События

Prancūzų žurnalistas: žiniasklaidai reikia atgauti pasitikėjimą/Французский журналист: СМИ надо восстановить доверие

Valentinas Beržiūnas, "Kauno diena" Источник (ссылка откроется в новом окне)

 

Французский журналист и общественный деятель Димитри де Кошко признаёт, что доверие к средствам массовой информации слабеет. В чём причина этого явления? И возможно ли изменить создавшуюся ситуацию?

- Утверждаете, что доверия к СМИ в Европе всё меньше. Почему это происходит? Что мы, журналисты, делаем не так? И что должны сделать, что бы восстановить доверие?

- Журналисты должны обратить внимание на себя, на свою работу. Действительно ли мы придерживаемся наших профессиональных правил?

В первую очередь, распространение информации и коммуникация – это очень разные понятия. Информацию должны собрать, должны её найти, проверить, а уже тогда обнародовать. Коммуникация – это способ убедить людей поверить тому или иному факту. Иными словами, формировать общественное мнение. Это совершенно различные вещи, которые нередко склонны путать.

Говоря о сборе информации, её обработке, думаю, согласитесь, что делать это всё сложнее. Ведь должны информацию проверить, тщательно проанализировать, а на это обычно не хватает времени. К тому же, постоянно испытываем давление писать так, как пишут другие. Потому что, так быстрее, не возникает проблем, ведь думаешь так, как думают другие, выходит, ты прав, ведь другие – правы и т.д. Никто не хочет принимать на себя риски думать и писать по-другому.

Вот здесь и возникает проблема доверия. И люди вынуждены искать информацию в Интернете. К сожалению, в виртуальном пространстве никакие правила журналистики не существуют. Там можешь писать, что пожелаешь. Посмотрите, полно и экстремальных сообщений.

Наконец, журналисты постоянно рискуют стать участниками информационной войны. Мы пишем статьи, а людям сегодня доступны различные источники информации, в том числе и те, которые опровергают создаваемую нами версию. И автоматически наша работа дискредитируется.

- Упоминали, что существует резкие различия между формированием общественного мнения, так называемой коммуникацией и поиском, анализом и передачей информации. Мой вопрос таков – являются ли журналисты, в первую очередь, создателями общественного мнения, пытающимися убедить общество думать, скажем так, как нужно, или, всё же, предназначение прессы – передавать людям информацию, какова бы она не была, главное – объективность?

- Здесь необходимо уточнение. Вы пытаетесь убедить общество в том, во что сами верите или в том, чего от вас требует начальство, государство или ещё кто-то, а это уже пропаганда. С другой стороны, можно пробовать убедить общество в чём-то, но опираясь на различные источники или предоставляя альтернативный взгляд на эту же проблему. И это уже не будет только пропаганда.

Понимаете, в любом случае вы оказываете влияние на общественное мнение. Но если вам не доверяют, можете дождаться очень негативного результата.

Иными словами, как демократическому, гражданскому обществу, так и прозрачной рыночной экономике для существования необходима только проверенная информация, которой доверяют. Если ваша цель – создание не потребительского, а гражданского общества, проверенная информация необходима, как воздух.
Если журналист не думает о том, что пишет, не проверяет информацию, не ищет альтернативного мнения или его приуменьшает – возникает реальная опасность для нашей профессии.

Приведу пример. Одна очень солидная французская радиостанция, где часто выступают очень серьёзные люди, от инвесторов до министров, вела передачу о тех кораблях Мистраль. Не вдаваясь в геополитическую дискуссию, хочу заметить, что этот вопрос – в первую очередь экономическая проблема Франции. В той программе принимала участие женщина из Украины. Согласитесь, она вряд ли хорошо разбирается в экономике Франции, в военных кораблях и т.п. Но она высказалась достаточно резко: «Если русские получат эти корабли, они нападут на Украину». И всё.

Не рассматриваю, хорошо ли, плохо ли, что Франция отказалась продавать те корабли россиянам, но у меня, как француза, возникло много вопросов… Почему никто в той передаче не говорил, к примеру, о том, сколько будет стоить Франции отказ от контракта? Какой ущерб окажет нашей военной промышленности? Никто об этом не упомянул. Вам это не кажется странным?

Или вопрос мигрантов. Сейчас много пишут о страданиях этих людей. И, конечно, это – трагедия. Но никто не пишет, что мы, европейцы, можем этим людям предложить… Что они будут делать в Европе? Реальность такова, что эта проблема, как горячая картошка, которую одно государство перебрасывает другому. И если мы, журналисты, не пишем о реальной ситуации, кто может нам доверять?

И вот, если нам не доверяют, люди, естественно, ищут информацию в других источниках, обычно, в виртуальном пространстве. В Интернете можно найти всё. И в этом опасность. Ведь различные радикалы могут формировать общественное мнение.

- По Вашему мнению, что такое информационная война? Как её обозначить, как обнаружить?

- Один из симптомов такой войны, сказал бы, это запрет на трансляцию телевизионных каналов другой страны. Действительно, такие способы я никогда не поддерживал и поддерживать не буду. Считаю, что у людей достаточно мозгов самим решать, что они хотят смотреть, а что – нет. Во время СССР существовал такой взгляд, что люди должны смотреть только то, что велит власть. На это смотрю очень скептически.
Ещё одна вещь – в общественном пространстве не ведётся никаких серьёзных дискуссий. И это можно наблюдать даже во Франции. Не существует никакого альтернативного мнения. Постоянно говорится одно и то же, только другими словами.

Скажу, как я понимаю ту информационную войну.

Российская пропаганда пытается показать государственную мощь: сильную армию, которая в состоянии защитить людей, т. п. Это, по моему мнению, и есть типичная пропаганда, предназначенная для внутреннего потребления. Это – блеф. Не знаю, тотальный ли, но блеф. Почему? Посмотрим на военный бюджет. Какая разница в военном бюджете России и США? Очевидно, что никакого приоритета не существует. Американцы, без сомнения, знают, что они не могут занять Россию. Они могут оказать большой ущерб русским, однако не могут захватить всю страну. Но не потому, что российская армия сильная, а потому, что Россия слишком большая.

Российское правительство этот факт преподносит народу, как «мы сильные, мы сможем защититься даже и от Америки». И такая пропаганда, очевидно, превосходно действует.

Что происходит дальше? Западная пресса подхватила эту российскую пропаганду, которая, как уже говорил, ориентирована на внутренний рынок, и говорит: «Вот смотрите, какие русские сильные… Они на нас нападут». Зачем это нужно? Что бы оправдать расходы на вооружение. И уже правительство России использует это, говоря обществу: «Вот видите, Запад вооружается. Мы были правы».
Заколдованный круг… И эти игры всё продолжаются. И в них мы, журналисты, играем. А это очень опасно для людей нашего ремесла. Кстати, аналогичная ситуация была во времена холодной войны.

Лично я очень опасаюсь, что мы снова возвращаемся в те времена. Даже сказал бы, что это больше похоже на ситуацию, сложившуюся в Европе перед Первой Мировой войной. И это меня очень пугает.

Биография Д. де Кошко

Родился в 1951 году в Париже. Учился во французской школе и лицее, закончил факультет филологии в Сорбоне ( отделение русско-французской лингвистики), институт Политических наук. Позже более 30 лет работал в агентстве ( L Agence France-Presse), журналист по вопросам экономики, специальный корреспондент в Пакистане, Югославии, Ливане, других странах. В настоящее время сотрудничает с различными СМИ, занимается общественной деятельностью.

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Дмитрий де Кошко

По приглашению Международного медиаклуба «Формат-А3» в Вильнюсе выступил французский журналист и общественный деятель, ветеран информационного агентства AFP (L’Agence France-Presse)…… →

Фото
Видео
Статьи