События

Все мы родом из «Юности»

Наталья Лебедева, «BALTNEWS.LV» Источник (ссылка откроется в новом окне)

Встреча с главным редактором легендарного журнала «Юность», настоящим, проникновенным русским поэтом Валерием Дударевым, была очень теплой и, что называется на одном дыхании - зала и нашего гостя.

Все мы помним, какие замечательные рассказы, повести и стихи печатались в «Юности» в пору нашей молодости, как мы искали очередной номер или просили «дать на день» у счастливых обладателей подписки. Валерий, возглавивший журнал в 2007-м, заметил по этому поводу: «У нас бытует шутка — у каждой «Юности» должен быть свой читатель».

Боец «Азова», писатель

— Мы проводили исследование на тему возраста наших читателей. Оказалось, самому юному, парнишке из Белгородской области, 10 лет, а самому старшему, жителю Челябинска, сейчас 96 лет.

А если говорить о тираже — в 1980-х он у нас был 3 млн. 200 тыс., а сейчас на 2-3 порядка меньше. Но не надо никого заставлять читать книги — нужно просто объяснять, почему, не читая, ты не станешь человеком.

Первый номер «Юности» вышел 10 июня 1955 года, и возглавлял журнал Валентин Катаев, чья главная идея была — чтобы не прерывалась связь времен. Поэтому в каждом номере мы даем «молодое лицо» вместе с маститыми авторами. С первых номеров этого года мы печатаем роман 24-летнего автора из Макеевки Станислава Асеева — рукопись пришла к нам по почте из Донбасса.

В письме автор приписал, что не всегда может связываться с нами по интернету, потому что создает свое произведение под бомбежками. Роман — это исповедь молодого человека. Нам, кстати, много присылают литературы с Украины.

Автор пишет, что никуда не может вырваться из своего шахтерского городка, где нет никаких, как сейчас говорят, «социальных лифтов», а есть нищета и беспросветность жителей. Но при этом Станислав смог окончить философский факультет Донецкого университета. Он пытается понять, что же происходит с ним и окружающими, раскрывает судьбу человека — а ведь это самое увлекательное в литературе. Однажды парень мне написал, что собирается идти воевать — вы, мол, наверное, перестанете со мной общаться, если узнаете, на какой стороне я думаю иди в бой. Я возразил, что общаться нужно со всеми, отстаивать свою точку зрения, спорить.

Парень собирался в отряд «Азов» или «Айдар» — воевать за целостность Украины. Мотивация та, что Россию он боится — там живут одно алкоголики и медведи. А в ответ на вопрос, зачем же пишет в российский журнал «Юность», задумался…

Воевать пошел, но очень быстро оттуда сбежал, написав мне: «Я очень разочарован — в этих батальонах нет никаких идей вообще, там только бандитизм и банальное убийство». И таких молодых людей там полно — с ними никто вовремя не поговорил, и они запутались…

Так что мы не отказываемся от новых имен, но с нами всегда были на связи ныне живущие и недавно ушедшие мэтры, которых мы постоянно печатали, которые у нас все бывали — Виктор Розов, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко. Недавно пришло письмо от выдающегося писателя Анатолия Алексина — ему сейчас 91 год, он живет в Люксембурге.

Ахматова писала о «Пушкине: «Какой ценой купил он право!..». Так что какой ценой пишется каждое слово, знает его автор.

«Открыть» Есенина и Ахматову

Когда Катаев возглавил журнал, он собрал редколлегию и спросил: «Что самое главное в нашем журнале?». Каждый выдвигал разные «умные» версии, а Валентин Петрович сказал: «Главное — самовар!». Да, именно он, как символ гостеприимства, единодушия — когда все собираются за самоваром. А иные авторы у нас ночевали… Среди них — Бродский — чтобы его не «взяли» за тунеядство.

Но когда мы собирались его напечатать и уже были готовы гранки, он сам отказался от публикации. Дело доходило чуть ли не до того, что ему собирались дать жилье в Переделкине, но он сам запротестовал — чтобы не потерять ореол гонимого поэта. И в журнале он появился уже в 1988 году, после вручения ему Нобелевской премии — на мой взгляд, это было сделано по политическим мотивам, поэт сам от этого мучился…

Россия — страна литературоцентричная. Но Есенина для советского читателя «открыли» только в 50-х, и наш журнал напечатал его стихи в 1957 году. В журнале была опубликована при жизни, уже на излете ее, «запрещенная» Ахматова — то, что она считала лучшим. Поэтесса сама свои стихи отобрала и выстроила подборку — это было как завещание гениального поэта.

Когда мы недавно встречались с читателями в Сыктывкаре, у нас спросил один человек лет 75 лет, в очках с толстыми линзами — сохранился ли на страницах журнала спор между славянофилами и западниками? Мы ему ответили — да, сохранился, но перешел на поля Украины. Такой грустный, но правдивый ответ…

Целебная речь

Что есть сегодня русская проза? Наверное, тогда она жива, дышит и развивается, когда есть роман, переходящий из поколения в поколение, из семьи в семью. Сейчас, к сожалению, такого не происходит. А еще момент — нет положительного героя, способного в нужный момент даже страну спасти. Сегодня у нас нет и такого писателя, к которому ходили, как прежде к Льву Толстому, с вопросом «Как жить?».

Мы помним «Матрёнин двор» Александра Солженицына, пронзительный «Последний срок» только что ушедшего от нас Валентина Распутина, «Из колена Аввакумова» Федора Абрамова. Это все великие романы. Писатель должен слушать язык, писать сердцем…. А сегодня многие вещи, к сожалению, пишутся просто ударами по клавишам.

Когда Белла Ахмадулина поехала на Вологодчину, я по телефону у нее спрашивал, пишет ли она там. А Белла ответила: «Вологодская речь настолько целебна, что здесь нельзя писать, а нужно только слушать». Соглашусь с ней — и русское слово, и русский мир — целебны…

Михаил Тарковский, племянник Андрея Тарковского, хороший поэт и прозаик, однажды понял, что не сможет работать в столицах — и уехал в Красноярский край, в село Вахта. Стал писать о людях, окружающих его и слушать этот дивный язык… А это уже другая литература.

А Игоря Михайлова назвали на книжной ярмарке во Франкфурте-на Майне «Певцом малых городов России». У нас есть люди, которые делают гигантскую, подвижническую и совершенно незаметную для других работу — выезжают в такие города и деревни и описывают порушенные храмы и часовни, стараясь сохранить их для потомков и по возможности восстановить.

Проекты от литературы

Постмодернизм в российской литературе заканчивается, но «проектная литература», которую прочитал и тут же забыл, расцвела пышным цветом — Дашкова, Донцова, Акунин, Улицкая. Поначалу Улицкая была неплохим автором, непредсказуемым, не боялась тратить себя — чего стоит ее первая напечатанная повесть «Сонечка»! Но ее последние вещи написаны языком, адаптированным для перевода. Понятно, что человек зарабатывает деньги, только на это и рассчитано. Акунин тоже не будет писать, как Гончаров, работавший над каждым своим романом по 10 лет.

Вся русская литература учила добру, высшим ценностям, но с 90-х мы получили лауреатов премии «Букер», которых никто не знает и не помнит. Талант не важен — важно оказаться в нужное время в нужном месте. Появились мысли, что в поэзии не важны содержание, форма — а только «контакты»…

Тема распада Союза, этой величайшей трагедии, никак не отражена в современной литературе. Могу порекомендовать вам прочесть на эту тему книгу Дениса Гуцко «Русскоговорящие».

В 90-е, смеясь над прошлым, говорили, что не было никакого советского человека, придумали даже такое унизительное прозвище для него — «совок». Я не согласен — ведь это тот же Юрий Гагарин, люди, совершавшие подвиги, жертвовавшие собой — и на войне, и в науке, и в жизни.

Я радуюсь, что впервые за много лет во главе нашего государства человек, понимающий, что у России есть свои государственные интересы и отстаивающий их. Россия — самодостаточная страна, но мы ни от кого не закрываемся.

«Не думайте о людях…»

Я бывал в Ивано-Франковске, во Львове — очень жаль, что эти люди зациклены на себе. Но в корне неправильно думать, что весь мир против нас — это совсем не так. Люди тянутся друг к другу. Я помню, как в Варшаве украинский поэт Дмитрий Павлычко читал стихи — мол, из сталинской высотки, которая стоит в польской столице, на него смотрят расстрелянные в Катыни. Хозяева вечера, поляки, его одернули и согнали со сцены, а потом извинялись перед нами, российскими писателями.

Или вот наш старейший фотограф, ветеран войны, Николай Коршунов, писал, что попал в фашистский концлагерь на территории Литвы, бежал, и его спасли, выходили и укрывали, рискую жизнью, литовцы. А символ нашего издания — девушка с волосами в виде веточек ивы — рисунок замечательного лиовского художника Стасиса Красаускаса.

Меня возмущают слова Андрея Макаревича в ответ на то, как мы горюем, что на Донбассе гибнут беззащитные старики, женщины и дети, и то же, не дай Бог, было бы в Крыму. Он говорит: «Не думайте о людях — это чужая территория».

Мы ведь нашего поэта Юрченко недавно вытаскивали из плена на Донбассе, а мой знакомый хирург уже почти год постоянно по доброй воле летает в Луганск — оперирует детей от 7 до 15 лет. Так что каждый сам создает пространство вокруг себя.

А потом были стихи — и мы притихли. Настоящий поэт и гражданин.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Валерий Дударев

24 марта 2015 года по приглашению международного клуба «Культурная линия» и при содействии медиаклуба «Формат-А3» в Риге выступил российский поэт, главный редактор журнала…… →

Фото
Видео
Аудио
Статьи