События

Елена Цыплакова: О вечных ценностях в кино и в жизни…

Автор Елена Чайковская, "Труд в Молдове"

Елена Цыплакова, известная российская актриса, последний раз была в Молдове более 20 лет назад, на премьере своего режиссерского дебюта – фильма «Камышовый рай». На этот раз Елена Октябревна приехала в Кишинев по приглашению Международного медиа-клуба «Format А-3», чтобы принять участие в публичной встрече, на которую были приглашены журналисты, театральные критики, актеры и режиссеры, студенты театральных вузов, а также все поклонники ее таланта. Корреспондент «Труд в Молдове» тоже не упустил возможности побывать на встрече с популярной актрисой и режиссером.
 

Елену Цыплакову знают и помнят, в первую очередь, по ярким актерским работам. Совсем юной она блестяще сыграла главных героинь в фильмах Динары Асановой «Не болит голова у дятла» и «Ключ без права передачи». Но «проснулась знаменитой» уже после роли несгибаемой Зоси из «Школьного вальса». Картина про необходимость выбора не просто вызвала огромный резонанс в обществе и советской прессе - она стала культовой для целого поколения молодежи 80-х годов.

- Вначале картину положили на полку, - рассказала актриса, - директора школ за голову хватались: «Да вы что, у нас сейчас все десятиклассницы рожать начнут…», но потом на каких-то высоких «комсомольских уровнях» было решено выпустить картину на большой экран.

По признанию Цыплаковой, в год выхода картины она получила огромное количество писем от девушек-сверстниц, которые попали в такую же ситуацию, как и ее героиня. И, по сути, благодаря фильму, не отказались от материнства. «Так что я – крестная мама этих рожденных детишек…», - шутит Цыплакова.

После были другие яркие образы в популярнейших кинокартинах - «Мы из джаза», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Адам женится на Еве», «Счастливая Женька», «Гардемарины, вперед!» и многие другие. Но на пике популярности, после ее гастролей по Африке, в 1985 году Елену Цыплакову настигла внезапная болезнь. В жизни актрисы произошел перелом. Она пересмотрела свое отношение к религии после того, как смогла «выкарабкаться» из тяжелой болезни.

- В 36 лет я пришла к истинной вере, - признается Цыплакова, - и с этого момента стала тщательно отбирать роли в кино. Для меня было важно сняться в фильме про войну к 70-летию Победы (речь идет о фильме «Цель вижу» режиссера Е.Сокурова, снятого в 2013 году – прим. «Труд в Молдове»). Это картина о женщинах-снайперах на войне. Я сыграла суровую роль руководительницы курсантской школы снайперов - полковника Алдонину. На съемку принесли муляж ордена Красной Звезды, который носит героиня. Но я решила отдать дань памяти своему папе-фронтовику. И снималась с его настоящим орденом. Отец получил свой орден в 19 лет, а в 20 вернулся с войны инвалидом. Мои родственники воевали все. И съемки в «Цель вижу» - дань памяти и акт низкого поклона воевавшему поколению с моей стороны ….

Сегодня Цыплакова больше известна как режиссер. Ее дебютная работа в полнометражном кино «Камышовый рай» (1989 г.) была высоко оценена и кинокритиками, и зрителями. За эту картину в 1990 году Елена Цыплакова получила приз как лучший режиссер-дебютант на кинофестивале в Сан-Себастьяне.

- Кстати, в этом фильме у меня снимался ваш земляк - молдавский актер Ванечка Аракелов, по-вашему, Ион. Позже, в 1992 году, я пригласила его и для работы в картине «На тебя уповаю». Это лента о брошенных детях не попала в широкий прокат, она четыре года пролежала на полке, пока не получила Гран-при, сейчас ее иногда «крутят» на российских каналах.

Существовать в этом времени трудно

У каждого из присутствовавших накопилось много интересных вопросов к актрисе. Отвечая на них, Елена Октябревна раскрывалась с совершенно неожиданных сторон.

- Где вам интереснее: стоять за камерой или перед ней?

- Это несопоставимые вещи. Но сегодня для меня режиссура гораздо интереснее, хотя это, помимо прочего, очень тяжелая физическая работа. Представьте: раньше дневная норма экранного времени была 4 минуты, а теперь режиссеру сериала за день необходимо отснять 28 минут. Нагрузка чудовищная! Конечно, и актерам приходится тяжело. Например, когда мы готовились съемки фильма «Мы из джаза», то нам с Панкратовым-Черным и Скляром пришлось 3 месяца бить чечетку…

- Собственный актерский опыт помогает вам в работе с актерами?

- Конечно. Я – актерский режиссер. И считаю, что каждый человек на площадке важен, поэтому стараюсь слышать всех, но выбираю то, что считаю нужным. Ведь под проектом стоит моя фамилия.

- За свою карьеру вам приходилось близко соприкасаться со многими яркими людьми. Чьи уроки для вас особенно дороги?

- Динары Асановой. Потрясающий режиссер и человеческая личность. Во время работы с ней было непросто, по ходу дела она все время импровизировала, но всегда «шла от человека», его психологии. Не могу не упомянуть Льва Кулиджанова – во ВГИКЕ я училась у него актерскому мастерству, снималась в его фильме «Карл Маркс», и эта работа – новая веха в моей актерской биографии. Безусловно, огромное значение в моей жизни сыграли Александр Алов и Владимир Наумов. Им я обязана своим режиссерским образованием, во ВГИКЕ я училась на курсе, который они вели.

- Как вы относитесь к творчеству режиссера Андрея Звягинцева? О его «Левиафане» спорят до сих пор…

- Яркий режиссер, безусловно, он - профессионал. Я не являюсь его поклонницей, но смотрю с интересом. Очень нравится фильм «Елена». Но я не люблю, когда с экрана звучит нецензурная лексика. Считаю, что можно обойтись без этого.

- Чего на ваш взгляд не хватает сегодняшнему российскому кино?

- Душевности, искренности и откровения. Не хватает четкого разграничения добра и зла. Ведь искусство, это не отображенная, а преображенная действительность… Искусство может быть полезным, если творческие люди стараются помочь другим разобраться в том, что есть добро и что есть зло. Главное – осознавать, что закладываешь в фильм, в роль. Можно заложить любование злом, оправдание его, а можно приобщить к добру, приблизить к Богу. Например, после выхода на экран сериала «Семейные тайны», где человеческие поступки рассматриваются с точки зрения десяти заповедей, моя знакомая - адвокат, рассказывала, что многие ее «подопечные», судившиеся с родными из-за наследства, забирали свои иски, предпочитая сохранить добрые отношения с близкими людьми. Да что там, у меня на площадке даже матом никто не ругается, хотя в киношной среде – это норма, многие даже курить бросили.

- Для вас очень важно, чтобы кино давало духовную пищу для человека, но конъюнктуру диктует рынок. Трудно ли сегодня быть российским режиссером?

- Быть – всегда трудно. Сегодня все и всё пытаются валить на политику. А политика - это тоже плод отдельных конкретных людей. Есть только твой собственный нравственный выбор сегодня. Надо просто понимать, что человек за каждый свой поступок на небесах ответит. Что же касается режиссуры… Очень сложный вопрос, потому что у нас сегодня все решает продюсер. Я предложила один проект, мне сказали, что это неформат. Даже анекдот такой есть. Умирает продюсер и подходит к вратам рая, а ангел его отправляет в ад: «Вы для нас – неформат». Нельзя считать других глупее себя! Моя подруга рассказывала как-то случай, который достаточно показателен. Они готовили документальные сюжеты об интересных людях, с яркой судьбой, а продюсер ей говорит: «Что вы мне несете ерунду?! Мне нужен материал для быдла из спальных районов!». Вот так. К сожалению, принцип, кто платит, тот заказывает музыку, действует. И профессия режиссера сегодня нивелирована, потому что, подписывая договор, ты сразу отказываешься от всех прав. Ты только можешь снять свою фамилию с титров. Нужно находить для себя внутренние резервы, чтобы существовать в этом времени.

- Самое яркое кинематографическое впечатление за последнее время… Какой фильм рекомендовали бы к просмотру?

- Документальную картину Усмана Сапарова «В поисках лебедя». На просмотре я плакала. В фильме рассказывается о многодетной деревне Шапы в Смоленской области. Полсотни приемных детей из двухсот жителей. Здесь и своих, и чужих любят одинаково, по-матерински, по-отцовски – по-семейному… В последнее время снимается много хорошего кино, которое не попадает на большой экран, но его можно найти в интернете. Советую зайти на сайт фестиваля «Сталкер», там можно найти много интересного.

***

«Под занавес» встречи с режиссером, кишиневских поклонников ее таланта ждал приятный сюрприз. На этот раз Елена Цыплакова привезла свой режиссерский дебют в театре – видеоверсию спектакля, который она поставила в Норильском театре драмы и комедии по пьесе Александра Володина «Мать Иисуса». Действие происходит в Израиле, на следующий день после распятия Христа и до его воскрешения. На многих картина произвела такое глубокое впечатление, что они не стеснялись слез…

Наша справка:

Елена Цыплакова родилась13 ноября 1958 года в Ленинграде, в семье художников-графиков. С детских лет активно занималась фигурным катанием, плаванием, пятиборьем. Будучи школьницей, начала сниматься в кино. В 1978 году закончила актерский факультет Государственного института театрального искусства им. А.В.Луначарского.

В 1979 окончила актерский факультет ВГИК (мастерская Л.Кулиджанова и Т.Лиозновой). Работала в Малом театре (1979-1981). Закончила режиссерский факультет ВГИКа (мастерская А.Алова и В.Наумова). В 1970-1980-х годах сыграла более сорока ролей в кино. В 1996 году получила звание Заслуженной артистки РФ. В апреле 2013-го Елене Октябревне присвоено звание Народной артистки России.

После режиссерского дебюта в фильме «Гражданин убегающий» (1988) Карен Шахназаров пригласил Елену Цыплакову в свое творческое объединение «Старт». Там в 1989 году она сняла свою первую полнометражную картину - «Камышовый рай», которая удостоилась приза за режиссуру на МКФ в Сан-Себастьяне (1990). Декан факультета кино и ТВ Академии Натальи Нестеровой.

Телевизионные сериалы, снятые режиссером Цыплаковой для российских телеканалов - «Семейные тайны», «Женщина без прошлого», «Кармелита», «Пока станица спит», «Чужое гнездо» - не сходят с экранов и неизменно набирают хорошие рейтинги у зрителей.

Комментарии

26.01.2024, 20:26 etodin sin efectos indeseables en Quito
Very nice post. I just stumbled upon your blog and wanted to say that I have really enjoyed browsing your blog posts.

In any case I'll be subscribing to your rss feed and I hope you write again soon!
15.02.2024, 03:46 cerca indicazioni per l'acquisto di nizoral a Milano, Italiar
With thanks for sharing this cool webpage. <a href=http://barun-dental.co.kr/v2/bbs/board.php?bo_table=free&wr_id=62811>cialis 10 mg para pedir en línea</a>
27.03.2024, 11:13 күн су ауа біздің достарымыз балабақшада ойын сауық
Hi friends, good post and pleasant urging commented
at this place, I am actually enjoying by these.
06.04.2024, 02:53 Obtenez votre neurontin sans délai
First off I want to say superb blog! I had a quick question in which I'd like to ask if you
don't mind. I was curious to find out how you
center yourself and clear your head prior to writing.
I have had difficulty clearing my mind in getting my ideas out.
I truly do take pleasure in writing however it just seems like the first 10 to 15 minutes are usually wasted simply just trying to
figure out how to begin. Any recommendations or hints? Appreciate it!
11.04.2024, 20:55 aankoop van erythromycin in Europa
Nice post. I was checking constantly this blog and I'm inspired!
Very useful information particularly the remaining section :)
I maintain such information much. I used to be looking for this certain information for a very
lengthy time. Thanks and best of luck.
17.04.2024, 12:52 comprar zitrol en Bélgica sin receta médica
Now I am ready to do my breakfast, later than having my breakfast coming over again to read additional news.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Елена Цыплакова

По приглашению клуба в столицу Республики Молдова приехала известная российская актриса и режиссер Елена Цыплакова. На встречу с Еленой Октябревной 1-го сентября собрались те, кто помнят ее яркие…… →

Фото
Видео
Статьи