События

Пора рассматривать Россию как огромную единую корпорацию

Юлия Вербицкая, "Зеркало Крыма" Источник (ссылка откроется в новом окне)

Доктор экономических наук, профессор МГУ Елена Ведута представляет собой тот уникальный в России тип экономиста, которого больше беспокоит не курс доллара и инфляция, а развитие производства

В свое время отец Елены Николаевны разработал для Госплана динамическую модель межотраслевого баланса – весьма актуальную и нужную российской экономике сегодня. Елена Ведута, как дочь своего отца и экономист-профессионал, предлагает алгоритм выхода России из экономического кризиса, а Крым видит в качестве пилотного региона и готова принять в этом проекте самое активное участие. Данное интервью можно считать обращением к главе Республики Крым Сергею Аксенову.

***

– Елена Николаевна, что мешает России самостоятельно выйти из экономического кризиса?

– Ничего не мешает, учитывая территорию, богатейшие природные ресурсы и высокоинтеллектуальных людей. Единственное: сегодня качество управления экономикой – неудовлетворительное.

Все международные валютные системы базируются на концепциях, которые работают на интересы сильных мира сего. То есть, на крупных транснациональных олигархов. Особенно это касается международных систем, которые сознательно сформированы в интересах этих олигархов: каждая война знаменовала конец предыдущего стандарта и переход на новый. Никто из этих олигархов не допустит российскую валюту в качестве резервной в рамках существующего международного порядка. Спрашивается, что остается делать России и всем странам, которые называются развивающимися в силу того, что их валюты не резервные? Выход один – управлять своей экономикой, обеспечивая устойчивый рост реальной платежеспособности национальной валюты.

– Но народ по-прежнему предпочитает держать сбережения в долларах.

– Потому что у нас совсем другая стратегия развития – экономика страны на данный момент идет вниз и рубль падает по отношению к доллару. В такой ситуации может наступить момент, когда введут валютные ограничения и менять доллары на рубли будут по курсу более низкому, чем тот, по которому эти доллары приобретались.

– Вернемся к первому вопросу: как необходимо переформатировать управление экономикой в России?

Мы сидим на огромных природных ресурсах, как собака на сене: защищаем их от врагов во время войн, но дальше не хотим ими эффективно управлять в интересах наших граждан, а «пилим» бюджет в узкоэгоистических частных интересах

– В ситуации, когда в мире господствуют олигархи, надо рассматривать Российское государство как единое целое, а не состоящее из кусочков – как, к примеру, делают агентства стратегических инициатив, лоббирующие отдельные «проектики» за счет бюджетных средств. Им, подменившим собой Госплан, его внедрение невыгодно. Но мы нуждаемся в едином глобальном проекте, который Россия должна предложить миру, чтобы всем выйти из этого кризиса. Мы сидим на огромных природных ресурсах, как собака на сене: защищаем их от врагов во время войн, но дальше не хотим ими эффективно управлять в интересах наших граждан, а «пилим» бюджет в узкоэгоистических частных интересах.

Глобальный проект России – это совершенствование ее опыта экономического планирования, предполагающее внедрение новых информационных технологий, без которых управление сейчас просто невозможно.

У нас есть конечные потребители – люди, экспортеры, государство.Люди в обмен на зарплату приобретают продукты на потребительском рынке, экспортерам требуются продукты для выполнения своих обязательств по экспорту, а государству – для выполнения своих нужд по оборонке, здравоохранению, государственному резерву и других. Эти конечные потребители диктуют структуру заказа производителям. Задача производителей – роизвести конечный продукт, заказанный конечными потребителями, в максимально возможном объеме благодаря внедрению эффективных технологий. Для производства конечного продукта и внедрения новых технологий требуются затраты материальных ресурсов, которые, в свою очередь, должны быть произведены и т.д., то есть требуется расчет цепочки производственных взаимосвязей в экономике, нацеленных на выпуск максимального объема конечного продукта в структуре, заказанной конечными потребителями. Это и есть экономическое планирование. А у нас сегодня – ручное управление, когда мы не знаем, что творится в производстве.

– По-вашему мнению, сейчас также идет перекос в сторону оборонки, как и в СССР?

– Если это обеспечивает нашу безопасность, то перекоса нет, это вынужденная мера. Но при этом надо учитывать, что запущенность других отраслей, например, сельского хозяйства или жилищно-коммунального хозяйства, может оказаться бомбой замедленного действия внутри страны. Поэтому и нужен план, обеспечивающий пропорциональное развитие экономики страны.

– И каков ваш рецепт выхода из кризиса?

– Первое: мы должны понять, что сегодня правительство работает, как лебедь, рак и щука. По сути, оно является банкротом, не способным вывести нас из кризиса. Пора рассматривать страну как единую корпорацию, основанную на смешанной экономике. Суть экономического планирования заключается в итеративном согласовании потребностей в продукции с возможностями ее производства. Эта задача – из разряда здравого смысла и без надежд на чудо, что все само по себе произойдет. Чем больше корпорация, тем труднее решается задача согласования потребностей в продукции с возможностями ее производства, тем более необходимо внедрение IT. Но, надеюсь, понятно, что если компьютеры просто принесли в офис, они сами по себе не начнут решать нужные задачи – необходима постановка им задач в виде системы алгоритмов. Такой системой алгоритмов согласования заказов конечных потребителей и возможностей производителей является динамическая модель межотраслевого баланса. В советское время Госплан не имел такой модели, чтобы гибко реагировать на все изменения в конечном спросе (в том числе в ценах равновесия на потребительском рынке, которые были отключены в СССР по политическим причинам), а также на появление новых технологий. Поэтому и был застой – но не развал. Кстати, сегодня Министерство финансов США при выделении финансовой поддержки отраслям ТЭК пытается составлять топливно-энергетический баланс методом итераций, а у нас применяется метод «тыка» в лоббировании «проектиков» и пустые разговоры, забалтывающие серьезные проблемы в экономике.

– Есть мнение, что плановая экономика в пределах компании – это нормально, а вот в рамках государства – возврат в советское прошлое…

Планирование – это процесс постоянного уточнения, что мы хотим, и что мы можем

– Отсутствие плана на территории выгодно хозяевам корпораций: государство в их интересах использует инфляцию, снижающую реальные доходы граждан в пользу корпораций. Для роста качества жизни требуется внедрение плана, пропорции которого корректируются с учетом обратной связи – информации по ценам равновесия потребительского рынка (этого не было в СССР). По сути, такой план становится моделью свободной конкуренции, организуемой государством в интересах граждан, не допускающей господствующего сегодня монополизма производителей, поглощающих друг друга в интересах прибылей, а не роста качества жизни на территории. Поскольку потребности людей меняются и возникают новые технологии, то используется принцип скользящего планирования или планирования в режиме реального времени (online). Планирование – это процесс постоянного уточнения, что мы хотим, и что мы можем. Автоматизированная система управления экономикой, основанная на планировании, значительно повышает эффективность управленческих решений. И, как любая машина, не имеет предела ее совершенствования. Конечно, можно и стихийно управлять в чьих-то интересах... Тогда план экономического развития территорий не нужен. Нужен хаос и обслуживающие его «проектики» с болтунами о «свободе рынка» – что собственно и делается сегодня.

– На этом месте, пожалуйста, подробнее, потому что это важно.

– Инфляция хронически присутствовала в течение ХХ века и продолжается в течение ХХI-го. В преддверии войны, во время войны и после войны она имеет стремительный характер. Есть внешний враг, государство финансирует госзаказ для ВПК – возникает дефицит бюджета, который государство покрывает частично эмиссией денег, а главное, берет в долг. Его ценные бумаги переходят в Центральный банк, который под них печатает банкноты, то есть происходит расширение денежной массы без товарного покрытия – это и есть инфляция. Кроме того, ВПК, как монополист, поднимает цены на свою продукцию, что лишь усиливает инфляцию. Следом за ним поднимают цены его поставщики – сырьевые монополисты, затем средний бизнес, а затем бабушка на рынке. Последними в этом списке остаются люди наемного труда: если они будут требовать повышения зарплаты, то начнется новый виток инфляции. Поэтому стараются заморозить их доходы. Поскольку общий «пирог» не вырос, то проигравшими в этом процессе остаются они, как, впрочем, и бабушка на рынке: то есть инфляция перераспределила пирог в пользу ВПК и других монополистов. Когда же наступает мирное время, и люди устают от стремительной инфляции, наступает период медленной инфляции или дефляции (сжатия темпов ее роста). В это время олигархи организуют в своих интересах новые международные валютные системы (золотослитковый и золотодевизный стандарт после Первой мировой войны, золотодолларовый стандарт после Второй), базирующиеся на избранных ими валютах. Начинается период «дружбы» – развивается мировая торговля товарами и капиталами для перераспределения доходов и собственности стран, валюты которых не являются ключевыми, в пользу олигархов. Подробнее об этом можно почитать в моей книге «Стратегия и экономическая политика государства». А эта цикличность «инфляция – дефляция» обслуживается партиями, например «социал-демократы – консерваторы», и теоретиками «Кейнс – Фридмен». России нужно выйти из этого цикла и перейти на траекторию устойчивого экономического роста. Для этого ей и требуется планирование экономики. Иначе она будет вычеркнута из истории.

 – Нынешняя система работает в интересах узкого круга лиц, а малому бизнесу места в ней практически нет. Какова роль малого бизнеса в стратегическом планировании?

– Учитывая низкий уровень экономических знаний и деградацию производства, речь ни в коем случае не идет о подчинении малого бизнеса государственному планированию. Он должен быть самостоятельным в принятии решений о своем развитии. Государство координирует деятельность отраслей-монополистов, чтобы они работали не в узкоэгоистических интересах, а в интересах улучшения жизни людей, проживающих на его территории, в том числе и развития малого бизнеса. В противном случае малый бизнес будет поглощен монополистами. Единственное, что требуется государству при принятии инвестиционных решений в интересах всех его граждан – так это информация от бизнеса о его планах на перспективу. Решение о своих инвестициях малый бизнес принимает сам, а государство принимает инвестиционные решения с учетом информации от малого бизнеса. Для развития малого бизнеса нужен стабильный рост экономики страны.

Тот, кто «рисовал» доллар, может в любой момент провести денежную реформу и ликвидировать пустые значки на счетах наших олигархов

– Что мешает выстроить предлагаемую вами систему экономического планирования нынешним управленцам, но с учетом своих выгод?

– В условиях продолжающегося запуска долларов и нарастания санкций наши руководители корпораций скоро поймут, что при отсутствии должного национального производства их корпорации будут поглощены инвесторами фиктивных долларов. В рамках сложившегося мирового порядка централизация мирового капитала – объективный процесс. Более того, тот, кто «рисовал» доллар, может в любой момент провести денежную реформу и ликвидировать пустые значки на счетах наших олигархов. Как выжить нашим олигархам, базирующимся в государстве, валюта которого не является резервной? Им жизненно требуется перейти от манипуляции финансами (делить и переделить сокращающийся для всех «пирог») к развитию национального производства, к импортозамещению, что предполагает внедрение планирования экономики государства. Важно, чтобы они поняли это как можно быстрее, тогда меньше будет у нас у всех потерь. Можно напомнить опыт Первой мировой войны, когда шла революционная смена элит с казнями, пока не перешли к мобилизационной модели «военный коммунизм». Кстати, и мобилизационная модель бывает разной – организованной научно или силовыми методами. В последнем случае потери страны вырастут еще больше.

– Допустим, руководители корпораций все поняли, согласились пережить кризис, а дальше что? Они снова вернутся к запуску хаоса, чтобы все перераспределить в свою пользу?

– Такое тоже возможно. Например, базирующийся на экономическом плане («кодекс честной конкуренции») новый курс Рузвельта помог США выжить, а затем под влиянием олигархов произошел отказ от него, потом война и Бреттон-Вудская валютная система, дающая право рисовать доллар и централизовать им весь мировой капитал. Но нашим олигархам такое обогащение может только сниться: им жизненно потребуется развивать экономику страны на основе планирования, чтобы не стать жертвами мирового капитала.

– Почему у нас в последнее время все плохо с экономикой, в частности, в Крыму?

Крым может стать показательной территорией, развивающейся по плану устойчивого экономического роста. А может и не стать. Все зависит от того, насколько руководство Республики способно системно решать задачи, отсутствие целостной картины приведет к неудаче

– Потому что нас никогда не учили решать практические задачи. Западные страны улучшают свою позицию через экспорт резервных валют (не обеспеченных товарами) в другие страны в обмен на их ресурсы. При этом нам хочется верить, что у нас как бы свободный рынок, а на самом деле его давно нет – все схвачено крупными транснациональными корпорациями. Наша страна при таком подходе к экономике просто обречена на уничтожение.

– Как вы видите сверхзадачу Крыма?

– Крым при поддержке Москвы может стать пилотным регионом для реализации проекта экономического планирования. Здесь необходимо создавать настоящий, реально работающий координационный совет при правительстве, подготовить новые кадры, способные запустить экономическое планирование с применением IT. К сожалению, хаос или глобальный кризис в мире нарастает. Корпорации планируют свою экономику, а территории – нет. Вот в этом смысле Крым может стать показательной (но не блефом потемкинской деревни!) территорией, развивающейся по плану устойчивого экономического роста. А может и не стать. Все зависит от того, насколько руководство Республики способно системно решать задачи, ведь не секрет, что отсутствие целостной картины может привести к неудаче. В первом случае опыт Крыма станет полезным для всех государств, стремящихся выйти из хаоса, во втором случае – хаос будет лишь усиливаться.

– Кстати, с 1 января в Крыму действует закон о свободной экономической зоне.

– Сюда придут инвесторы, которые будут уклоняться от налогов, увлекаясь бесконечным переделом собственности – вот, собственно, и все. Развитие производства предполагает планирование экономики. И только так. Увы, ни одна созданная в России СЭЗ не показала себя эффективной с точки зрения улучшения качества жизни на этой территории… Считаю, что опыт внедрения в Крыму стратегического планирования экономики (на основе динамической модели межотраслевого баланса) станет показательным для всех, кто пытается выйти из кризиса. Мы готовы помочь запустить новую систему. 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Елена Ведута

Несколько дней подряд в Крыму сохранялись сложные для гражданской авиации погодные условия: густой туман не давал самолетам садиться в аэропорту Симферополя. Именно по этой причине анонсированная на…… →

Фото
Видео
Статьи