События

Николай Вардуль: экономическая модель России себя изжила, а в Китае назревает пузырь

The Baltic course Источник (ссылка откроется в новом окне)

В Риге состоялся круглый стол на тему «Чему учат экономические кризисы: опыт Европы и России». С докладом выступил главный редактор «Финансовой газеты» (Москва), кандидат экономических наук Николай Вардуль, приехавший в Латвию для публичных выступлений по актуальным вопросам мирового экономического развития. По его мнению, в Китае назревает пузырь, постольку страна стоит перед острым долговым кризисом. России же, по мнению ученого и журналиста необходима новая экономическая модель, старая себя изжила.

В обсуждении принимали участие эксперты из Латвии: Андрей Григолюнович, финансовый аналитик из AG Capital CFO Srevices, вошедший в ТОП 50 сильнейших участников в чемпионате мира по финансовому моделированию ModelOff; Вячеслав Домбровскис, доцент Стокгольмской экономической школы, экс-министр экономики Латвии; Татьяна Волкова, профессор Высшей банковской школы; Ольга Павук, асс. проф. Балтийской международной академии, главный редактор Baltic-Course.com; Юрис Пайдерс, доктор географии, обозреватель газеты Neatkarīga Rita Avize, президент Союза журналистов Латвии: Владимир Соломатин, доктор экономики, член- правления Latvijas Nafta Tranzīts, президент Рижского бизнес-клуба, а также журналисты деловых изданий.

Для обсуждения г-н Вардуль предложил следующие вопросы:

- Закончился ли мировой кризис, начавшийся в 2008 году?
- В чем плюсы и в чем тупики политики «количественного смягчения»?
- В чем специфика экономической ситуации в России? И почему Россия проводит денежно-кредитную политику прямо противоположную той, что практикуют ФРС США и ЕБЦ?

По мнению московского эксперта, с кризисом 2008 года закончился золотой век «тетчеризма». Кризис изменил сам подход к мировой экономической политике. И если в начале кризиса в большой моде был Китай, поскольку весь мир увяз в кризисе, а Поднебесная нет, то сейчас мотором выхода из кризисной ситуации стали США, темпы роста которых в размере 3% годовых, впечатляют.

Мало того, г-н Вардуль сделал серьезное предположение о назревании китайского «пузыря», поскольку Китай стоит перед острым долговым кризисом, который может «рвануть» уже в 2015 году. Его прогноз вызван тем, что с 20 апреля в Китае резко смягчились требования к банковским резервам, что приведет за собой, по его мнению, рост кредитования.

Как выход из мирового кризиса, повсеместно — и в США, и в Европе, и в некоторых странах Азии принимается политика «количественного смягчения», которая полностью оправдалась с точки зрения США и пока непонятна. Ослабление национальной валюты, стимулирование экспорта, валютные войны, которые в мире уже идут. Но пока непонятно, что будет происходить дальше в Европе. Для России, с точки зрения соотношения доллара и цен на нефть, ситуация негативная, но и США, считает Николай Вардуль, долго с таким положением мириться не будут. Повышать конкурентоспособность Европы — не цель американцев.

Андрей Григолюнович полагает, что «политика количественного смягчения (Quantitative easing) приводит к тому, что проблемы, вызванные недобросовестными заемщиками, решаются за счет тех, кто имеет какой-то капитал, в наибольшей степени — за счет среднего класса. Фактически, без их согласия. Это выражается в невозможности сохранения капитала перед лицом инфляции, так как сберегательные продукты с низким уровнем риска, например, депозиты, приносят нулевую доходность. Это, в свою очередь, подрывает сами основы капиталистического строя».

Юрис Пайдерс заметил, что валютная война — российский термин. А Европейский Союз и был создан, чтобы таких войн не было. Он подчеркнул, что привязка юаня к доллару для Европы хорошо, китайский импорт в ЕС подорожал на треть.

Вячеслав Домбровскис считает, что колебания валюты маленькую Латвию мало затрагивают. Страна 25 лет была отличницей по выполнению всех международных рекомендаций. «Больше нам вступать некуда. Однако «ропот» по поводу того, насколько Латвии подходит политика ЕС, довольно силен. Позиция «средней температуры по больнице» мало подходит для разных пациентов», — полагает экс-министр экономики.

России нужна новая экономическая модель, уверен Н. Вардуль, так как старая себя выработала. «В правительстве сидят люди, которым лучше, чтобы все оставалось как есть. Никто никому не верит — главный лозунг», — восклицает эксперт. — Российской экономике не хватает инвестиций в реальный сектор, необходимо улучшать инвестиционный климат, но этого не происходит. Почему? — задается вопросом редактор «Финансовой газеты» и сам же отвечает: «Нет независимого суда, когда он появится, люди поймут, что власть сменяема».

Ольга Павук в ответ привела примеры несменяемости власти в Китае, Сингапуре и других странах, где вопросу привлечения инвестиций это не мешает. Да и с независимым судом в этих странах явно не радужно. Опыт поведения разных государств, удержавших в кризисные годы экономики в плюсе, показал, что для всех них одним из факторов устойчивости стала как раз стабильная власть. Ее поддержал В. Добмровскис, приведя китайскую пословицу «Неважно, какая кошка — черная или белая. Важно, чтобы она ловила мышей». «Инвестиции — это акт веры, доверия к властям», считает он.

Татьяна Волкова тоже говорила о необходимости новой экономической модели. Она не согласна с тем, как трактуется цель в экономической стратегии Латвии. России ВВП не может быть целью развития, это средство для достижения главной и единственной цели — улучшения благосостояния жизни людей, и не только в материальном плане. «Политики работают на решение краткосрочных задач, расписываясь на любви к ЕС, которому удалось сделать то, что не смог СССР», — сказала она. — Не думаю, что Россия заинтересована в «отрезании» Латвии в экономическом плане. Любой позитивный сигнал из Европы для России, находящейся сегодня в изоляции, мы воспринимаем с распростертыми объятиями. Выиграют те смелые люди, кто это понимает».

Владимир Соломатин, предприниматель с большим опытом, обратил внимание, что политики обязаны обращать внимание на реальный сектор экономики. Решение вопросов безработицы и создания новых рабочих мест становятся наиважнейшими не только для маленькой Латвии, но и для таких стран ЕС, как Греция, Португалия и др.

Общий вывод

Подытожив итоги дискуссии, г-н Вардуль сделал вывод, что кризис 2008 года закончился в философском плане. Однако кризис — это вызов и относиться к нему можно по-разному. Одна стратегия — переждать кризис, другая — преодолевать, для чего необходимо создавать новую экономическую политику.

Мир стоит на пороге новой геополитической карты, в которой вырисовываются новые главные игроки — США, ЕС и Китай.

Экономическая модель России себя изжила, нужны большие инфраструктурные проекты, поддерживаемые госкомпаниями, которые дадут мультипликационный эффект для развития частного бизнеса, нужны новые экономические модели соизмеримые по масштабам с реформами Рузвельта в США.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Николай Вардуль

В рамках встречи с главным редактором «Финансовой газеты» Николаем Вардулем, приехавшим в Ригу по приглашению Международного медиа-клуба, в Риге прошла дискуссия за круглым столом с…… →

Фото
Статьи