События
Виктор Ерофеев: "Украина не готова к восприятию европейских ценностей..."Очередным и седьмым со времени начала работы международного медиа-клуба «Формат -А-3» гостем крымских журналистов был Виктор Ерофеев, в прошлом - диссидент, ныне один из тех российских писателей, имя которого у одних вызывает неподдельный интерес, у других – неприятие, у третьих что-нибудь еще, но только не безразличие. Он на слуху и как телеведущий, а как просто собеседник, так говорят, цены ему нет. И все же «Крымское эхо» решило проверить слух насчет этой самой цены и обратилось к писателю с просьбой об эксклюзивном интервью. Результат - после биографии московского гостя. Ерофеев Виктор Владимирович, родился 19 сентября 1947года в Москве в семье дипломата. В 1970 году окончил филологический факультет МГУ, В 1973-аспирантуру Института мировой литературы. Первое признание пришло после публикации эссе о творчестве Маркиза де Сада в журнале «Вопросы литературы». В 1979 года за участие в организации самиздатовского альманаха «Метрополь» был исключен из Союза писателей и десять лет не печатался в СССР. Сегодня издано семнадцатитомное собрание сочинений. Ведущий программы «Апокриф» на телеканале «Культура» и «Энциклопедия русской души» на радио «Свобода». Член Исполкома российского ПЕН центра, заведующий кафедрой русского языка и литературы международного университета, лауреат премии им. Набокова, кавалер Ордена Франции за заслуги в развитии литературы и искусства, любит путешествовать, женат, имеет сына и дочь. Вас причисляют к сословию диссидентов. Скажите, диссиденты и сегодня имеют место быть в России? Или это ушло в прошлое? Можно ли считать десидентами того же Немцова, Касьянова, Каспарова? Новодворская та же… Теперь такого понятия нет. Диссидент - это чисто советское понятие. Сейчас есть оппозиционеры, люди которые совершенно необязательно противостоят власти, обществ, государству. Это, более менее, критическая оппозиция. Вот к таким принадлежит и тот же Немцов, и Новодворская. Я убежден, что в каждой стране должна быть своя оппозиция. К сожалению, в России она не набрала той политической мудрости, которую хотелось бы видеть. Ведь предназначение оппозиции не в том, что она должна противостоять власти. Смысл ее в том, чтобы она указывала государству на те проблемы, которые необходимо решать. Оппозиция должна напоминать об этих проблемах так, чтобы государство и не замалчивало. Оппозиция должна быть конструктивной, в ином случае это просто политическое хулиганство. В России же со стороны оппозиции слишком много деструктивизма, больше какая-то левизна. Хватит, мы надышались этими революциями! Мы должны на основе наших национальных ценностей, о которых я и пишу в своих книгах, говорю о них на телевидении, строить свои отношения так, чтобы помнить и них, сохранить их, возродить. Я пытался найти что-либо из ваших высказываний о ситуации в Украине, не нашел. Возможно, плохо искал. А поэтому было весьма интересно узнать ваше мнение об Украине, об оранжевой революции, если таковой ее можно назвать, о нынешней власти. Я поддерживал оранжевую революцию в ее начале. Я поддерживал оранжевую революцию, но не в украинском диапазоне. Я вообще поддерживаю европейские ценности, как наиболее правовые. Я имею в виду культуру межчеловеческих отношений, отсутствие хамства… Мне кажется, что оранжевая революция как раз и должна была привнести европейские ценности в Украину. Но, к сожалению, и меня предупреждали об этом западные политики, что политическая элита в Украине, и оранжевая, и другие, очень неустойчивые. А дальше идет коррупция, тупость. Эти идеи, которые я имею в виду, быстро были извращены. Я даже не поехал на инаугурацию Ющенко, понимая, что это совсем не то, на что я надеялся. Заметное потепление в украино - российских отношениях вызвало много надежд у людей, исповедующих русскую культуру, думающих по - русски. Со временем и довольно быстро эти надежды стали таять: обещанное в части предоставления русскому языку статуса государственного, ушло в песок, даже несмотря на некоторые послабления в том же тестировании для выпускников школ. До сих пор ходит в героях Степан Бандера, Юрий Шухевич, переименовываются улицы Киева в честь Мазепы. И в этой связи хотелось узнать, согласны ли вы с позицией Жириновского, когда он призвал на Госдуме не рацифитировать соглашение по Черноморскому флоту. То есть, Украине верить нельзя? В каждой стране есть разные контексты культуры. Но Украина поставлена в особое положение. Украина разорвана. Западная ее часть очень насыщена восточноевропейскими ценностями. Восточная и южная Украина - другая. Взять ту же Одессу.… Сказать, что то, что для Западной Украины приемлемо, а для восточной нет, это мало. Мы помним и 1939 год, и события, происходящие и в завершении войны, и в послевоенный период. Мы не решим этих противоречий, но мы должны сделать собственный выбор. Того же Бендеру… Я его не считаю не только героем, я его считаю преступником. Но я одновременно понимаю, что не сахаром посыпан на Западной Украине 1939-й год. Я представляю себе, если бы мои родители были в те годы расстреляны и чтобы я сегодня говорил и думал. Украина разделена по очень болезненному признаку, и чтобы найти примирение, надо быть очень сильной личностью. А такой личности сегодня в Украине, увы, нет. Украина всеми фибрами души и прошлого и нынешнего руководства устремилась в Европу. Насколько на ваш взгляд совместимы по укладу своей жизни, по культурному мировоззрению, по вере, наконец, современная Европа и нынешняя Украина с ее правым и левым берегами. Я бы хотел, чтобы отношения между Россией, Украиной, Беларусью и Казахстаном строились на принципах Римского соглашения 1955 года о создании объединенной Европы. Только не бросался бы сломя голову копировать эти принципы, а сформировал бы общий рынок, общие институты власти. Мы бы имели государство если не федерального, то, по крайней мере, надфедерального устройства. Тогда каждая страна или регион, оставаясь со своими историческими амбициями и укладом жизни, были бы объединены общими идеями. Как та же Европа, объединенная идеей Римского права, католической религией, другими идеями. А нас может объединять и православие, и общая история, и культура. А сейчас, пока это нет, главное для нас не вступать ни в какую конфронтацию, быть прозрачными в своих отношениях, создавать нормальные условия для всех национальностей, населяющих наши страны. Люди должны ощущать естественные условия, а не такие как, например, для русских в Крыму. Сегодня же другие отношения, тот же бизнес не национально ориентирован, а ориентирован на задницу жены. И вот это меня бесит. Пока мы не наведем порядок в нашей душе, все эти пожелания будут липой, а крымские русские будут находиться в загоне. Власть не хочет свободного открытого общества, а если оно состоится, то там совсем другие законы, регулирующие отношения между бизнесом и обществом, в таком обществе по - другому должна распределяться и прибыль. В свое время в начале 60 – годов, один из ведущих диссидентов Андрей Дмитриевич Сахаров активно выступал за реабилитацию крымских татар и за право возвращения их в Крым. А сегодня, когда возвращение их практически завершилось, в многонациональном Крыму это не едва ли не самый острый политический вопрос, и связан он, прежде всего, с тем, что крымские татары провозгласили своей целью создание национальной автономии, пусть и в далекой по их словам перспективе, при всем при том, что население Крыма преимущественно русское. Крымские татары - самая большая проблема Крыма. Эта проблема нагноилась и это почти как Чечня, где в свое время тоже было допущено много ошибок. С Чечней, это был позор, сначала военный, а теперь другой, когда Чечня получила больше, чем хотела. Фактически Чечня вышла за пределы Конституции при поощрении федеральной власти. Многие деятели культуры в недавние времена устремились в Госдуму. Тот же Кобзон, Говорухин, сейчас вот Расторгуев. Вам не хотелось бы вот также порулить Россией? Мне глубоко несимпатична политика. Я вырос в семье дипломата и многие известные политики, партийные деятели до сих пор остались в памяти. Ведь у политиков, как и бизнесменов, есть одна нехорошая черта: они работают на интерес, а не на общество. Я же, как писатель, работаю на общество. Через свои книги, через теле и радиопрограммы я хочу заинтересовать моих читателей и слушателей - где они живут, чем живут. В своей телепрограмме «Апокриф» я всегда делаю акцент на русской культуре, русской литературе. Гражданское общество.… О нем с началом горбачевской перестройки говорили не счесть сколько. Вторили этому и в Украине, опять – таки, ссылаясь на Европу. Как вы думаете, оно, это гражданское общество сегодня сформировалось или мы также далеки от него, как были далеки со времен царя - батюшки? Сейчас идет процесс формирования гражданского общества и он, этот процесс, не зависит от политиков и власти, потому, что это общество растет из частной жизни. Владимир Путин, будучи президентом России, заключил с населением негласный контракт: давайте, я буду вами править, а взамен вы получите свободу частной жизни. Вы не поверите, но последний период, когда была свобода частной жизни в России, относится к 70 годам 18 века, когда Петр I издал указ, представляющий ограниченную свободу частной жизни дворянскому сословию. И вот пришел Путин, и появилась большая свобода частной жизни, она и есть основа нашего сегодняшнего гражданского общества. Что для вас Крым? Родственные связи, дом в Коктебеле, совершенно потрясающий воздух в том же Коктебеле, Крым это совершенно незамеченный даже самими крымчанами бриллиант, Крым, это нечто такое… |
|
|||||
|
Ваш комментарий