События
ДМИТРИЙ ШАХОВСКОЙ, ДМИТРИЙ ДЕ КОШКО: «ОСТАТЬСЯ РУССКИМ: ОПЫТ ПОТОМКОВ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ»Представители русской диаспоры Франции приезжали в Крым для участия в конференции «Исход», посвященной 95-летию исхода Русской армии, флота и гражданских беженцев из Севастополя и Крыма. Предыстория такова: офицеры со своими семьями в конце 1920 года в силу сложившихся обстоятельств вынужденно на пароходах покинули Крым и Севастополь. Русские эмигранты осели в странах Азии, северной Африки, Европы, одна из многочисленных групп эмигрантов была принята Францией. «Эмигранты первой волны - это маленькое меньшинство в масштабах одной страны. Возвращение Крыма и Севастополя в состав России является естественным и логичным событием для всех представителей и потомков первой волны русской эмиграции», - сказал во время пресс-конференции профессор университета Ренни, доктор историко-филологических наук, князь ДМИТРИЙ ШАХОВСКОЙ. О том, как приняла Франция эмигрантов, чем они живут в стране сейчас и почему их дети возвращаются на историческую родину, рассказали во время пресс-конференции ДМИТРИЙ ШАХОВСКОЙ и французский журналист, общественный деятель, председатель Координационного совета российских соотечественников во Франции ДМИТРИЙ де КОШКО. ДМИТРИЙ ШАХОВСКОЙ, более старший представитель поколения эмигрантов, родившийся в 1934 году, по его признанию, воспитывался скорее в военной среде, чем русской. - Это было кадетское воспитание: поднимался русский флаг, пели военные песни, в том числе «Боже царя храни», чеканили шаг, отмечали дни русской культуры, - рассказывает он. Но именно благодаря этому тесному кругу общения семьям офицеров удалось сохранить свою русскую культуру. - Когда я начал ходить во французскую школу, у меня было полное осознание, что я русский. Меня обзывали грязным русским. Знаете, это помогает. Я себя ощущал не грязным, но вполне русским – это точно. Мой отец выходец из Российской империи и никогда от этого не отказывался. Перед поступлением в университет, ДМИТРИЯ ШАХОВСКОГО объявили французом. Это имело определенное юридическое значение. - Когда вас объявляют - это значит, что вы не выбирали гражданство, а таким родились. Это значительно расширяло права, - говорит он, являясь в настоящее время гражданином двух стран – России и Франции. - Вопрос гражданства - это больной вопрос, кто из нас принял русское гражданство? Мы не отказывались от нашего первого гражданства. Нас лишили прав. Я считаю, что нам просто эти права вернули. Вопрос о воспитании не стоит во Франции. Воспитывать детей можно в любом духе. - Ту Францию, в которой родился, учился и работал, я люблю. Но это не помешало мне воспитать своих детей русскими. С другой стороны, рождение во Франции, получение там образования, обязывает быть благодарным. Как доктор историко-филологических наук, ДМИТРИЙ ШАХОВСКОЙ в своих работах придерживается взглядов профессора Платонова и фактов, изложенных в «История России» Е.Ф. Шмурло. В книге Шмурло подчеркнуты те законы, которые являются социальными, они были первыми в Европе. Например, в системе здравоохранения, ограничения в работе женщин и детей, создания безвозмездного крестьянского банка в помощь крестьянам. То есть те права, о которых еще не говорили на Западе в 1921-1925 гг. - Когда встал опрос, а как преподавать историю сейчас, могу ответить так: надо давать нормальную естественную основу, которая есть в этих двух книгах. А что дальше? Это сложнее, но к этому нужно подходить трезво. Для начала прочистить собственные мозги и иметь чувство покаяния, как у семилетнего ребенка, которого ведут в православную церковь со словами: «Покаяние отверзи мне дверь». Покаяние также должно действовать и с нами. Оно поможет стать на ноги. ДМИТРИЙ де КОШКО: - Французы разные, как и русские. В общей атмосфере, которая существует по отношению к России, хочется отметить определенного рода любовь и интерес к русским, их культуре и литературе. В СМИ разрабатывается русофобия. Телевидение и основные газеты практикуют пиар, вместо подачи информации. К сожалению, по отношению к России идет только коммуникация, т.е. журналист под разными давлениями пишет, уже зная заранее, что он напишет. Теория такова: знания даются через образование и культуру, информация получается человеком, основываясь на образовании, а, не заменяя его. Третье понятие – пиар, коммуникация, пропаганда, реклама. Когда журналисты смешивают или заменяют информацию чем-либо из третьего понятия, они вдаются в крайности, тогда перо превращается в пушку или абсурд. К примеру, накануне Первой Мировой писали, что немецкие пули не убивают. Из-за этого доверие к профессии журналиста сильно падает. Чтобы сохранить эту профессию возникла необходимость работать по определенным правилам. - Общество имеет необходимость получать грамотно сбалансированную информацию. Это важно в первую очередь для функционирования рыночной экономики – вы не знаете куда инвестировать, не обладая правдоподобной информацией. Коммуникативная информация приводит к необратимым процессам - люди поворачиваются к интернету. Там они находят и то, что надо, и что угодно другое. Это может быть и правда и клевета. И все это из-за того, что рушится доверие к крупным СМИ, - говорит он. По-настоящему журналист, берясь за перо, не знает, что получится – сначала ищет информацию, а потом приносит сбалансированную достоверную новость из источника, которому можно доверять. - Справедливой информации сейчас нет ни в экономической, ни в политической сфере. Это правило нарушается и по отношению к России, и по отношению к институтам Евросоюза тоже. Хочу подчеркнуть, что по отношению к России это доходит просто до карикатуры. Этот прием срабатывает в формировании общественного мнения, особенно в слоях полуинтеллигенции больших городов, в том числе Парижа. - Это не имеет последствий подобных тем, которые в США, где в случае конфликта, с учетом того, что вооружен каждый второй, могут убить только за то, что ты, к примеру, русский, не вдаваясь в детали самого конфликта. В нашей эмиграции вопрос стоит не так - есть разница между антисоветской пропагандой и антирусской. Не вся русская эмиграция положительно восприняла возвращение Крыма в Россию. - Есть и во Франции этнический русский, известный своими трудами о Достоевском, который в поддержку политики страны, целую книгу написал против России. Такие есть. Но их меньшинство. Если бы и нам позволяли так выражаться. Но нам так не позволяют. Российского гражданства ДМИТРИЙ де КОШКО не имеет. - Я родился французом. Чтобы получить российское гражданство, согласно существующим законам, я должен отречься от французского. Я символично не хочу от него отрекаться. Я благодарен Франции за то, что нас приютили, дали работу, образование. За то, что я живу в этой стране. У меня семья можно сказать французская. В Париже много крымских названий: бульвар Севастополя, площадь Альма, пригород Малахов и Крым знают как название. - Более-менее французы знают о Крыме, некоторые даже где он находится. В противовес семье ДМИТРИЯ де КОШКО, дети ДМИТРИЯ ШАХОВСКОГО живут в России. Правда, в Крым они не вернулись. - Мой старший сын живет и работает в Петербурге, женился, у него двое детей. Он никогда больше не вернётся во Францию, будет заезжать. И ему это очень приятно – у него такие сладкие воспоминания детства, - говорит он. - У младшего была одна мечта - работать во Франции, а отдыхать в Крыму или России, но случилось наоборот. Получив высшее образование, он искал работу три года подряд и не нашёл, а когда приехал в Москву, через месяц нашёл работу. У младшего может все также сложиться. Они себя ощутили глубоко русскими и их жизнь в России. Оба представителя русской диаспоры Франции говорили на прекрасном русском, но на вопрос, какой они национальности за двоих ДМИТРИЙ де КОШКО уклончиво ответил, что для русских – французы, для французов – русские. На вопрос, на каком языке думает, он сказал также уклончиво: «Смотря о чем». Не стали прогнозировать, чтобы хотели увидеть в Крыму через пять лет, и вопрос ведущей Формата А-3 АЛЛЫ ШУЛЬГИНОЙ перевели в шутку, ответив, что хотели бы видеть ее. Вот такие они, русские французы или французские русские. |
|
|||||
|
Комментарии
Ваш комментарий