События

Сергей Пускепалис: "В Литве мне нравится, там душевно"

Леонид Павлючик, "Экспресс неделя" Источник (ссылка откроется в новом окне)

По приглашению Международного медиа-клуба "Формат-А3" в Вильнюсе выступил известный режиссер и актер, заслуженный артист России Сергей ПУСКЕПАЛИС. По просьбе "Экспресс-недели" в канун визита интервью у известного актера о его творчестве, литовских корнях, отношении к жизни взял член правления Гильдии киноведов и кинокритиков России, действительный член Академии кинематографических искусств "Ника" Леонид ПАВЛЮЧИК.

Театральный режиссер по первой профессии, Сергей Пускепалис пришел в кино уже в зрелом возрасте, сыграв врача-анестезиолога в фильме Алексея Попогребского "Простые вещи". Призы за лучшую мужскую роль на сочинском "Кинотавре" и "Хрустальный глобус" на международном кинофестивале в Карловых Варах ознаменовали рождение нового харизматичного актера, который, минуя стадию ученичества, сразу стал мастером. Следующая картина Попогребского "Как я провел этим летом" принесла актеру "Серебряного медведя" в Берлине. Большой общественный резонанс вызвала его роль капитана Громова в сериале "Жизнь и судьба". Продолжая активно сниматься в кино и получая едва ли не за каждую свою роль высокие профессиональные награды, Пускепалис только что завершил работу над новым фильмом, но уже в качестве режиссера.

- Сергей, как вы пришли к режиссуре?

- Опытным путем. Это было не так сложно, как можно подумать. Я ведь по своему образованию - режиссер, только театральный, учился у Петра Фоменко. Ставил спектакли в Москве и во многих российских городах. Начав сниматься в кино, стал потихонечку присматриваться, как работают мои коллеги и товарищи - Алексей Попогребский, Сергей Урсуляк, Вера Сторожева, Олег Погодин… Чаще всего я был задействован в производственном процессе от первого прочтения сценария и до выхода готового фильма. Никому на съемочной площадке не мешал, не лез с лишними вопросами, но про себя отмечал: тут одни подводные камни, тут другие. И потихоньку набрался опыта для своей первой режиссерской работы. Отдал ей год жизни. Буквально вчера приклеил титры. Фильм полностью готов, называется "Клинч".

- Кино не про бокс?

- Клинч - действительно боксерский термин, обозначающий ситуацию в поединке, когда противники сцепились, обхватили друг друга руками и, обессиленные, не знают, что делать дальше. Это метафора основной сюжетной коллизии нашего фильма. Главный герой картины, школьный учитель, переживает кризис уже не среднего, а зрелого возраста: в его жизни давно нет ничего нового, а впереди не брезжит ничего интересного, кроме каждодневного "клинча" с представителями молодого поколения, у которых другие ценности, другой взгляд на мир…

Сценарий принадлежит перу моего постоянного автора и друга Алексея Слаповского, с которым мы сделали вместе порядка десяти спектаклей на разных сценах. В том числе я поставил и "Клинч" на подмостках Молодежного театра в Уфе, где спектакль имел успех. Это наша первая с Алексеем Ивановичем совместная работа в кино, хотя общих планов у нас много, а три сценария уже даже написаны и ждут своего часа.

- Кто у вас в главной роли?

- В главной роли снялся замечательный актер Алексей Серебряков. С его героем, в конце концов, произойдет одна история, которая заставит учителя заново влюбиться в жизнь, в окружающую действительность. Мне кажется, в нашем фильме Серебряков предстал в необычном и непривычном для себя качестве. Что-то мне подсказывает, что мы с ним и с нашей командой сделали все правильно. Знаю, что продюсер нашего фильма Рубен Дишдишян уже разослал копии на ряд фестивалей. Будем ждать ответа.

- А мы будем ждать вашего режиссерского дебюта на экранах. Но поговорим немного и о ваших актерских работах. Заметил: среди ваших героев - почти сплошь военные и врачи.

- А кого же мне еще играть? Это главные мужские профессии на земле.

- И врач-гинеколог, которого вы только что сыграли в сериале "Крестный", - тоже мужская профессия?

- Абсолютно мужская. Испокон веков все эскулапы, в том числе и гинекологи, были мужиками. И только в конце ХIХ века потихонечку начали врачевать и женщины. Хирургия и ряд других медицинских специальностей - преимущественно мужское занятие и сегодня.

- Чаще всего вы играете настоящих, надежных, честных мужиков. А в жизни соответствуете своим героям?

- Стараюсь. Я же не считаю себя актером, не люблю и не умею перевоплощаться, а тем более прикидываться, иду в каждой роли от себя, от своей психофизики. Киноэкран для меня - проекция личности. Наверное, во мне есть качества, которые свойственны моим героям, иначе откуда я бы черпал материал для своих ролей? Не то чтобы я был по жизни крутым суперменом. Мне свойственны, как и всем, грехи, слабости, но через сыгранные роли я стараюсь выразить свои представления, возможно, наивные, идеальные, о том, какой должна быть жизнь и каким должен быть человек. Может, поэтому в моей фильмографии мало подлецов и негодяев. Мне они не очень интересны.

- Перейдем от обсуждения сложных творческих вопросов к простым вещам. В последние годы вы работаете в Москве, а живете в Железноводске. Почему?

- Во-первых, у меня нет таких денег, чтобы купить в Москве хорошую квартиру и окончательно укорениться в столице. А плохую квартиру, на которую денег хватило бы, покупать не хочется. Поэтому работаю преимущественно в Москве, а ощущение дома, семьи у меня связано с Кавказом, точнее, с Железноводском. Мы переехали туда с женой Леной и сыном Глебом, когда я отработал два контракта в качестве руководителя Магнитогорского, а потом Ярославского театров. Переехали и не жалеем. Железноводск расположен в очень красивом месте, там вдобавок похоронены мои родители. Из Москвы в Кавминводы ежедневно летает 12 авиарейсов. Из тамошнего аэропорта до моего дома - 10-15 минут езды на машине.

- Вы хотя бы месяц в общей сложности в течение года там проводите?

- Если честно, месяц набирается не всегда. Но я стараюсь вырваться в Железноводск при каждой возможности. Как и наш сын, который с недавних пор тоже живет в Москве, работает в Студии театрального искусства у Сергея Женовача. Жена, в свою очередь, время от времени прилетает в Москву, чтобы повидаться с нами. Это для нас счастливые дни.

- Недавно вы с Глебом снялись в фильме Веры Сторожевой "9 дней и одно утро", где сыграли отца и сына. Передавали наследнику основы мастерства?

- Нет, ему есть у кого учиться и без меня. И Сергей Васильевич Женовач, и режиссеры, с которыми он сталкивается, - замечательные учителя. Не говоря уже о том, что Глеб попал на съемочную площадку раньше, чем я. Еще ребенком он снялся в фильме "Коктебель". Я приезжал на съемки в качестве любящего родителя. Там мы познакомились и подружились с режиссером Алексеем Попогребским, позже он пригласил меня в фильм "Простые вещи", с которого все и началось. Так что по отношению к сыну я не наставник, а просто папа. Не могу представить ситуацию, чтобы я посадил его напротив себя и начал учить профессии. Тем более, что Глеб в свои молодые годы все делает верно. Играет у Женовача в нескольких спектаклях, что-то пробует делать в антрепризе с Лией Ахеджаковой. Кроме фильма "9 дней и одно утро" мы недавно снялись с Глебом в сериале "Вернуть любой ценой" про войну в Афганистане, где я сыграл полковника, а он солдата срочной службы. Работали как равноправные партнеры, а не как отец и сын. И Глеб не подкачал. Понимаю, ему непросто утвердить себя в профессии. Все вольно или невольно сравнивают его с отцом, а это давит на психику. Но он, как и, к примеру, его товарищ Ваня Янковский, наследник славной фамилии, - настоящие молодцы. Ребята не пользуются громкими фамилиями, родственными связями, а пашут, как негры на плантациях Алабамы.

- Вы тоже знатный пахарь. Нынешним годом датирован выход сразу пяти фильмов и сериалов с вашим участием. Кажется, можно уже было бы отдохнуть, съездить в Железноводск…

- В Железноводск на днях обязательно съезжу. А отдыхать я не умею, да и не получается. Уже начал писать сценарий своего нового фильма, на сей раз по пьесе Евгения Гришковца "Дом". А буквально на днях начинаю сниматься в картине "Ледокол" у продюсера Игоря Толстунова, с которым мы вместе работали над фильмом "Метро". "Ледокол" - тоже фильм-катастрофа, он основан на реальных событиях и рассказывает о зажатом арктическими льдами корабле "Михаил Сомов" в 1985-м. Играю капитана корабля, это большая, интересная работа. Благо, специально готовиться мне не надо, я ведь служил на флоте в Мурманске…

- Сергей, вы уже обмолвились о ваших литовских корнях. Где ваш отец-литовец и мать-болгарка нашли друг друга?

- На просторах Советского Союза. Моя мать родом из Тараклийского района Молдавии, там в основном жили и живут этнические болгары. Отец родом из литовской глубинки - это в 90 км от Каунаса. Пересеклись они на одной из комсомольских строек, и вот перед вами - результат…

- Язык литовский знаете?

- Язык я специально не учил, но когда приезжал к бабушке в Литву на школьные каникулы, там много говорили по-литовски. Что в те времена запомнил, то в голове и осталось.

- Свою принадлежность к литовской нации чувствуете?

- Чувствую, скорее, на уровне генов, крови. Литовцы - великие трудоголики. Хуторяне, крестьяне, они привыкли работать на совесть. Для них важно, чтобы все было сделано вовремя, разложено по полочкам. А когда этого нет - внутри поселяется ощущение тревоги. Вот и я такой же.

- Часто бываете в Литве?

- С 1988 по 2006 год в моих посещениях Литвы был большой перерыв, связанный с паспортами, визами, таможнями и банальной нехваткой денег. А в последние годы бываю на родине отца довольно часто. Там у меня много родственников: двоюродные сестры, братья, родная тетя, слава Богу, жива. Мне нравится, там душевно.

- Как вам кажется, Литва за последние десятилетия изменилась в лучшую, в худшую сторону?

- Меня печалит, что литовцев в Литве мало осталось - меньше 3 миллионов. Многие в поисках лучшей доли переехали жить в Англию, Германию, где находятся, увы, на десятых ролях. Я снимался недавно в Лондоне и отметил для себя: если надо было гайку какую-нибудь подкрутить, звали человека, который наверняка оказывался литовцем. Жаль, что так произошло. В Советском Союзе литовцы были настоящей элитой во многих областях жизни.

- Есть такая элита и сегодня. В частности, Литва дала миру потрясающую генерацию театральных режиссеров. От Мильтиниса, Някрошюса, Вайткуса до Туминаса и Гинкаса, которые успешно работают сегодня в России…

- Я иногда шучу, что это наш литовский национальный промысел. Если говорить серьезно, то это тема для специального исследования, что в итоге обусловило взлет литовской театральной режиссерской школы. Возможно, в советское время в Литве чуть свободнее думалось, дышалось, и это стало питательной средой для инакомыслия, которое на сцене находило выход в метафорах, иносказаниях. Соединение реализма и метафоричности, как мне кажется, и стало отличительной чертой литовской режиссерской школы, которая мне понятна и близка. Не зря же я чувствую себя литовцем…

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Сергей Пускепалис

По приглашению международного медиаклуба «Формат-А3» в Вильнюсе выступил известный режиссер и актер, заслуженный артист России Сергей Пускепалис. 20 апреля 2015 года он принял участие в…… →

Фото
Видео
Статьи