События

Разыгрывать национальную, этническую карту – гибель для любого государства.

Наталья Силицкая, «НОВОСТИ дня». Источник (ссылка откроется в новом окне)

Так считает российский (и польский) философ и историк, политолог и публицист Александр Ципко, который посетил нашу страну на прошлой неделе по приглашению Международного медиа клуба «Формат А3».

Это уже не первый именитый гость клуба, который собирает полный зал заинтересованных, а главное неравнодушных кишиневских слушателей. Обремененный многочисленными регалиями и званиями, серьезными философскими и историческими трудами, наш гость считает себя простым одесситом, наследником интернационального пространства, где уважительно относились к представителю любого этноса. Наверное, поэтому патриотизм – основной властитель его дум и тема многочисленных трактатов.

На богом данной земле заброшенные сады

– Александр Сергеевич, давно были у нас? Что бросилось в глаза?

– Я бываю в Кишиневе с 1968 года. И приезжал четыре года назад. Тогда на меня произвели жуткое впечатление неухоженные яблоневые сады по дороге к Сорокам. Четыре километра неубранных садов… Я не экономист, но понимаю так: у вас прекрасная, богом данная страна. И главная ваша проблема – как использовать эту божественную землю, которая может накормить и свой народ, и другие. Как производить, куда экспортировать сельскохозяйственную продукцию. Европе это не очень нужно, как я понимаю, а России – нужно.

- Вы так сходу определили главную нашу проблему…

– Проблема большинства постсоветских республик, включая Россию, – это определиться в новом мире: обеспечить достойный уровень жизни людям, сохранить национальное достоинство, культуру, избежать деградации.

– Вы видите Молдову вместе с Россией?

– Я не занимался специально Молдавией. Для вас, конечно, главное – геополитический выбор, нахождение своего места на постсоветском пространстве. Ваши лидеры пока все время шарахаются то в одну, то в другую сторону. Я смотрю не с точки зрения русского или молдавского политика, а как человек. Даже как одессит. Мы же люди интернациональные.

 Как не скатиться в национализм

– Так называемые молдовенисты любят вспоминать, что Аккерман, который рядышком с Одессой, принадлежал Молдове когда-то. Так что вы наш человек.

– Аккерман. Надо хорошо знать историю. Там до молдавских князей были греки. Потом турки появились. И если бы не Россия, они бы там до сих пор находились. Не было бы ни Молдовы, ни Румынии, если бы не русские походы Суворова и Скобелева, которые освобождали Болгарию, а заодно и Румынию от турок. И у вас об этом, кстати, забывают. И, по-моему, проблема для нас всех одна. С одной стороны, сохранить национальное достоинство, возможности национального развития, раз уже распад случился и он необратим. И, с другой стороны, не терять голову, не скатиться в национализм. Этнический подход убивает государство!

– А как же вожделенная независимость без самоидентификации?

– Вот что не понимают в России: идея создания независимости связана с героизацией тех, кто боролся за нее… А с другой стороны, мы – наследие русского мира. Мы же все принадлежим старой России, ее осколки. Значительная часть Украины и моя Одесса, и ваша Бессарабия, и Приднестровье – это Новороссия. То, что возникло в рамках русского государства, русской культуры после Екатерининских времен. Мир с людьми одной ментальности, но разделенной сегодня новыми границами… Я как одессит, человек толерантный, уважаю вашу культуру, ваших лидеров. Но это наша общая беда.

Хватит мифов – как коммунистических, так и националистических

– Какая именно беда?

– Нет учёта своей собственной истории. Непонимание того, что все эти советские республики сложились в рамках старой России, как многонациональные республики. Того, что попытка выстроить на основе советских административных границ национальные государства с опорой лишь на этническую идентичность приведет к гибели. Это опасно для России. Опасно для вас. Вы уже почти потеряли Приднестровье. Это безумие 92-го года, когда Снегур вдруг решил объединяться с Румынией. Конечно, тогда интеллигенция была взвинчена. Советская система сдавливала национальные чувства. Отсюда весь этот национализм. Это была реакция на советское прошлое. И я понимаю, что у молдаван и румын один язык. Но Румыния формировалась в рамках одного пространства, Молдавия – другого. В Молдавии более миллиона русскоговорящих. Как это можно не учитывать? И не знаю, нужно ли самим молдаванам объединяться? У меня родственники в Бессарабии, и они рассказывали: молдаване для румын всегда были батраками, людьми второго сорта. Нужно ли вам такое счастье? Конечно, каждый имеет право на самоопределение, но тогда надо понимать и последствия своего выбора.

– Для вас не связаны поиски национальной идентичности с патриотизмом, с желанием построить крепкую государственность?

– Я патриот. Но хватит мифов. Сначала коммунистических, теперь националистических. Вы не можете построить крепкое государство без учета истории. Посмотрите, что в Эстонии, в Латвии… Что это за государства-калеки, где значительная часть населения не имеет гражданства?

– Но у нас все-таки здесь другая ситуация…

– У вас лучше, да. Учитывая уникальное положение страны, ресурсы и трудолюбивый молдавский народ… У меня, к слову, в Москве молдаване работают из Бельц, помогают по дому. Это уже близкие мне люди, я им доверяю, они уже мне как родственники.

– О, да у вас связи с нашей страной ближе, чем можно предположить!

– Да, да. Крови молдавско-румынской у меня нет. Но мы один мир, близкие люди. Но я вижу: с одной стороны патриотизм, и после распада Союза, естественно, неизбежное желание выстроить национальное государство, а с другой стороны – груз истории, от которого никуда не уйдешь. На мифах ничего не построишь.

– Очень хорошо можно строить на мифах. Советская пропагандистская машина это показала. Я читала дискуссию в Интернете, что настало время для России новые мифы создавать.

– Это ерунда. Новые мифы: Россия для русских или Москва – русский город? И чем кончится? Потеряем Северный Кавказ, потеряем Татарстан. Русские тоже с ума сходят: решили строить этническое русское государство, забыв, что это государство с самого начала было многонациональным. Что вся русская культура многонациональна. Тогда что, от Гоголя отказаться, раз он полуполяк-полуукраинец? От Пушкина, коль он эфиоп? От Достоевского, потому что он потомок литовских князей? Кому это нужно? Это безумие. Это племенное сознание, которое получит самые негативные последствия. Слава богу, ваши новые лидеры более гибкие. Хотя читал в газете, что Гимпу отдыхал в Румынии, потом поехал к Саакашвили, и так далее…

Лидеры и народ ответственны друг за друга

– А сама фигура Гимпу, Вам как?

– Я здесь гость, не имею права судить. Я говорю абстрактно: если руководители думают о сближении с Россией – в конце концов, ваша экономика зависит от России во многом, – то к чему эти антирусские демарши? Румыния, понятно, играет свою игру. И это такая же многонациональная империя, как и Польша, и Россия. Но в России не понимают, что после распада СССР каждое национальное государство смотрит на советскую историю с точки зрения судьбы своего этноса.

– Наш врио президента последователен, он борется с тоталитарным прошлым. Только почему-то коммунистический тоталитаризм и русский часто совпадают в сознании молдавских политических деятелей и прорумынской интеллигенции…

– Ту же глупость делают и в Прибалтике. Ну чем вы можете обвинить Путина или Медведева за тоталитарное прошлое? Посмотрите их сайты, они клеймят тоталитаризм более жестко, чем Ющенко. При чем здесь Россия? Коммунистический строй создавали, если серьезно, поляки, латыши и евреи. Те народы, которые были в царской России унижены. И это вина царского правительства, что оно ввело черту оседлости, не разрешало полякам занимать определенные должности. А кто был матрос Железняк? Украинец. А посмотрите руководство большевиков: Ленин, Дзержинский, Троцкий, Берия, Сталин. Этого тоже не понимают. Коммунизм и тоталитаризм вырос из русской истории, но творился всеми народами.

К тому же борьба с тоталитаризмом и построение нового государства, которое объединяет всех граждан и учитывает общее историческое прошлое, – это несколько разные вещи. Надо помнить, кто строил этот мир, культурно, исторически. Это миф, что вы можете вернуться в Молдову за 400 лет до турецкого завоевания… И миф, что тоталитаризм принадлежит русскому народу. А мифы могут существовать только на основе незнания и неграмотности.

Национальная идентичность и патриотизм

– А вы следили за событиями 7 апреля прошлого года? Как вы их оцениваете?

– Да, следил. На мой взгляд, это типичный противозаконный переворот. Эти погромы, поджоги… К сожалению, национальная интеллигенция, желая сохранить культуру, язык, лишена чувства трезвости, не учитывает геополитических реалий и мнения своего народа.

– Извечный вопрос: что делать сегодня?

– Я философ, а не политик. Главное мое ощущение как носителя русского имперского многонационального сознания, русского патриотизма: до сих пор не решена судьба постсоветского пространства. И дело не только в Приднестровье или Нагорном Карабахе. Не найдены приемлемые варианты поиска национальной идентичности, которая бы, с одной стороны учитывала национальное достоинство, историю страны, а с другой – этнические реалии, многонациональный характер бывших советских республик, которые создавались вместе русскими, украинскими, другими национальностями. Хотелось бы, чтобы современные политические лидеры это учитывали. И выбрали свой путь. Желаете в Румынию – забудьте о единой и неделимой Молдавии. Хотите сохранить целостность и государственность, решить проблему Приднестровья, то должны оставаться в хороших отношениях с Россией и быть в рамках русского мира. Ибо Приднестровье и Бессарабия – это часть южного русского мира. Как и Одесса, Ставрополье, Краснодар. Приднестровье никогда не было и в рамках новой независимости. Помните 91-й год, все эти референдумы? Уже тогда, до распада СССР, они вышли из состава Республики Молдовы.

– Так что ждет Молдову с точки зрения уроков истории?

– Это проблема вашего собственного выбора. Сейчас вы на пороге референдума. Какую вы судьбу себе выберете, не знаю. Но искренне желаю успеха всему молдавскому народу.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Александр ЦИПКО

В Кишинев по приглашению Международного медиа-клуба "Формат А-3" приезжал известный российский политолог, философ, публицист Александр Ципко. Его имя стало известно в разгар перестройки.…… →

Фото
Видео
Статьи