События

Политолог Дмитрий Куликов: Вернуть Крым можно только одновременно с гибелью России

Алексей Гончаров, ИА Крым Медиа Источник (ссылка откроется в новом окне)

 Российский эксперт о наиболее актуальных политических и экономических вопросах

Хотя встреча известного российского политолога, члена «Зиновьевского клуба» МИА «Россия Сегодня» Дмитрия Куликова с крымской общественностью длилась более двух часов, непосредственно о Крыме говорили немного. Это неудивительно, ведь на повестке дня куда более волнующие проблемы, в первую очередь – курс рубля, экономическая ситуация и вытекающие из этого сомнения в стабильности самой власти в России, а также изменение настроений по поводу присоединения полуострова. Дмитрий Куликов убежден: историческое и культурно-цивилизационное значение воссоединения Крыма с Россией гораздо важнее экономических сложностей. По его словам, на тех, кто сегодня под давлением санкций заявляет, что «Крым не наш», вообще не стоит обращать внимания. Приводим наиболее интересные и знаковые высказывания эксперта на прошедшей в Симферополе встрече.

Политолог Дмитрий Куликов:

О воссоединении Крыма с Россией

Это, действительно, имеет историческое и мировое значение. И факт этого значения сводится к тому, что произошел акт культурно-исторического самоопределения. Такое не часто бывает в истории. И это самоопределение было равноважным и равновеликим как для крымчан, так и для жителей материковой России. Это изменило судьбу и Крыма, и России, и мы с вами эту судьбу приняли.

О нынешних настроениях в России по поводу Крыма

Я хотел бы, чтобы крымчане и россияне понимали, что они сделали вместе. Теперь легко говорить, мол, Крым к нам приперся, а у нас теперь из-за этого проблемы. Это говорят люди, которые вообще ничего не понимают в том, что произошло. 2 миллиона крымчан и 140 миллионов россиян согласились вместе разделить историческую судьбу. Было совершенно очевидно, что это начало большого кризиса, начало большой битвы за суверенитет. Те, кто не согласен с этим или испытывают все меньше энтузиазма, на них и рассчитывать не надо. Вопрос идет и о жизни нашей с вами цивилизации, и те, кто теряет энтузиазм, возможно, решили, что хотят принадлежать к другой (цивилизации – ред.). Это их выбор и не более того. Всегда есть такой слой, который не имеет своей культурно-исторической позиции. Его роль и влияние не надо ни преувеличивать, ни приуменьшать.

О политическом и экономическом суверенитете России

Суверенитет я понимаю очень просто: это ответ на вопрос, чья власть распространяется на данной территории. Президент России занимает такую позицию, что на территории РФ будет только российская власть. Никакой другой власти не будет. Мы заявили свою претензию на политический суверенитет и мы ее во многом оправдываем. Но мы должны быть честными: наш экономический суверенитет является сомнительным и весьма неполным.

Для трезвости анализа я бы сказал, что с экономическим суверенитетом у нас проблемы в том смысле, что его у нас нет. Когда в 1991 году распадался Советский Союз, мы не только отказывались от коммунистического проекта и идеологии. Мы отказывались от реальной мировой конкуренции. В этом был смысл всего этого дела и к этому нас подталкивали наши противники. Нам вешали лапшу на уши, что нам важно занять свое место в мировой системе разделения труда. Вот мы его и заняли в роли бензоколонки, для обслуживания которой нужен минимум людей. И возможность обретения этого суверенитета, который нам позарез нужен, сводится к тому, чтобы выбраться из того места, в которое нас поставили.

О курсе рубля и национализации Центробанка

То, что происходит сегодня с рублем, в принципе, считайте, что мы начали продавать нефть за рубли. И у этого вот такие последствия. Я хочу, чтобы у нас не было иллюзий, что мы одним каким-то решением найдем волшебную ниточку, за которую нужно дернуть и сразу все произойдет хорошо. Не будет так. Нужен целый набор шагов и системной деятельности, рассчитанной на несколько лет, чтобы переломить ситуацию. Единичными решениями, как национализация Центробанка, мы ничего не добьемся, а ситуацию можем усугубить. Это все нужно делать в тот момент, когда это имеет шанс на успех. Также, как и с Крымом было. Крым – это точное действие, совершенное вовремя и тогда, когда оно имело шанс на успех. В отношении экономического суверенитета нам нужно действовать точно также.

О том, возможен ли в России «майдан»

«Майдан» в Украине не был всего лишь протестом. Это искусственно созданная, специально организованная, управляемая, финансируемая технология, направленная на захват власти. В Украине «майдан» базировался на двух вещах: очень сильные олигархические группировки и сильное, прямое и неприкрытое воздействие зарубежных сил. Чтобы такой «майдан» получился, нужны эти два фактора. В России олигархических группировок, которые обладают достаточной силой для такого заговора, сейчас нет, и вроде нет основания для того, чтобы они возникли.

Прямой опасности изнутри у нас нет. А извне у нас есть довольно сильный иммунитет. 30-40% украинцев с выпученными глазами хотели в Европу. В России, если проводить такие опросы, даст бог, таких будет 5-7%. Кроме того, у нас есть государство, хоть и ослабленное, и противостоять вмешательству это государство как-то сможет. Поэтому в краткосрочной и среднесрочной перспективе «майдан» в России вряд ли возможен.

О дальнейшей судьбе Украины

В чем суть событий, произошедших в Украине? Был совершен государственный переворот, а люди в Крыму и на Донбассе его не признали. Естественным выходом из этого было бы переучреждение украинского государства. Это могла быть федерация, конфедерация или еще что-то. Ничего этого пришедшие к власти в Киеве люди делать не собирались. Может быть, такие мысли им и закрадывались в голову, но их быстро выжили, потому что мировой гегемонии Украина в развитом виде вообще не нужна, она нужна только как таран против России. И этой болванкой они будут бить Россию, пока эта болванка не разрушится. Вот на что обрекли себя украинцы. До тех пор, пока у украинцев будет желание быть этой колотушкой, эта проблема не снимется. Поскольку от мирного сценария переучреждения государства (федерации или конфедерации) они отказываются и им не дадут этого сделать, то будет два сценария. Какой из них выберут американцы, я не знаю, решать будут они. Это будет или распад, или какая-то форма диктатуры, скорее всего националистической, которая позволит удержать и использовать Украину в роли этой самой колотушки.

О вероятности возвращения Крыма Украине

Вернуть Крым можно только одновременно с гибелью России. Никаких других сценариев я здесь не вижу. А блокада Крыма может вызвать такую же блокаду Украины. Спокойно надо к этому всему относиться. Все имеет свою цену и для Украины, и для России. Мы просто всегда должны понимать, какую цену мы готовы заплатить. Я думаю, что мы готовы заплатить больше, чем они. И значит, мы в принципе должны выиграть.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Дмитрий Куликов

16 декабря в Симферополе по приглашению ММК «Формат-А3» побывал известный российский политолог, политконсультант, член «Зиновьевского клуба» МИА «Россия Сегодня»…… →

Фото
Видео
Аудио
Статьи