События

"Мы перестали готовить умников, которые могут изобретать"

Галина Афанасьева, "Экспресс-неделя" Источник (ссылка откроется в новом окне)

Международный медиа-клуб "Формат-АЗ" организовал в Вильнюсе встречу с легендарным летчиком-космонавтом, дважды Героем Советского Союза Владимиром ДЖАНИБЕКОВЫМ.

Джанибекову принадлежит своеобразный мировой рекорд: 5 полетов в космос в качестве командира пилотируемого корабля. Во время своего пятого полета, совершенного в 1985 г. вместе с бортинженером Виктором Савиных, космонавтам удалось спасти орбитальную станцию "Салют-7", с которой была "Мы перестали готовить умников, которые могут изобретать"потеряна связь, устранить на ней поломку оборудования и вернуть к жизни. Это был самый сложный с технической точки зрения полет в истории мировой космонавтики. Станцию нужно было найти, произвести стыковку, осушить залитое водой внутреннее помещение модуля, наладить работу приборов и вернуть ее управляемость. На эти операции у космонавтов ушло 10 дней.

- Помимо уникальной операции по "оживлению" "Салюта" ваше имя связано с открытием в физике, получившим название "эффект Джанибекова". Что это за открытие?

- Мы разбирали на станции ящики с привезенным оборудованием, завинченные металлическими гайками с ушками. Одна из них, соскочив с резьбы, вращаясь, по инерции летела в невесомости на расстояние 40 см ушками вперед, потом сделала поворот на 180 град. и продолжала лететь ушками назад, затем через такое же расстояние повторила кувырок. И так продолжалось до тех пор, пока не уперлась в стенку. Я слепил из пластилина шарик, прикрепил к гайке и пустил его в свободное плавание. Он повторил те же движения. Я заснял этот полет на кинокамеру. Как объясняют ученые, этот эффект вызван колебаниями оси вращения при смещенном центре предмета малой массы на небольших скоростях, которые описывает квантовая физика.

- Но наша земля тоже в невесомости и тоже вращается. Не ждать ли нам от нее подобного кувырка?

- Думаю, пока можем спать спокойно. Центр тяжести земли более-менее уравновешен, а колебания оси вращения позволяют ей быть устойчивой, подобно волчку, который в невесомости не кувыркается.

- Какие ощущения вы испытывали, оказавшись первый раз в открытом космосе?

- Я много лет мечтал об этой минуте. Испытываешь только невероятную ответственность. Ведь столько людей работало на успех твоего полета! Первое чувство - неужели все экзамены позади? В четвертом полете, кажется, все уже знаешь. А в пятом и ЦУП не всегда слушаешь. В невесомости восход солнца над океаном отражается от воды, все залито золотым цветом. Вообще восходы и закаты так богаты красками и оттенками, что всякий раз кажется, будто это все происходит впервые и только для тебя.

- Во время полета со Светланой Савицкой и Игорем Волком в 1984 г. Светлана занималась в открытом космосе сваркой. Так было задумано?

- Светлана была девушкой очень решительной и настойчивой. Ей очень хотелось самой выполнить такой интересный эксперимент как первая в мире ручная сварка в открытом космосе. А я с фотокамерой делал снимки, стараясь при этом удержаться на месте, чтобы мотающийся кабель меня не перетягивал. Мой снимок Савицкой в космосе получил Гран-при на международной выставке фотоискусства в 1985 г. Правда, диплом мне вручили много лет спустя. Наши снимки не принято было подписывать своими фамилиями. Обычно сообщалось, что это фото ТАСС, без указания авторства.
 

- Вы хорошо знали Римантаса Станкявичюса, литовского космонавта-испытателя, который первым испытывал космический корабль многоразового пользования "Буран" и чья жизнь так трагически оборвалась?

- Римаса я очень хорошо знал. Он входил в группу летчиков-испытателей, работавших под командой Игоря Волка. Мы называли их "волчьей стаей". Он был замечательным человеком и высококлассным летчиком. Но мы были в разных командах. Я тоже готовился, правда, по другим программам, связанным с "Бураном". Римас трагически погиб в 1990-м в Италии на авиашоу. Во время выполнения вертикальной фигуры пилотажа на Су-27 он не вышел на расчетную высоту на ввод в петлю Нестерова и потерпел аварию. Вероятно, сыграли свою роль неблагоприятные факторы: он только что вернулся с авиашоу в США, к тому же вынужден был заменить в этом полете пилота первого состава, который не смог лететь. Для нас всех это была большая трагедия. Его очень любили. Проститься с ним пришли все жители Звездного городка. Его имя носит одна из улиц в Жуковском. Вообще, "волчью стаю" преследует рок. Почти все входившие в нее летчики-испытатели погибли при разных обстоятельствах.

- Вы летали с несколькими иностранными космонавтами. С кем-то поддерживаете связь? Как сложилась судьба этих космонавтов, летавших в космос на советских кораблях?

- Связь поддерживаю постоянно. Есть Международная ассоциация участников космических полетов, куда входят более 300 человек. Регулярно встречаемся, общаемся. А судьба космонавтов складывалась по-разному. Афганский космонавт вынужден был бежать из страны и сейчас живет в Германии. Дружу с венгерским и монгольским космонавтами. Монгол Гуррагча прекрасно справился со своими задачами бортинженера во время нашего полета. Он занимал на родине разные высокие должности. Сейчас возглавляет учебный центр в институте космических исследований при академии в Улан-Баторе. У него занимаются студенты не только из Монголии, но и из Южной Кореи, Японии.

- Сейчас много говорят о международных, прежде всего американских и китайских, проектах освоения Луны, Марса, Венеры. Готовится ли такие проекты в России?

- Такие проекты существуют, и мы рано или поздно приступим к освоению Луны и других планет, астероидов. Но для этого нужен мощный технический прорыв. Космическая деятельность России пока больше сосредоточена на околоземной орбите, где мы добились больших успехов. И это правильно. Нынешняя Международная космическая станция (МКС), результат совместной деятельности более десяти развитых промышленных стран, послужит еще минимум 15 лет. Но мне кажется, что за это время мы должны подготовить новую МКС, более отвечающую российским потребностям. Высота наклона орбиты нынешней МКС относительно экватора, проще говоря, широта, до которой долетает станция, составляет 51,6 град. Она никогда не пролетает севернее Курской, Воронежской областей, севернее Оренбурга, Алтая, Хабаровского края. Если запустить МКС с наклоном хотя бы в 65 град., мы получим уникальную возможность наблюдать за процессами, которые происходят на поверхности страны, которую не могут в полной мере предоставить спутники. Нам нужно лучше присмотреться к своей планете. Я участвовал в разработке программы международного экологического патруля, который мог бы передавать на Землю прогнозы о надвигающихся катаклизмах, об океанских течениях, которые начинают вести себя непредсказуемо, и многих других "приземленных", локальных проблемах. Нужно готовить космонавтов-экологов. Такие наработки у нас уже есть. К сожалению, пока эта программа свернута по ряду причин.

- Испытывают ли на себе космонавты воздействие радиации?

- Конечно испытывают. С этой проблемой связаны многие медицинские исследования, которые проводятся на орбите. Если говорить о своих ощущениях, то я, например, находясь на станции, записывал все свои действия, так как не мог полагаться на память. А еще по просьбе специалистов из Узбекистана, откуда я родом, прихватил с собой семена хлопка, которые высадил в специальных подставках. Многие всходы погибли, но несколько ростков осталось. Говорят, на земле они хорошо прижились, посевы такого хлопчатника вырастают на высоких стеблях, что позволяет убирать хлопок машинами, а главное, коробочки достигают в диаметре 78 мм. Кажется, это на сегодняшний день рекорд.

- Чем делают записи космонавты?

- Чаще всего используем фломастеры. Шариковые ручки не годятся, а карандаши ломаются. Кусочки грифеля будут потом летать по кабине, что очень опасно.

"Мы перестали готовить умников, которые могут изобретать"- На станции, наверное, мусор можно собрать.

- А что делать с мусором в космосе?

- Это действительно проблема. Сейчас на околоземной орбите вращаются порядка 40 тыс. объектов, продуктов деятельности человека. Не говоря о космических гостях в виде метеоритов. Это решаемая проблема, но нужны воля, совместный международный проект, чтобы запустить на орбиту мусоросборщик.

- Однажды вы поменяли вид транспорта и с космического корабля пересели на воздушный шар. Как это произошло?

- Совершенно случайно. В Роскосмос пришло письмо от американских коллег с предложением принять участие в кругосветном полете на воздушном шаре. Большого наплыва желающих не было, а мне очень захотелось попробовать. Проект, придуманный известным американским воздухоплавателем Ларри Ньюменом, назывался "Ветры Земли". Он меня очень заинтересовал. Кругосветный перелет на неуправляемом аэростате по логике казался вполне реализуемым. В нем была заложена идея использовать разнонаправленное движение ветров, существующих в верхних слоях атмосферы на разных высотах. Нужно было только подобрать соответствующие уровни полета, чтобы струи воздушных течений замыкались на нескольких "этажах". Аэростат состоял из двух шаров. В верхний закачивался жидкий гелий, а в нижний, балластный, воздух, который также имеет вес. Накачиваешь компрессором воздух - увеличиваешь балласт, и шар опускается. Это была гигантская конструкция (гелиевая оболочка достигала высоты 37-этажного дома) с гондолой для экипажа между шарами. Но мы не знали очень многих технических характеристик материалов и их физических свойств. Нам удалось пересечь границу штата, пролететь 2,5 км, после чего мы зацепились за скалу, и нижний шар лопнул. Моя кругосветка закончилась. Однако очень многие исследователи и энтузиасты не оставили эту идею и все ближе подходят к заветной цели.

- А какими проектами, связанными с космосом или авиацией, вы сейчас занимаетесь?

- Когда-то я оставил учебу на физтехе ленинградского университета ради аэродрома, а сегодня опять вернулся в квантовую физику и теоретическую механику. Вместе с группой ученых одного российского университета ищем источники энергии для двигателей, работающих не на керосине, не на солнечной или атомной энергии, а на других принципах. Пытаемся решить проблему, как черпать энергию из космоса. Вся вселенная пронизана парциальными волнами, представляющими собой поток частиц и являющимися основой структуры вещества материи. Если удастся их уловить и использовать их энергию, то мы сможем создать зарядные устройства для всего на свете, причем с неограниченным режимом работы. Формула есть, а вот гениальных мозгов нам пока не хватает.

- Еще одно ваше увлечение - живопись. Рисуете давно?

- С детства. А в Суворовском училище, которое я окончил в Ташкенте, очень серьезно относились к образованию кадетов. Считалось, что офицер должен уметь не только стрелять, но и танцевать, играть на музыкальных инструментах, рисовать. В художественной студии нас учили рисунку и ваянию выпускники студии имени Грекова. В училище была многоплановая подготовка, которая открывала дорогу как в военные, так и в гуманитарные, технические или художественные вузы. Так получилось, что когда я поступил в летное училище, то там быстро нашли применение моим способностям к рисованию, употребив их, в основном, на изготовление плакатов. Я много рисовал, набивал руку, но одновременно размышлял над тем, как возьмусь за портрет Юрия Гагарина. Толька в 1985-м, что называется, созрел и написал свою главную картину. Люблю рисовать пейзажи. А еще хочу сделать портреты некоторых летчиков-испытателей. Может, Игоря Волка. Я ими восхищался и восхищаюсь.

- Вы также готовили эскизы для почтовых марок?

- Это, можно сказать, явилось общественным поручением. Мы с моим приятелем художником Германом Комлевым должны были подготовить на всесоюзный конкурс, проводимый по заказу министерства связи, эскизы марок, посвященных разным этапам завоевания космоса. Наши с Германом рисунки победили. Всего было выпущено 15 марок по нашим эскизам. Причем одна международная, посвященная советско-французскому экипажу, где были изображены Иван с Марианной. Я потом проклял тот день, когда согласился на это. Дирекция конкурса обещала, что все, кто приобретет конверт с маркой, получат автограф. В итоге мне пришлось подписывать почти десяток тысяч конвертов. После этого я навсегда покончил с карьерой художника-марочника.

- Не кажется ли вам, что профессия космонавта потеряла прежний свой ореол и не так престижна у молодежи?

- Я бы так не сказал. У нас очень большой конкурс в Центре подготовки космонавтов. Причем приезжает много иностранцев - американцев, французов, немцев, которые учат русский язык, серьезно готовятся. Сейчас приходят люди, действительно "заряженные" на полет, со своими научными программами и исследованиями. Приходят не за минутной славой, а ради поставленной перед собой задачи. Впрочем, я очень хорошо отношусь и к космическим туристам, романтикам, влюбленным в небо.

- Почему в последнее время российскую космическую отрасль постигла целая череда неудач?

- Прежде всего влияет человеческий фактор. Зачем-то перекроили систему образования, превратив ее в упражнения по "угадайке". Двигатели и другие элементы наших ракетоносителей и кораблей доказали свою надежность. А брак допускается при сборке. Благодаря прямому указанию главного "перестройщика" страны мы закрыли программу "Буран-Энергия" и очень много других перспективных разработок. Мне жаль, что по настоянию партнеров утопили станцию "Мир", которая могла бы еще послужить. Формализация образования по европейским стандартам воспитывает в школе не исследователя, а грамотного потребителя. У него есть зачатки экономического образования. Он приходит в магазин и может оценить соотношение цены и качества товара. И так во всех областях образования и науки. Готовим потребителей. Умников, которые могут что-то изобрести, мы перестали готовить. Между прочим, если сейчас посмотреть по процентам, то умников, молодых талантливых ученых сегодня больше появляется в сельской местности. Видимо, там у ребят сильнее мотивация. Только сейчас в таких жизненно важных для страны сферах, как космическая, у нас начинают разбираться, что к чему, и выправлять положение.

- В США бизнесмены охотно вкладывают деньги в дерзкие космические проекты, добиваются технологического прорыва, и даже успешно конкурируют с государством. Взять, например, американца Илона Маска или британца Ричарда Бренсона. А в России?

- Разница между их миллиардерами и нашими олигархами состоит в том, что те заработали свои средства более или менее законно, а наши тупо приватизировали страну. В тех условиях для этого не нужно было большого ума. Поэтому они покупают себе за границей игрушки в виде спортивных клубов или замков. Это, а не космос, предел их мечтаний.

- Вы летали на орбите более 145 суток, провели в открытом космосе 8 с половиной часов. Заметили НЛО или другие признаки внеземных цивилизаций?

- Это был первый вопрос, который мне задал Георгий Гречко, когда прилетел в 1985 г. на "Союзе-14" к заработавшей станции "Салют-7". Я должен был его огорчить, что никаких НЛО не видел. Но я, как и он, верю, что космические пришельцы из других цивилизаций однажды появятся.

На снимках:

Виктор Савиных и Владимир Джанибеков на станции "Салют-7" ...

Литовский космонавт-испытатель Римантас Станкявичюс, который первым испытывал космический корабль многоразового пользования "Буран". В команду испытателей "Бурана" входил и Владимир Джанибеков.

Работы по спасению замерзшей станции "Салют-7".

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Владимир Джанибеков

По приглашению Международного медиа-клуба «Формат-А3» в Вильнюсе выступил легендарный летчик - космонавт, дважды Герой СССР Владимир Джанибеков. 20 мая он принял участие в публичной…… →

Фото
Видео
Статьи