и звукозаписывающую аппаратуру, чтобы избавить съемочные команды от необходимости тащить с собой кучу оборудования. После этого можно открывать студию, причем делать это не только для россиян и украинцев, но и для европейцев, и вообще всех, кто захочет здесь снимать. Сделать то же, что в свое время сделали чехи с киностудией «Баррандов». Когда начался весь этот капитальный развал, они по демпинговым ценам стали приглашать к себе работать всех подряд. Чего там только не снималось: начиная от порно и заканчивая рекламой и боевиками. Услуги оказывали всем, только платите. Такая политика позволила создать мощную техническую базу. Фильмы там снимают американцы, европейцы, да и наши тоже приезжают. Была такая картина «Ревизор», которая целиком снималась там. Актеров привезли из Москвы, оплатили им проживание, а поскольку актеры театральные, то приходилось оплачивать перелеты туда и обратно. По деньгам получилось все равно дешевле, чем снимать этих московских актеров на «Мосфильме»! Сейчас в «Баррандове» цены среднеевропейские и, тем не менее, туда очередь стоит из желающих поработать с ними.

- Чтобы у дверей Ялтинской киностудии выстроились очереди, надо вложить в нее немалые средства. Кто это должен делать - государство или частные инвесторы?

- Киностудия должна быть экономически выгодным и самостоятельным предприятием. Она должна зарабатывать очень хорошие деньги, но принадлежать государству, которое будет заниматься оснащением студии. Какая-то часть акций должна принадлежать частному менеджменту, заинтересованному в продвижении. Ялтинская киностудия должна стать идеальным местом для предоставления услуг. Нет смысла делать из нее еще один «Мосфильм» со штатом режиссеров и иже с ними. Если сделать из нее великолепную съемочную площадку, то от желающих поработать здесь не будет отбоя.

- Кстати, недавно появилась новость о том, что именно на Ялтинской киностудии будут снимать фильм с рабочим названием «Море волнуется» о событиях на фоне «Крымской весны»…

- Я не особенно верю, что можно вот так, по горячим следам, что-то хорошее снять. Для событий такого масштаба надо отступить по времени и осмыслить все это более объемно. Иначе будет, как в той истории со слепыми и слоном, когда сколько-то слепых ощупывали слона и потом делились впечатлениями. Для кого-то это огромные шершавые слоны. Для кого-то - тоненький хвостик. Кому-то посчастливилось хобот потрогать. Кому-то бивни. Каждый имел часть вполне объективной информации, но при этом общей картины не вышло. Так же и здесь. Это классический пример, но лучшее, что было написано о войне 1812 года, это «Война и мир», созданная человеком, который в этой войне не участвовал просто по возрасту. Такая же ситуация и с Великой Отечественной войной. Лучшие фильмы о ней были снять пусть и фронтовиками, но все равно спустя 10-20 лет. «Летят журавли», «Баллада о солдате», «Они сражались за Родину» - лишь немногие из них. Я знаю, что у вас готовятся снимать документальную картину о «Крымской весне». Вот для документального фильма сейчас время очень хорошее. Документальное кино надо снимать сейчас, когда живы свидетели всей этой истории, пристрастные участники и с той, и с другой стороны. Но это документальное. Игровое кино снимать пока рановато.

- Александр Артемович, а что вас – классика отечественного кино радует или огорчает в современном кинематографе? В частности, в российском?

- Что происходит в кино? То же, наверное, что и во всем мире – идет третья мировая война. Если, конечно, войну воспринимать не как военные действия, а как некую эпидемию насилия. Болевой порог очень снизился. И разговоры о добром и вечном, которыми, по идее, должно заниматься искусство, теперь кажутся, как минимум наивным старческим брюзжанием. Не устаю повторять цитату из Диккенса, еще в XIX веке он сказал, что: «Миссия Америки - опошлить Вселенную». И ей это удалось! Вселенная опошлена окончательно, и искусство в том числе. Ведь пошлость - это, кроме всего прочего, еще и конвейерное производство массового искусства. А мое доморощенное определение таково, что это понятие — количественное. Так и красивее красивого, чувствительнее чувствительного, напряженнее напряженного — это и есть пошлость. Чрезмерность – это пошлость. Американская красивость, американская сентиментальность, американская мелодрама — это все уже пошлость. А мы, копируя, только усугубляем ситуацию.

- В этом основная причина низкого качества большинства снимаемых в России фильмов?

- Главный недостаток состоит в том, что весь прокат российского кино принадлежит американцам и продюсерам, которые определяют политику всего, что происходит в этой сфере. Раньше продюсером было государство. Ему принадлежало и производство, и прокат. Рынок был закрытый. Снаружи мало что попадало. Конкуренции особой не было, поэтому каждая картина, снимавшаяся в СССР, за один день проката себя окупала. Любая. Хоть Туркменской студии, хоть «Мосфильма». Один день проката окупал производство, а дальше шла чистая прибыль. Киноиндустрия содержала за свой счет образование и медицину. Успешная картина собирала 40-60 миллионов зрителей. С развалом Союза все изменилось… Для того чтобы ликвидировать цензуру, разрушили организацию, в которой она находилась. С визгом и улюлюканьем разогнали Госкино, который считался «тормозом на пути прогресса». Это то же самое, что сжечь дом с целью извести тараканов! Цели вы достигаете, тараканов нет, но и дома нет… Пришлось выживать, ну и появились эти таинственные люди – продюсеры. Ведь кино - это производство. А какой смысл любого производства? Заработать на результате, разработать некий продукт, приносящий прибыль, которая окупит затраты и позволит оставить некоторый задел на будущее. Кино же сейчас превратилось в производство, рассчитанное не на прибыль, а на «распиливание» средств, выделенных на съемки. Наши снимают откровенное фуфло потому, что не зависят от результата работы. И порядок в киноиндустрии можно навести только жесткими методами, такими, которые вызовут массу истерик и воплей о 37-м годе, о наступлении на демократию, свободу слова и так далее. Должна проводиться натуральная полицейская операция, потому что коррупция в кинематографе совершенно невероятная. Хотя бы уже потому, что контролировать, сколько денег было отпущено на картину и сколько реально было на это потрачено, крайне сложно.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Александр Адабашьян

В голубом зале Центрального музея Тавриды собралось порядка трехсот человек. Кто-то держал в руках цветы, кто-то фотографии Александра Адабашьяна, сделанные когда-то с телеэкрана – было…… →

Фото
Видео
Статьи
Публикации в блоге