События

Владимир Хотиненко: “Кто способен не любить родителей, тот способен не любить родину”

Галина Афанасьева, "Экспресс-неделя" Источник (ссылка откроется в новом окне)

Без режиссера Владимира Хотиненко невозможно представить современное российское кино. Его киноленты “Зеркало для героя”, “Макаров”, “Мусульманин”, “72 метра” стали знаковыми явлениями в культурной жизни общества и вызывали ожесточенные дискуссии. Большой зрительский интерес вызвал и поставленный им по собственному сценарию телесериал “Гибель империи”. В этом году вышли на экран “Бесы” по роману Достоевского. По приглашению медиа-клуба “Формат-А3” режиссер приехал в Вильнюс.

- Как раз накануне вашего приезда по одному из телеканалов повторно шел сериал “Гибель империи”, где есть много знакомых жителям литовской столицы мест. Съемки проходили именно здесь?

- Действительно, 10 дней мы снимали некоторые эпизоды, а также общий план в Вильнюсе. Ведь часть событий эпопеи происходила именно в Вильно.

- В этой исторической драме, где “белые” и “красные” безжалостно истребляют друг друга, вы, как мне кажется, симпатизируете “белым”. Они в вашем понимании олицетворяли тогда “добро”, а “красные” - зло?

- Понятия “добра” и “зла” - главные темы в любом виде искусства. Человеку же приходится делать вечный выбор между ними, между ангелом и дьяволом.

- Выбор-то вечный, но полюса добра и зла меняются. Я росла на фильмах и литературе, где “красные” олицетворяли добро...

- Я ведь тоже вырос на подвигах пионеров и комсомольцев. Я не стал сжигать комсомольский билет и зачеркивать прошлое. Проблема в том, что человеческая жизнь - это бесконечная дорога, двигаясь по которой, каждый обретает опыт, расширяет кругозор.

Иногда с нашими представлениями происходят парадоксальные вещи. Лет 10 назад я выбирал натуру для одного из своих фильмов в старинном, полном экзотики городе Непала. И вдруг услышал барабанную дробь: под пионерский гимн маршировал настоящий пионерский отряд, только не с красными галстуками, а с зелеными. Над ним развевался транспарант: “Пионерский отряд имени бога Ганеши”. (В индуизме бог мудрости и благополучия. - Ред.) Смогли же они как-то соединить с нашей точки зрения несочетаемое. Я считаю, что невозможно человеку отказаться от своего прошлого.

Вы говорите, что в “Гибели империи” я симпатизирую “белым”. Это не совсем так. В гражданской войне нет правых и виноватых, все в некотором смысле ее жертвы. Мне было важно и интересно показать, как в этих обстоятельствах ведет себя каждый конкретный человек. Показать не массовый порыв, а отдельного человека: что им движет, почему он делает тот или иной выбор, как он может противопоставить коллективному бессознательному свое выстраданное решение.

- Любая гражданская война начинается с того, что одна часть общества хочет отказаться от своего прошлого, а другая за него держится. Разве это не ведет к разлому и государств, и личностей?

- К сожалению, есть в природе человеческой разрушительное начало. Ведь мы не очень удивляемся, когда нечто подобное происходит в семье. А что такое государство? Это большая семья.

- Семья - это то, что тебя формирует как личность и связывает с этой землей. Государство - машина, которая тебя встраивает в шеренгу, хочет лишить индивидуальности.

- Семья на деле - тоже машина. Каждое государство и каждый народ - это собирательный образ, персонифицируемый в конкретном человеке. Нет ничего ужаснее гражданской войны, но так же ужасно, когда семья распадается из-за взаимной ненависти. Я веду на канале “Культура” передачу. Одна из них была посвящена проблеме насилия в семье. Там было бешеное количество звонков. И один из экспертов, не выдержав, посоветовал женщине: “Не удается быть вместе? Беги!” Так и в гражданской войне: не участвуй.

- Но мы же выбираем для себя, кто прав, даже в семейной ссоре?

- Я закончил фильм “Наследники”, где один из героев, священник, говорит, что у Бога своя правда. Нам даны десять заповедей, но по ним никто не живет. Даже в помыслах. Однако для нас эта недостижимая высота - вектор. Не делай этого, потому что это опасно. Как ребенку объясняют, что нельзя играть со спичками. Но как конкретно ты должен поступить, ни в каких заповедях не записано. Значит, сам должен отвечать за свой выбор, свои поступки. К сожалению, современный мир ломает эту систему нравственных координат и предлагает молиться одному идолу - деньгам.

- Иногда нравственные ценности пересматриваются не из-за денег, а в зависимости от обстоятельств. Я хорошо помню ваш фильм “Мусульманин”, который вышел на экраны 20 лет назад. Герой, вернувшийся через 7 лет в родную деревню из афганского плена, где он принял ислам, хочет жить по обретенной правде, иначе относится к деньгам, семье, алкоголю. Он стал хорошим, а мир вокруг плохой. В итоге все заканчивается трагедией. Сегодня, когда мы увидели деяния представителей воинственного ислама, вы бы сняли такой фильм?

- Этот фильм не устарел. А почему вы думаете, что я показал хорошего мальчика? Вспомните, с каким остервенением он идет на брата. Точно так, как вроде бы благородный герой, которого играет актер Балуев, в “Гибели империи” избивает парнишку-солдатика. Почти забивает до смерти и от этого сам приходит в ужас. Не понимает, как в нем проснулся зверь. Мне бы очень хотелось, чтобы каждый человек, например, в канун Нового года, подошел к зеркалу и задал себе все те вопросы, которые он задает другим. Увидел бы себя и понял, что не знает ответов, которых требует от других. Все проблемы, все решения в нем одном.

- Мне показалось, что в некоторых своих последних фильмах вы отошли от поисков жизненного смысла и переключились на приключенческие ленты. Признаться, очень удивил “1612 год”, где тяжелая эпоха смуты на Руси предстала в виде авантюрного романа. Почему?

- Смутным временем я занимался давно. Меня часто приглашают в школы, где просят рассказать об этом периоде нашей истории. Я соглашаюсь и понимаю, что в зависимости от аудитории должен менять стиль повествования. После одной из таких встреч и родилась идея приключенческого фильма. Почему бы и нет? Лев Толстой в конце жизни считал своим лучшим творением рассказы для детей “Косточка”. Мне же кажется, что одно из самых удачных моих произведений - пятиминутный клип “Кузнечик”, снятый для одного детского благотворительного фонда. Когда его купили за 65 тыс. долл., которые пошли в фонд, я был очень горд и решил, что это самый полезный фильм в моей жизни.

- А какими своими фильмами, кроме “Кузнечика”, вы гордитесь?

- Люблю “Зеркало для героя”. Очень важным для себя считаю “Гибель империи”. Мне удалось, как мне кажется, скорее почувствовать, чем понять, что-то очень важное в истории России. “Умом Россию не понять”, - повторяют за Тютчевым многие. А вот почувствовать можно. Чувство вернее приведет к истине, чем попытка холодного анализа. С этой концептуальной точки зрения “Бесы”, безусловно, очень важный для меня фильм. Потому что сегодня нет более актуального произведения, чем этот роман Достоевского.

- В разные эпохи бесами считали то либералов, то большевиков. А вы как думаете?

- Ни те, ни другие. Это сидит в каждом человеке. Не случайно, задумывая роман, в своих дневниках писатель наметил образ одного центрального героя. Красавец-аристократ Николай Ставрогин и его искуситель Петр Верховенский были одним человеком. Потом писатель их разделил, и каждый персонаж пошел своей дорогой. Кто из них ужаснее, кто главный бес? Тем, кто знает окончательный ответ, я хочу напомнить мысль философа Григория Померанца, к слову уроженца Вильно: “Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за святое и правое дело”. Это очень мучительная и сложная тема. Недавно приятельница подарила мне копию партитуры романса Шостаковича на стихи капитана Лебядкина, одного из главных персонажей романа. Оказывается, великого композитора тема бесов внутри нас и вокруг нас также волновала.

- Ну, современное искусство такими проблемами не заморачивается…

- То, что вы подразумеваете под современным искусством, на самом деле не искусство. Нужно придумать ему другой термин. Кому-то нравится платить деньги за дохлых рыб, наклеенных на картоне, или пустые консервные банки, это их дело. На самом деле эти “акты” никак не связаны с тем, что веками вынашивалось в искусстве. Вполне возможно, что искусство закончилось в той форме, в какой было рождено. В этом смысле традиционные живопись, литература при шли к своему завершению. Это дерево, которое было ориентиром, уже выросло. А когда вокруг много чахлых кустарников и человеку говорят, иди куда хочешь, это его дезориентирует. Как правило, такие “акты” не требуют ни физического, ни умственного труда.

- Тогда через поколение и фильмы не будут нужны? Есть компьютер, и каждый в виртуальном пространстве сам себе режиссер, автор и актер. Нас подстерегает гибель искусства как такового?

- А почему мы должны это называть гибелью? Сегодня человек, если захочет послушать великую музыку, может это сделать. Ему даже жизни на все не хватит. Также он может посмотреть выдающиеся фильмы. Мир меняется, это надо понимать и выбирать собственные ориентиры. Я восхищаюсь “Сикстинской капеллой” Микеланджело в Ватикане, Миланским собором и не понимаю, как это чудо мог сотворить человек. Но прекрасно понимаю, как работал самый “раскрученный” современный художник Энди Уорхол. Когда-то Достоевский задавался вопросом, победят ли в нашем мире деньги все остальные ценности. Сегодня мы можем сказать, что деньги победили, они стали средством манипулирования людьми, а идеализм приравнивается к сумасшествию. Заплатишь 3 млн за дохлую рыбу, и все заговорят, что это здорово, пресса и критики начнут петь за вознаграждение дифирамбы. Шедевр состоялся. Оказалось, что человеку нечего противопоставить рынку. Разве только уехать в тайгу или скит какой-нибудь.

- Но вы ведь также получаете вознаграждение за свою работу?

- Я не против денежных отношений. А в смысле заказных произведений я абсолютно чист. Никогда не делал то, что мне претило. Для меня деньги - функция. Мы с женой живем в маленькой двухкомнатной квартире на окраине Москвы. У нас нет дома, дачи. Но зато наша с женой работа позволяет много ездить. Мы можем на выходные слетать в Рим. Вот эту свободу, для чего заработанные деньги и предназначены, мы имеем. Я не поставил ни одного фильма из конъюнктурных соображений за большой гонорар.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Владимир Хотиненко

1 декабря 2014-го года по приглашению Международного медиа-клуба «Формат-А3» в Вильнюсе перед литовской публикой выступил известный российский режиссер, народный артист России Владимир…… →

Фото
Видео
Статьи