События

Виктор Ерофеев: «Мы должны защищать русский язык везде, где на нем говорят более трех человек».

Марина Гусарова, "Крымское Время".

В интервью журналу «Огонек» от 23 января 2006 года Виктор Ерофеев так сказал о своей программе «Апокриф», выходящей на телеканале «Культура»:
«Мы занимаемся душевной стоматологией: разбираем нашу душу и лечим дырки, если это возможно, а некоторые зубы вырываем. Боли мы никому не причиняем. Программа — довольно редкая для телевидения: она не конфликтная, не сталкивает мнения. <…> Как ни странно, несмотря на сложность и порой нескрываемую глупость этой передачи, у нее возникла большая аудитория. Нам удалось сделать главное — чтобы сложные темы доходили до самых неискушённых людей, но при этом оставались весьма искушёнными».
Таким же – просто говорящим о вещах сложных (а порой – очень сложных) и абсолютно неконфликтным – предстал перед участниками встречи в конференц-зале гостиницы «Москва», организованной международным медиа-клубом «Формат А-3», и сам Виктор Ерофеев.

«Человечество еще не нашло ключ к красоте Крыма»

Изначально заявленная тема встречи – «Мы еще учимся жить не на коленях» - предполагала, по крайней мере, достаточно острую околополитическую дискуссию. Но Виктор Ерофеев предпочел начать с настоящего гимна красоте Крыма, где он последнее время - не просто частый гость, а почти местный житель.

- Не знаю, на какую половину я крымчанин, но на какую-то – уж точно, - пошутил Виктор Владимирович. И продолжил:

- Крым – это явление, это встреча Севера и Юга, Запада и Востока. Кто владеет им, тот имеет вес в мире. Я с сочувствием и пониманием отношусь к людям, которые здесь живут, работают, воспринимают Крым как родину. Действительно, он нуждается в особенной нашей любви, опеке, бескорыстии. Мало кто спонсирует нашу принадлежность к Крыму. Мы должны сами ее выбрать –и оплатить своими душевными силами. Крым значим уже по всей необыкновенной красоте, но, с другой стороны, человечество еще не нашло ключ к красоте Крыма – она не разгадана и не понята. Вот, я вчера прошел через Карадаг к метеостанции. Это был даже не контакт с природой - контакт с теми серьезными, метафизическими, загадочными силами, которые ощущаются там каждой клеточкой тела. Вот почему я приезжаю сюда, привожу людей, который могут почувствовать невероятную, фантастическую силу этого места.

«Главное достижение сегодня – свобода частной жизни»

От восхищения красотами Крыма гость перешел к основной теме - как все же научиться «жить не на коленях». И, как всегда, озвучил рецепт, сколь парадоксальный, столь и простой:

- Главное достижение сегодня – свобода частной жизни, которой мы не имели никогда. Да, мы что-то теряем, но что-то и приобретаем. Приобретаем свободу за нашей дверью и на нашей кухне. Сегодня можно быть православным, а можно - буддистом. Можно учить детей в английской школе, а можно – в китайской. Думая, именно через свободу частной жизни мы придем к гражданскому обществу. В советское время частная жизнь теплилась только в глубине наших израненных душ. Именно там черпали вдохновение Платонов, Булгаков, Пастернак, Шаламов. Сегодня наша душа приведена в некоторое равновесие – и этим надо пользоваться.

«Самый опасный враг – не внешний, а внутренний»

- Сегодня самый страшные враги нашего общества - апатия, равнодушие, пофигизм, - считает Ерофеев. - Мы делаем много ошибок, и в этих ошибках виноваты сами. Но мы уже давно привыкли валить все то на царизм, то на советскую власть, то на лихие 90-е, то на американцев, поляков, евреев… Но в Евангелии сказано: наш главный враг – не внешний, а внутренний. А мы все думаем: победим внешнего врага – и душа озарится светом. Только вот душевной антропологией мы занимаемся мало: не знаем, кого мы хотим спасать, и зачем…

«Наши ценности мы потеряли дважды»

- Людям кажется, начинать надо с достижения баланса цивилизаций, культур, но мне кажется – надо начинать с самого себя, - продолжает собеседник. – Со своей адекватности, с сохранения человеческих ценностей. Но именно с основными ценностями нашей цивилизации мы находимся в состоянии раздора. Мы эти ценности потеряли дважды: сначала в 1917-м, потом – в1991-м. И для начала надо разобраться, кто мы такие, произвести самоидентификацию.

Через призму этих ценностей - потерянных, выстраданных и обретенных – проходили в жизни Виктора Ерофеева и так называемые «три этапа отношений с Крымом».

- Впервые я приехал в Крым в детстве, - рассказывает он.- Мы тогда жили в Париже, отец был советником посольства СССР во Франции. Отдыхали мы тогда в правительственном санатории под Ялтой. Полуостров запомнился мне, еще мальчишке, запахом роз, блеском номенклатурных архитектурных излишеств и тем, что буквально на расстоянии вытянутой руки можно было увидеть людей, бывших тогда «эмблемами» политической и культурной жизни Советского Союза. А второй раз я приехал сюда с Василием Аксеновым, который тогда как раз писал книгу «Остров Крым», и с моим другом Евгением Поповым, с которым мы и делали альманах «Метрополь». Приехали мы уже не на Южный берег, а в Коктебель – спасаться от травли. Кстати, именно здесь мы узнали от Фазиля Искандера, что нас исключили из Союза писателей… Но именно в этот период Крым стал для меня «землей освобождения».

Главное в России – именно культура!

То чувство обретения свободы Ерофеев ассоциирует с Коктебелем и по сей день. Его «второе пришествие» на коктебельские берега состоялось десять лет назад и происходит ежегодно – с 20 июля и почти до конца августа.

- Тогда мы с семьей и решили на лето обосноваться в Коктебеле, - признается Виктор Владимирович. - Климат там прекрасный - и божественно пахнет полынью! Там я что-то пишу, много путешествую, провожу фестиваль «Куриный бог» - приглашаю друзей-писателей, чтобы они бездельничали и общались друг с другом. А вообще я отношу себя не только к крымчанам, но и к коктебельцам. Сегодня многие хотят возрождать там традиции, заложенный еще Волошиным - Эдуард Радзинский там обосновался, Гребенщиков приезжает… Недаром Андрей Белый говорил: «Серебряный век в Коктебеле обновил всю терморегуляцию русской культуры». Думаю, эту важнейшую тему еще предстоит развить, ведь главное в России – именно культура. И так было всегда. Мы отличаемся тем, что весь наш земной путь ищем смысл жизни. И само это движение превратилось в нашу национальную идею. Поэтому культура – это наш якорь, наша тихая бухта. Давайте честно признаемся: мы не сильны в политике, мы сильны в культуре, и эту традицию нужно продолжать.

«Русский язык имеет удивительное шаманское начало…»

Естественно, прозвучал на встрече вопрос, волнующих многих крымчан: сегодня за пределами Росси оказались 20 миллионов носителей русского языка. Возможен ли, в связи с этим, некий локальный вариант русской литературы, культуры?

- Я являюсь членом жюри конкурса пишущих по-русски прозаиков и поэтов, - признался Ерофеев.- Конкурс этот проводится в Лондоне. Наш язык – наше богатство. И лучшее доказательство тому - появление талантливых писателей, как, например, Саша Соколов, живущий в Канаде. И среди совсем молодых литераторов наблюдается высокий уровень, но сказать что появились великие, увы, не могу. Тем не менее, уверен: мы должны защищать русский язык везде, где на нем говорит более трех человек. Ведь наш язык имеет удивительное шаманское начало. Попробуйте перевести на английский «мороз и солнце – день чудесный» - получится банальщина. А у нас - чудо! Вот в таких строках и заложен шаманизм!

Увы, передать все сказанное писателем на встрече не позволяет размер газетной полосы. Но на двух моментах все же остановлюсь. Отвечая на вопрос о возможности гражданского бунта в России, Ерофеев был краток: «Не дай Бог!». А вот просьбу назвать «семь признаков интеллигентного человека» прокомментировал более развернуто: «Странно, что не двадцать… Назову, пожалуй, только один признак, который я больше всего ценю в повседневной жизни – это порядочность». Емко и ярко ответил Ерофеев и на последний прозвучавший в зале вопрос: что же такое писательство?

- Писательство – это когда ты пишешь, идя за словом. В этом и есть главное отличие писательства от журналистики…

Досье «КВ»:

Виктор Владимирович ЕРОФЕЕВ, русский писатель, автор и ведущий программы «Апокриф» на телеканале «Культура».

Родился 19 сентября 1947 года в семье советского дипломата Владимира Ивановича Ерофеева. Часть детства провел в Париже. Окончил филологический факультет МГУ и аспирантуру Института мировой культуры. Кандидатская диссертация «Достоевский и французский экзистенциализм» вышла в США отдельной книгой. В 1979 году за организацию в самиздате альманаха «Метрополь» был исключен из Союза писателей. До 1988 году в СССР его книги не издавались.

Самый знаменитый роман Виктора Ерофеева - «Русская красавица». Рассказ Ерофеева «Жизнь с идиотом» лег в основу оперы композитора Альфреда Шнитке. Широкую известность получили книги: «Мужчины» (1997), «Русские цветы зла» (1999), «Хороший Сталин» (2004). Последняя переведена на 20 языков.
Виктор Ерофеев — член Русского ПЕН-центра. Лауреат премии имени В. В. Набокова (1992), кавалер французского Ордена литературы и искусства (2006). Живет в Москве. Жена – фотограф Женя Дюрер. Сын от первого брака - 32-летний Олег - возглавляет издательский бизнес и печатает книги отца. В настоящее время Виктор Владимирович растит трехлетнюю дочку Майю, которую считает «дотацией судьбы».

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Виктор ЕРОФЕЕВ

Гость Крыма - Виктор Ерофеев, один из самых эпатажных представителей российской культуры, писатель и телеведущий, человек, который говорит на четырёх языках и чьи книги переведены на более чем 40…… →

Фото
Видео
Аудио
Статьи