События

Penkių kartų kosmose – per mažai?/Пять раз в космосе - слишком мало?

Valentinas Beržiūnas, "Kauno diena" Источник (ссылка откроется в новом окне)

 

Космонавт бывшего Советского Союза Владимир Джанибеков пять раз побывал в космосе. И там выполнял задачи необычайной сложности. На вопрос, не слишком ли это много, улыбаясь ответил: “Сказал бы, слишком мало... “

Долгий путь

- Отправиться в космос способен не каждый. Необходимо не только иметь твёрдый характер, но и быть физически выносливым. И всё таки, возможно ли стать космонавтом, или важнее врождённые особенности, которые, даже много работая, не приобретёшь? К примеру, хладнокровие.

- Мне трудно отвечать за всех. Лично я с детства имел некоторые проблемы со здоровьем. Несмотря на это, с пяти лет мечтал, что буду летать.

Вырос в семье пожарника, мой отец был в отличной физической форме, как и его коллеги. Однажды сослуживцы отца меня спросили : “Володя, кем ты будешь, когда вырастешь”? Ответил: “Пилотом, хочу летать”. И они стали хохотать. До сих пор помню. А тогда решил, что докажу, что смогу. С этого всё и началось.

- Итак, много и трудно работали. Как проходит подготовка к полёту в космос?

- Ну, существует такая традиционная схема. Во-первых, пишешь заявку руководителю Центра подготовки космонавтов. В ней ясно излагаешь, что хочешь, чтобы тебя включили в программу подготовки космонавтов. Потом твоё заявление рассматривается. Если отбирают, проверяет здоровье медицинская комиссия. Если, на первый взгляд, комиссии всё показалось нормальным, если они видят перспективы, разговор бывает уже намного серьёзнее. Начинается другой этап.

Формируется группа добровольцев. Тогда проводится ещё одна, на этот раз уже гораздо более тщательная медицинская проверка. После этого собирается команда специалистов и космонавтов, которая ещё раз оценивает отобранных.

Тогда уже принимается решение, кто из добровольцев будет продолжать обучение, а кто – нет. Потом начинается учёба. Первые два года обучаешься различным дисциплинам – от ракетной техники до медицины. Так же учат, какие эксперименты и как выполнять. Они бывают различные. Это приобретение теоретических знаний.

Конечно, каждый космонавт должен уметь и пользоваться парашютом. Поэтому много и практических занятий. Обучают всему. После двух лет учёбы сдаёшь государственный экзамен. Получаешь диплом. Официально получаешь звание лётчика-испытателя.

Тогда начинается другое обучение. И его длительность – почти десять лет. Это долгий процесс.

 

Сложное испытание

- Вы целых пять раз отправлялись в космос. Какой полёт для Вас был самым запоминающимся, может быть самый страшный?

- Нет, ни в одном полёте не боялся - ведь такая моя работа. Готовясь к полёту, отлично понимал к чему готовлюсь. И если не готов – на работу ведь не пойдёшь. Конечно, должен быть настрой, но и объективные факторы важны. Ведь на тренировках тебя оценивают, смотрят способен ли выполнить задачу. Для этого и существуют экзамены и тренировки.

Говоря о чувствах перед полётом, знаете, мне это напоминает спортивные состязания. Спортсмены перед важнейшими стартами тоже много тренируются. На соревнованиях они представляют не только себя, но и свою команду, страну. Тогда уже о себе много не думаешь, есть вещи важнее.

- Достаточно ли полученной на Земле подготовки для того, чтобы в космосе выполнить все поставленные задания и не столкнуться с трудностями? Или всё же случаются ситуации, когда приходится там, наверху, импровизировать?

- Методика подготовки к полётам составляется так, чтобы наибольшим образом соответствовать условиям и ситуациям в космосе. Мы на Земле тренируемся на имитаторах, идентичных космическому кораблю. Кроме того, тренируемся и под водой, там учимся двигаться и работать в состоянии невесомости.

Правда, говоря о подводных тренировках, ощущения несколько иные, чем в космосе. Космический скафандр – тяжёлый и негнущийся, словно бы из железа. А в воде он – эластичный, мягкий.

В космосе работаешь в перчатках, которые – как кусок металла, а в воде всё иначе. Что чувствуешь, работая в космосе? Это тяжёлый труд. Желая согнуть пальцы в перчатке, приходится их чуть ли не ломать.

Так вот, если женщина пытается работать в космосе в таких условиях, ну, не всегда получается.

- А специальные скафандры для женщин никто не производит?

- Хотелось бы...

- Но скафандры подбираются для каждого космонавта?

- Ну, если говорим о современных скафандрах, они очень удобные – можно менять перчатки и т.п. Но сейчас – это сейчас, а раньше – было раньше.

- Вам довелось летать с женщиной. Было больше работы, чем с коллегой-мужчиной?

- Об этом и говорю, большую часть работы приходилось выполнять мне, для женщины это слишком тяжело. Моя коллега не смогла бы добраться до места, где необходимо было в открытом космосе кое-что сделать. Правда, она тоже имела задание – провести испытания одного специально сконструированного для космоса инструмента.

Жалеет планету

- В одном из интервью Вы упоминали, что из космоса неплохо видно, как, назовём так, страдает Земля от людей.

- Много чего можно увидеть. Подвергнутые эрозии регионы, загрязнение океанов. Понятно, это – глобальные проблемы.

В Бразилии, к примеру, стремительно уменьшаются тропические леса. А ведь они для Земли производят кислород. Из космоса отлично видно, как выглядят места, где леса вырублены: вот дорога, а вот, через некоторое время, уже пустыня вокруг. И площади, где разрушается Земля – гигантские. Они даже больше, чем страны. Не только в Бразилии полно проблем. В других странах – тоже самое.

Видно, как города, предприятия загрязняют окружающую среду. Вот Запорожье – из космоса видно, что город накрыт дымом, как куполом. Загрязнения поднимаются на высоту 5-6 км. Выпадает снег, а уже через день тот снег не белый, а сероватый. И радиус загрязнённой территории 300-400 км. А потом это всё смывается в моря и океаны. Облака дыма от Чикаго достигают побережья Южной Америки.

Недостаточно это просто обозначить, как делалось раньше, проблемы окружающей среды необходимо решать.

Литовские следы

- Римантас Антанас Станкявичюс - единственный литовский космонавт. Наверняка были с ним знакомы?

- Римантас работал с проектом космического корабля многоразового использования “Буран”. Я тоже работал там как руководитель отдела. Римантас учился с ним летать. Пилотом-испытателем этого космического судна мог быть не каждый. Проект “Буран” был очень передовым, таких технологий даже американцы не имели. Поясню, что имею ввиду.

Американские корабли многоразового использования “Space Shuttle” в то время летали на механическом управлении, а “Буран” уже управлялся автоматически. Это был большой скачок вперёд.

Для чего нужны были пилоты-испытатели? Была проблема, в разработке программы участвовали два института. Один институт создавал автоматическую систему полёта на высоте более тысячи метров, другой – ниже километра и автоматического приземления. Когда нужно было соединить эти две программы – не получилось. И эту работу пришлось выполнять пилотам-испытателям. Проще говоря, это – как соединить две различных операционных системы, к примеру,”Mac” “Windows”.

Кроме того, не всё получалось с автоматическим приземлением. Были случай, когда пилотам приходилось внезапно набирать высоту и т.п. Так вот, машина всё кодировала, а пилотам приходилось выполнять испытания.

Римантас был одним из тех, кто это делал. И “Буран” летал. Отлично срабатывала и автоматическая система. И даже погодные условия во время одного испытания были особенно плохими, а “Буран” летал.

Знаете, даже плакать хотелось, когда космический корабль опускался и сам останавливался в конце полосы приземления. Пилоты-испытатели были удивительными людьми. Они выполняли трудную и большую работу.

- Почему СССР отказался от программы “Буран”? Ведь так много было сделано.

- Здесь уже приходится говорить о политике. Во власть пришёл Михаил Горбачёв. И он решил, что американские системы – лучше, проект “Буран” похоронили.

-Как оцениваете сегодняшнюю космическую программу России, если сравнивать с временами СССР?

- Здесь всё складывается более-менее стабильно. Правда, никто таких революций, как “Буран” уже не делает. Создаются ракеты, которые могли бы безопасно доставлять грузы и людей в космос. Строится новый космодром. Пробуют завязать связи с Китаем и Южной Кореей. Эти страны имеют свои интересы в космических областях. Говорят, что и Япония хотела бы более тесно с нами сотрудничать.

Да и связи с Западом, учитывая нынешнюю политическую ситуацию, не разорвались.

Европейская космическая агентура имеет своё подразделение в нашем Звёздном городке, американские астронавты также у нас живут, имеют собственные квартиры, учат русский язык, готовятся к полётам.

Политика – не важна

- Иными словами, политические разногласия между Америкой и Россией – несущественно?

- Политика – это политика. Мы отмечаем дни рождения, другие праздники вместе. С европейскими партнёрами отношения вообще отличные. Нам действительно неважно, откуда ты – из Европы, Америки, откуда-то ещё. Двери открыты.

- Ещё раз о космосе – пять полётов. Не слишком ли много?

- Слишком мало...

- Какое чувство, когда из космоса возвращаетесь на Землю?

- Какое-то время кажется, что всё ещё там. Трудно привыкнуть.

Р.Станкявичюс - единственный литовский космонавт

В 1966 году окончил Черниговское ВВАУЛ.

Служил в строевых частях ВВС. Участник боевых действий в Египте с марта 1971 года по апрель 1972 года. Совершил 25 боевых вылетов. Был награжден орденом Красной Звезды (27.06.1972).

Инструктор в Центре боевого применения ВВС в городе Мары (Туркмения).С 1973 года — в запасе.

В 1975 году окончил Школу летчиков-испытателей.

С мая 1975 года — на испытательной работе в Летно-исследовательском институте в городе Жуковский Московской области.

Провел ряд испытательских работ на самолетах-истребителях по тематике института. Выполнил большое количество работ по устойчивости и управляемости самолетов, по двигателям и системам силовых установок, жизнеобеспечению и вооружению. Участвовал в испытаниях по выработке концепции самолета ближнего воздушного боя, можно говорить, что его работы по исследованию концепции ближнего воздушного боя подняли престиж ЛИИ, а всемирная слава самолетов МиГ-29 и Су-27 была подготовлена, в том числе и полетами Станкявичюса. Провел испытания МиГ-29 на штопор.

12 июля 1977 года был зачислен в первую группу советских космонавтов, готовившихся к полётам на космическом корабле многоразового использования «Буран».

В 1980 году окончил Центр подготовки космонавтов.

С 1980 — космонавт-испытатель Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей (ОКПКИ), заместитель начальника ОКПКИ с 1988 года.

В качестве второго пилота участвовал в первом полете «Бурана» на горизонтальных летных испытаниях (10.11.1985), его первой автоматической посадке (10.12.1986), и его первом полностью автоматическом полете (23.12.1986). Ряд полетов выполнил командиром «Бурана».

Совершил 14 полетов на аналоге БТС-02, включая и первую полностью автоматическую посадку 16 февраля 1987 года.

4 октября 1989 года присвоено почетное звание Заслуженный летчик-испытатель СССР.

Погиб 9 сентября 1990 года в катастрофе самолёта Су-27 во время показательного выступления на авиасалоне в Сальгареде (Италия), похоронен в Каунасе (Литва).

Владимир Джанибеков: важнейшие факты

В 1960г. поступил на физический факультет Ленинградского государственного университета, но через год, выдержав вступительные экзамены в Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков, стал курсантом.

По окончании училища в 1965 году, служил лётчиком-инструктором в ВВС СССР.
С 1970 года — в отряде космонавтов. Прошёл полный курс общекосмической подготовки и подготовки к космическим полётам на КК типа «Союз» и ОС типа «Салют».

Совершил пять космических полётов, все – в качестве командира, на кораблях “Союз -27”, “Союз- 39”, “Союз Т-6”, “Союз Т-12”, “Союз Т-13”.

В 1985г. принимал участие в операции по спасению космической станции “Салют-7”.

Общая продолжительность полётов — 145 суток 15 часов 58 минут 35 секунд. Общая продолжительность 2 выходов в открытый космос — 8 часов 34 минуты.

В 1986г. ушёл из космонавтики и занялся политикой.

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Владимир Джанибеков

По приглашению Международного медиа-клуба «Формат-А3» в Вильнюсе выступил легендарный летчик - космонавт, дважды Герой СССР Владимир Джанибеков. 20 мая он принял участие в публичной…… →

Фото
Видео
Статьи