События
Герман Садулаев: Исторические пути румынского и молдавского народов разошлисьИзвестный российский писатель приехал в Кишинев по приглашению Международного медиа-клуба «Формат-А3» и побеседовал с корреспондентом «Комсомолки». «Социализм — единственный шанс человечества на выживание!» - Герман, в одном из интервью вы сказали, что в СССР национализм был. Какой национализм вы имели в виду, бытовой? - Да, конечно! На уровне идеологии национализма не было, но в быту между людьми сохранялись те вещи, которые в советское время назывались предрассудками. Допустим, чеченская община жила своей жизнью, в частности, религиозной жизнью. Настороженно относились к чужакам. Конечно, советское общество и пропаганда многое сделали для внедрения интернационализма. Очень большой путь был пройден для сплочения народов в единую наднациональную сущность советского народа. Но оставались еще огрехи, дыры и проблемы за фасадом официального благополучия, которые не преминули взорваться, когда Советский Союз распался. Ведь все эти чеченские фашисты где-то были до 91-го года! Они тихо сидели, молчали где-то в закутках, по сараям и подвалам... Но они сидели и ждали. А когда Советский Союз рухнул, они повылезали из всех щелей, как крысы. И оказалось, что они были и их довольно много. - По вашим словам, Советский Союз умер, потому что произошла профанация самой идеи. На ваш взгляд, чего не хватило, чтобы сохранить великую страну? - Думаю, проблема в кадрах. В последние годы в советской иерархии высшие ступени заняли люди беспринципные, карьеристы, которые не заботились о народе и верили в социалистическую идею. И мы видим, что именно эти люди потом приватизировали советскую экономику и стали либо князьками где-то в регионах, либо олигархами. Это верхи сдали идею социализма и они предали Советский Союз. - Вы — член ПКРФ и сторонник социалистической идеологии, идеологии социального, справедливого, ответственного государства. А в нынешних реалиях возможно построение такого государства? - Социализм — не только возможность, но и необходимость и, может быть, единственный шанс человечества и цивилизации на выживание, сохранение и развитие. Мы видим, как капитализм порождает один за другим экономические и социальные кризисы. Капитализм порождает войны и раскол в обществе! Если мы не перейдем к идеологии сознательного, рационального отношения к жизни и справедливого построения человеческого общества, то цивилизацию ждет крах. - Молдавские коммунисты восемь лет были у власти, а капитализм в стране как был, так и остался... - Я не совсем понимаю позицию молдавских коммунистов. Помню, как Владимир Воронин, будучи президентом Молдовы, рассказывал об упразднении национальной армии, потому что ни с кем не собирается воевать. Мне это тогда очень понравилось. А оказалось, что он передал свою армию под руководство румынского Генштаба. Не думаю, что современные коммунисты всегда являются последовательными в идеях социализма. Порой это только вывеска. С другой стороны, наличие в стране левой партии оздоравливает политическую жизнь. Ведь многие достижения европейских стран, которые мы считаем витриной капитализма, были продавлены левыми партиями. Так появилось человеческое лицо европейского капитализма. Социализм необязательно означает революцию и насильственную смену власти! А Партия коммунистов Молдовы, возможно, такая европейская социал-демократия... «Наше оружие в Молдове — культурное влияние» - Вы говорили о том, что на Украине слишком сильна ненависть к русским. Откуда эта ненависть появилась в братском народе? - Не все население Украины так себя чувствует по отношению к России и русскому народу. Но число зараженных антироссийской пропагандой критически велико. За двадцать лет мы потеряли Украину, нас там не было. И мы ничего не сделали для того, чтобы противодействовать той пропаганде, которая шла на Украину все эти годы. Двадцать лет — это очень много, выросли даже два поколения. Они прошли через школы, в которых были другие учебники истории. А мы не влияли на ту идеологию, которую украинское государство вдалбливало в головы своих граждан. Ничего удивительного в том, что значительное количество людей поверило в то, что русские — это враги. Мне кажется, что на юго-востоке Украины русская культура спасла от оболванивания. Мы сейчас пытаемся что-то делать, чтобы сохранить русское культурное единство... - Россия не очень-то сильно проявляется в Молдове, если не считать культурного влияния... - Культурное влияние — самое важное сейчас для нас оружие! Пока сохраняется единство русской культуры, многие вещи, такие как майдан, в принципе, невозможны с людьми, которые говорят по-русски. Но мы очень много потеряли времени и очень долго этим не занимались. Мы все пустили на самотек, а в это время наши геополитические соперники работали очень активно. Мы должны заниматься агитацией и пропагандой русской культуры и русского образа жизни. У нас огромное будущее. - Ваше определение русского — это душевно включенный в русскую государственную историю житель русского государства. Получается, под ваше определение подпадает практически каждый житель Приднестровья и, наверное, каждый третий житель Молдовы... - Что тут является определяющим? Генетика, культура, воспитание? Наверное, ни одно, ни другое, ни третье. А в чем тогда выражается? Наверное, в том, что человек слышит определенную музыку. Его душа настроена на определенную мелодию и она отзывается на какие-то ноты, а на какие-то - нет. И если ее тронуть, она играет вот так... Вот это и есть не ощутимое, но всеми понимаемое чувство народа. Это определенный настрой души, определенная мелодика, на которую душа настраивается. И, как следствие, человек душевно включен в историческое бытие русского народа. Где бы он ни находился, где бы он ни жил... А это включение неизбежно связано с российской государственностью, но не исчерпывается ею. - С интересом прочел ваш ответ элитам бывших советских республик. Вы призываете молиться за русских, потому что «без русских все погибнете»... - Это не мои слова. Я написал статью, которая разошлась в народе, а люди уже добавляли по абзацу и получилось такое коллективное творчество. Я польщен, что какие-то мои идеи были восприняты и развиты. Думаю, что нация должна иметь свою государственность. Если у молдавской нации есть своя государственность — это очень хорошо. Молдаване могут и наверняка сохранят свою государственность. Это прекрасно! - Не все так думают! Националисты мечтают, чтобы Молдова вошла в состав Румынии... - А это не очень прекрасно! Исторические пути румынского и молдавского народов на каком-то этапе разошлись. И не думаю, что этим народам будет комфортно в одном государстве. Думаю, что между Румынией и Молдавией за века набежало множество различий. Не думаю, что сращивание Румынии и Молдавии будет естественным. СПРАВКА «КП» Герман Умаралиевич Садулаев (род. 18 февраля 1973, село Шали, Чечено-Ингушская АССР, РСФСР, СССР) — российско-чеченский писатель, публицист. Первое произведение, повесть «Одна ласточка ещё не делает весны», была написана за несколько месяцев в 2004—2005 годах. В 2006 году вышла книга «Я — чеченец!», состоящая из девяти рассказов и повестей, посвящённых чеченским войнам и во многом основанных на личном жизненном опыте автора. Вышедший в 2008 году роман «Таблетка» вошёл в шорт-лист премии «Русский Букер». В 2009 году стал победителем премии «ТОП 50. Самые знаменитые люди Петербурга» журнала «Собака.ru» в номинации «Литература».В июне 2009 года был опубликован роман «AD», признанный журналом GQ книгой месяца. В 2010 году роман «Шалинский рейд» вошёл в шорт-лист «Русского Букера» и получил премию журнала «Знамя». В 2010 году Садулаев вступил в КПРФ. Член Гражданского литературного форума России. |
|
|||||
|
Ваш комментарий