События

Елена Проклова: «Я к вам приехала с любовью!»

Дмитрий Март, ves.lv Источник (ссылка откроется в новом окне)

Знаменитая актриса убеждена в том, что искусство, культура должны объединять народы…

В русский Старый Новый год Ригу посетила всенародно любимая актриса и телеведущая Елена Проклова. Встреча состоялась в рамках медиаклуба Format A3. Тема была заявлена такая: «Ключ без права передачи: вечные ценности на российском экране, сцене и ТВ». Сразу отметим, что гостья Риги — одна из самых успешных российских актрис кино и театра. Елена сыграла свыше 40 ролей. Ее партнерами были такие легендарные личности, как Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Евгений Леонов, Ролан Быков.

Фильмы с ее участием давно уже вошли в золотой фонд советского кинематографа.

«Ларису Ивановну хочу!» — «Ну, а кто ж ее не хочет!» — тут же родилась ответная шутка. Очаровательная Проклова — звезда первой величины не только неповторимого «Мимино», но и всего российского кино как такового. Страна впервые увидела ее и полюбила в фильме «Звонят, откройте дверь» Александра Митты, когда Лене было всего 11 лет. Затем была Герда в «Снежной королеве», Христина в «Гори, гори, моя звезда», Марсела в «Собаке на сене»… В последнее время вечно молодая Проклова прославилась тем, что совместно с популяризатором народной медицины Геннадием Малаховым вела передачу «Малахов+» на российском Первом канале.

Общественная жизнь у актрисы тоже всегда складывалась весьма удачно. В советскую эпоху она рано стала лауреатом премии Ленинского комсомола, затем — делегатом очередного съезда ВЛКСМ, на котором ее избрали и вовсе членом ЦК комсомола. В новые времена ее выбрали членом Общественной палаты Российской Федерации. А 2 сентября 2013 года президент России Владимир Путин поздравил заслуженную артистку РСФСР с 60–летним юбилеем.

Провокационный вопросик

Впрочем, во время встречи с рижской публикой вспыхнул скандал: Проклову упрекнули в том, что она, дескать, была слишком обласкана советской властью. Мол, мастера искусства должны быть всегда в оппозиции. «Елена, разве вы не видите, что творится? В результате санкций резко упал курс рубля. В России дорожает жизнь! До каких пор российский народ готов терпеть лишения? Не слишком ли высокую цену Россия заплатила за Крым?» — поинтересовался один из зрителей. Но любимица публики не стала ходить вокруг да около, а ответила прямо и по существу. Видимо, она не зря родилась в семье преподавателя Военно–политической академии имени Ленина.

— Я прежде всего женщина и ко всему подхожу с точки зрения домашней хозяйки. Когда муж приносит что–то в дом, я радуюсь. Когда Крым прибыл к моей стране, я как хозяйка тоже обрадовалась! Я считаю так: чем больше наша территория, чем длиннее наши границы, тем лучше. Да, я вот такая амбициозная россиянка, которой нравится, когда все наше возвращается в дом. Я, скорее, осуждаю тех, кто так легко все раздавал. Я бы с удовольствием еще бы и Алясочку присоединила к России. Она ведь тоже наша. Думаю, каждый должен ценить свою землю!

— C какими чувствами вы приехали в Ригу?

— У меня нет ощущения, что я в гостях. Может быть, потому, что я здесь много работала. А возможно, и потому, что у меня тут много друзей. Я давно уже привыкла к Риге как к части того, что во мне живет. И никто не в силах это во мне изменить. Конечно, я к вам приехала с любовью, с открытой душой. Мне кажется, на сегодняшний день наша самая большая беда в том, что слишком мы стали закрытыми друг для друга. Я призываю всех быть честными, открытыми и доброжелательными.

Звездная компания

— Вы снимались в Латвии в фильме 1979 года «Инспектор Гулл» вместе со многими известными прибалтийскими актерами — Иваром Калниньшем, Юрисом Стренгой, Юозасом Будрайтисом, Эльзой Радзиней. А певицу в курортном баре «Юрас перле» сыграла Лайма Вайкуле.

— Конечно, впечатления остались самые радужные. Я провела в Риге отличное время. И влюбилась буквально во всех, кто принимал участие в съемках. Правда, говоря откровенно, потом обычно контактов не остается. Кончается картина, и редко отношения продлеваются дальше. Это беда любого фильма, когда тебе кажется, что с этими людьми ты связан на всю оставшуюся жизнь. А проходит месяц–два, звонки все реже. И хорошо, если потом удастся где–то пересечься. Обычно это происходит на каких–нибудь кинофестивалях.

— До сих пор многие с теплотой вспоминают о невероятно популярной передаче, которую вы вели с Геннадием Малаховым. Жаль, что ее закрыли. Кстати, почему?

— Конечно, все эти телевизионные проекты сделали со мной то, что меня знают все: и старики, и молодежь, да и каждая встречная собака в округе, наверное. Телевидение дает тебе мгновенную, моментальную популярность. В передаче «Малахов+» я работала с огромным удовольствием. Я считаю, мы протянули руку помощи нашим старикам, которые просто не в состоянии купить дорогостоящие лекарства. Оказывается, их можно заменить простыми средствами. С другой стороны, часто человеку нужны даже не какие–то таблетки, а добрые слова.

Каждое утро мы говорили, как мы всех любим, как хотим им помочь. Человеку всегда важно, чтобы его выслушали. Многим и самим хочется высказаться, поделиться тем, какие у него проблемы. Чем болеет, что принимает или принимал. Мне кажется, наша передача выполняла даже некую социальную, а не только узко медицинскую задачу. Конечно, жалко, что проект ушел с Первого канала. Но, думаю, его невозможно было продолжать по нескольким причинам. Во–первых, передачу расплодили абсолютно по всем каналам. Во–вторых, Геннадий Петрович устал показывать одно и то же. То есть в какой–то мере он себя исчерпал…

Рубили правду–матку!

— А потом я с головой окунулась в новую для себя программу — «ЖКХ». До сих пор от нее отхожу! Те четыре года, которые я ее вела, выжали меня, как лимон. Потому что невозможно оставаться равнодушной к проблемам людей, которые приходят в студию. Ты для них царь и бог, который может им помочь. Поначалу я побаивалась общаться с чиновниками. Как и любой простой человек, я, заходя в кабинет, сразу находилась в позе просителя. Однако руководство Первого канала мне сказало четко: «Елена, ты можешь говорить им в лицо все, что хочешь!»

Вот я и рубила правду–матку. Признаюсь, для меня было огромным наслаждением бить наотмашь. Я припирала этих чиновников к стенке. По сути, размазывала их. Иногда я действительно перегибала палку. Мне делали замечание: мол, да как вы смеете с нами так разговаривать! На что я отвечала: мол, как хочу, так и разговариваю. А не нравится, до свидания! В общем, практически выгоняла из студии. Конечно, я была такой смелой, потому что получила отмашку. Мне нравилось наблюдать за чиновничьей реакцией. Они привыкли, что мы все у них рабы. Тем не менее проект тоже закрыли.

— Почему?

— Тут уж, признаюсь, сама выдохлась. Знаете, на «ЖКХ» я заработала себе астму. На нервной почве. И теперь, когда я начинаю слишком сильно волноваться, у меня тут же перехватывает горло. Дошло до того, что я начинаю кашлять уже прямо на сцене, когда играю своих героинь. Вот вам и «подарок» от телевидения. Эфир — это далеко не всегда развлекаловка, как иногда думают. С другой стороны, актерская профессия и предусматривает максимальную самоотдачу. Конечно, если к своей работе относиться всерьез. А я именно так и поступаю. Чувствую какую–то ответственность перед каждым зрителем. Даже перед тем, который сидит на последнем ряду.

Мне нравится, когда в театре идет не какая–то развлекуха ради денег, а честный разговор. Вы можете спросить с меня за любую роль. И я готова за нее отвечать! В то же время я жду такого же серьезного отношения и со стороны зрителя. Если вы пришли развлекаться, то вам не сюда. Вам на эстраду! Я рада, что в это безвременье (а иначе нынешнюю эпоху и не назовешь) зрительные залы все полнее и полнее. Причем речь идет о серьезных, драматических постановках. Огромное количество людей тянется к искусству. Только культура может сохранить нас как народ, который ни под кого не подстеливается.

Как здорово мы жили!

— Сегодня многие артисты стесняются говорить о наградах, заработанных в советское время. А вы всегда подчеркиваете, что получили премию Ленинского комсомола.

— Знаете, когда умер Сталин, с моей мамой была истерика. Как же теперь жить? И я так же была воспитана. Стремилась стать октябренком, потом пионером… Тем не менее всегда старалась быть независимой и иметь свое особое мнение. После фильма «Ключ без права передачи» (картина вышла в 1976 году. — Прим. Д. М.) меня пригласили в ЦК ВЛКСМ и сказали: «Молодец, ты заработала премию Ленинского комсомола!» Мне объяснили, что моя роль учительницы произвела настоящий фурор. Картину обсуждали в школах по всей стране.

Тут же мне предложили стать членом ЦК ВЛКСМ. И тогда я их огорошила: «Спасибо, я не против. Только я еще даже не комсомолка…» И тогда пришла очередь удивляться моим собеседникам. Тем не менее выход из ситуации был найден. Кого–то вызвали и прямо при мне за 15 минут проставили штампики за несколько лет. Так я экстерном получила нужный комсомольский стаж. Более того, мне поручили прочитать доклад на съезде ЦК ВЛКСМ. Мне, совсем молоденькой актрисе. Вот тут меня упрекнули за комсомольское прошлое. А я хочу защитить этих мальчишек и девчонок.

Они вовсе не были такими ужасными, как о них говорят. Они были замечательными! Настоящие предводители. Инициативные, веселые, культурные, активные, зажигательные. Мы проводили совершенно потрясающие вечера. Ездили с нашим кино по всему миру. Мы искренне гордились советскими картинами. Нас очень хорошо принимали на фестивалях молодежи. Мы и сами проводили интереснейшие мероприятия. Конечно, в любом стаде есть паршивая овца. Но нельзя обвинять человека за чьи–то грехи. А тем более огульно охаивать всех и вся.

Песни и костры

— Не так давно большую дискуссию вызвал скандальный сериал «Школа» режиссера Валерии Гай Германики. В нем рассказывалось о нескольких месяцах жизни и учебы учеников девятого класса современной московской школы.

— Каждый человек видит мир по–своему. В том числе и так, как это показала режиссер. Но, откровенно говоря, мне жалко детей, которые снимались в этом сериале. Как жалко и ребят, которые его смотрели. Наверное, то, что там было показано, существует. Но не думаю, что это лицо современной молодежи. Моей дочери 21 год. Когда вышел сериал, она была старшеклассницей. Уверяю вас, она была прекрасной ученицей. Ее окружали замечательные дети. Я ведь знаю всех, с кем она училась, а также всех ее друзей и приятелей.

На мой взгляд, тут речь идет о страсти рыться в грязном белье. Его можно найти везде. В любой фирме, в любой организации, в любой семье, в любом времени. Но я говорю о культуре. А культура — это то, что старается не впитывать грязь, а, наоборот, очиститься от нее. Если представить нашу жизнь как одно большое болото, то культура — это кочки, на которые люди перескакивают, продвигаясь вперед. Они помогают зачастую в самые трудные моменты. Конечно, кто–то получает удовольствие и от того, что проваливается в трясину, а потом валяется в грязи, говоря, как все плохо и ужасно.

Но когда человек находится в грязи, то уже ничего, кроме нее, не видит. Другие по «культурным» кочкам ушли далеко вперед, а он все еще валяется. Именно такова судьба режиссера Валерии Гай Германики, которая сняла «Школу». Где она сейчас? Чем занимается? Лично я не в курсе. Мне больше нравятся мастера искусств, которые объединяют людей. Я до сих пор вспоминаю, как мы с режиссером Сергеем Соловьевым, «Песнярами» и другими артистами мотались по всему миру. Немало поездили и по стране. Дружно исполняли общие песни, жгли костры. Это осталось в моей душе на всю жизнь, и этого у меня не отнять!

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Елена Проклова

По приглашению Международного медиа-клуба «Формат-А3» 11 января в Вильнюсе и 13 января в Риге выступила известная актриса театра и кино, телеведущая, заслуженная артистка России Елена…… →

Фото
Видео
Статьи