События

Юрий Батурин: "В космосе я Бога не видел, но..."

Андрей Татарчук, интернет-портал baltnews.lv Источник (ссылка откроется в новом окне)

"При спуске с орбиты на Землю металл иллюминаторов капсулы сначала раскаляется докрасна, а потом белеет - страшное дело. Но космос все равно не ад. Хотя и не рай также", - говорит российский космонавт Юрий Батурин. Портал BaltNews.lv вместе с ним проследовал ad astra. Ведь куда еще стремиться, если не к звездам?

Встречу с Юрием Михайловичем Батуриным рижанам подарил латвийский дискуссионный клуб "Kultūras līnija" — и возможно, это самый интересный собеседник в истории клуба.

Советник Бориса Ельцина по правовым вопросам, а с 1994 года — и по национальной безопасности, секретарь Совета обороны России, помощник президента России, член Военсовета Военно-космических сил, профессор астрофизики, действительный государственный советник РФ 1 класса, автор полутора десятков книг, юрист и наш коллега-журналист… а главное — человек, наблюдавший Землю в иллюминаторы станции МКС-2. Сегодня в свои 66 лет он неизменно спокоен, вежлив и собран. Таких, наверное, только и берут в космонавты.

Орбита судьбы и жизни

Уйдя в 1997 году из кремлевской политики, уже в 1998 году Юрий Батурин на ракете Союз ТМ-27 совершил первый полет на орбитальную станцию "Мир". Порядковый номер в мире 385, номер 90 в СССР и РФ. Второй космический полет он выполнил в качестве бортинженера космического корабля Союз ТМ-32/Союз ТМ-31 и Международной космической станции вместе с Талгатом Мусабаевым и американским космотуристом Деннисом Тито.

28 сентября 2001 года за мужество и героизм, проявленные при осуществлении этого полета, указом президента России Владимира Путина он был удостоен звания Герой России, а за первый полет был награжден на закате ельцинского срока Орденом Мужества.

Суммарное время полета: 19 суток 17 часов 45 минут 41 секунда

— Битвы за космос в мире нет — разные страны достаточно планомерно ведут освоение космоса. Другое дело, что сегодня Россия действительно обладает надежными космическими кораблями типа "Союз" и грузовиками типа "Прогресс", но существуют уже грузовые корабли Европейского космического агенства ЕАК, японские космические грузовики.

Их можно обратить в пилотируемые корабли. В США разрабатываются еще два вида кораблей — для ближнего космоса и для дальнего. Это может лишить Россию роли оператора мировой космической логистики, когда в итоге "Союзы" станут никому не нужны.

Я этого не опасаюсь, это очевидно. Мы в России не вкладывали средств в развитие, мы просто получали и тратили деньги американцев за доставку на орбиту людей и грузов и делали корабли старого типа, а они проектировали челноки нового типа.

Несколько лет назад стало ясно, что когда NASA и EAK построят свои корабли, Россия как монополист уйдет со сцены. Что делать? Это как в велогонке "Tour de France", лидеры меняются, в потоке воздуха за ним идут другие гонщики, пока снова не сменится ведущий. Но космос — это не гонка, там впереди нет финишной ленты. Это непрерывный процесс освоения космического пространства, и одной страной эту задачу не решить.

Здесь, на Земле — гравитация, благодаря которой мы знаем, что такое вертикаль. А там, наверху, нет верха и низа — ты можешь спать на потолке или на на стене. Это новое измерение приводит к тому, что тебе надо уметь по-другому работать, есть, спать. В невесомости надо учиться фиксироваться — это делается, например, большим пальцем ноги.

Там нельзя упускать капли воды и крошки — они будут летать внутри станции и могут попасть в дыхательные пути твоему товарищу. Ты начинаешь понимать, что ты не должен упустить ни одну из многочисленных деталей в укладке.

Что самое страшное на МКС? Тишина. Которая означает отключение электропитания. В условиях невесомости вентиляторы разгоняют углекислый газ от вашего дыхания. Если этого не делать, двуокись углерода скапливается вокруг головы в шар и человек задыхается, вдыхая ее.

Нештатные ситуации бывают у каждого экипажа, их изучают во время предполетной подготовки. Есть книга в красной обложке, которая так и называется: расчетные нештатные ситуации. Это то, что случалось с твоими предшественниками, и все анализируется для нахождения идеального алгоритма выхода из ситуаций.

Звезды и тернии

— Есть нерасчетные ситуации, которые всегда случаются с кем-то в первый раз. Когда я возвращался из первого полета, была потеряна связь с Землей. Это довольно опасно: ЦУП должен дать установки, которые мы должны заложить в бортовой компьютер для определения оптимального тормозного пути. Связи не было ни по основной, ни по дублирующей линиям.

Через виток мы должны были идти на посадку — и связь восстановилась! Владимир Соловьев из ЦУП сказал: не волнуйтесь, сейчас мы перезаложим вам данные траектории приземления. На Земле уже выяснилось, что связь прервалась, потому что одного из подрядчиков ЦУП отключили от подачи электроэнергии за неуплату.

Если вы заболеете на Земле, вашу работу выполнят другие — это не фатально, на планете живет больше 6 млрд людей. А на космической станции вас всего шестеро. Это то же самое, что если бы одновременно миллиард людей из числа земного населения не вышел на работу. В космосе болеть нельзя, а перепад температур там между модулями составляет 203 градуса, и это при снижающемся иммунитете.

Космос — агрессивная среда. Из костей вымывается кальций, кровь приливает в голову. На фотоснимках космонавтов вы видите у всех чуть одутловатые лица. Это не потому, что они там отъелись — их лица, головы набухли кровью. Здоровье снижается и полностью восстановить его после полета невозможно. А предполетная подготовка?

Когда вас сажают в центрифугу и покрутят несколько минут при восьми "g" (ускорение силы тяжести MC2), у вас может лопнуть кровеносный сосуд в головном мозге. После инсульта вы не только в космос не полетите, весь остаток жизни можете провести в инвалидной каталке.

На Байконур

— Когда космонавты едут до старта на Байконуре, а путь неблизкий, ехать не меньше часа, по традиции показывают фильм группы психологической поддержки. Каждый космонавт знает, что это фильм будет, но не знает, что покажут.

Родные, близкие, теплые слова, что-то еще. Когда мы ехали на мой первый старт и дошла очередь до меня, ко мне обратилась мама: "Юра, я провожаю тебя в космос как твоего папу на войну — и не отпустить нельзя, и отпустить страшно". Потом и дочка моя сказала, и брат. А потом им показали старт ракеты и они сказали: ты любишь Высоцкого, и песня его тебе в подарок: "корабли постоят и ложатся на курс…"

Эта песня о море, Высоцкий и не думал о космосе, ее сочиняя. Мне показалось это неудачным выбором: какие корабли? Но потом, еще часа через три, когда ракета чуть приподнималась, качаясь, и вдруг выпрямилась и легла на курс, слова песни совпали с ощущением идеально.

Самое прекрасное, конечно, это наша Земля. На Солнце смотреть трудно, больно и в общем-то, не надо. Луна с орбиты не выглядит такой большой и красивой, как с Земли — никакой рефракции, она маленькая и невзрачная. А Земля огромная и очень красивая.

Ты видишь три основных цвета космоса — черный, это сам космос, белый — это облака, где можно увидеть много сюжетов и картин начиная с тропических ураганов и заканчивая наброском к картине Леонадро да Винчи "Всемирный потоп". И синий — цвет океана. Смотришь на эту синеву и удивляешься: Землю надо бы назвать Планета Вода.

В районе границы США и Канады начинается океан, до этого ты пересекаешь Америку минут за 15, и дальше снова океаны. Если не пролетаешь Австралию и в атмосфере нет облаков, все только синее. Ну а сочетания оттенков земной суши: красный, зеленый, желтый — не передаются фотографией и на видео.

Пиксели не передадут всю сочность палитры, видео тоже — это только глазу доступно. В космос должен летать художник. Алексей Леонов летал, но у него был короткий полет и он не успел даже смешать краски, чтобы показать, как прекрасна наша Земля из космоса.

Бесконечное одиночество

— Космос никогда не станет домашней средой обитания для землян, что возможно только в героической фантастике. Если там будут рождаться дети, у них будет всего несколько процентов на выживаемость. Научные эксперименты с котятами, щенками перепелками показывали, что животные в более чем 90% случаев после рождения в невесомости умирают. Не выдерживают скелет, сердце, сосуды.

Женщины не будут рожать на космических станциях даже в эпоху космической экспансии за пределами Марса, что произойдет очень нескоро. И когда будут проведены эксперименты по рождению детей в космосе, неизвестно.

Высоцкий, творчество которого я очень люблю, пел: "в космосе страшней, чем в Дантовом аду — он у меня впереди". Эту шуточную песню он поет от лица своего лирического героя. Конечно, если говорить серьезно, нужно иметь для сравнения две среды — мирскую жизнь на Земле и опыт пребывания в аду.

Нет, в космосе не страшней, чем в аду. Но это и не рай, как ответил на первый же вопрос Деннис Тито, вернувшись из нашего полета. Он побывал на орбите Земли недолго и все же как турист, не все понимая.

Я в полете понял, что такое белое каление металла — при спуске на землю иллюминаторы посадочной капсулы горели. Их металл сначала стал красным, а потом побелел — вещь довольно страшная. Я знаю, что один из первых космонавтов во время посадки непроизвольно вскрикнул фразу, которую слышали по связи: снимите меня отсюда!

У меня у Высоцкого самая любимая песня — "Чужая колея":

"Эй, вы, задние, делай как я!
Это значит, не надо за мной
Колея эта только моя
Выбирайтесь свой колеей"

Эта песня не о космосе проникла мне в душу.

Орел и решка

Разговоры о дублерах космонавтов — это особое. Запасной экипаж должен пройти все ступени предполетной подготовки, и чаще всего не полететь. Я сужу о сложности этого выбора даже по таким тренировкам, как морские: экипаж одевают в космические скафандры, бросают в аппарат и опускают в штормовое море, имитируя посадку на воду.

Капсула — это 3,5 кубометра объема по воздуху. Каждому нужно снять скафандр со стенки спускаемого аппарата, разложить укладки, достать гидрокостюмы, застегнуть все это с помощью друг друга и вылезти наверх через люк. Если не помогать друг другу, у каждого по раздельности это не получится. В таких тренировках складываются команды. И ни разу в моем экипаже не было такого, чтобы между кем-то проскакивали искры.

Гагарин? Раз уж зашла речь о первом космонавте Земли, я отвечу молодым людям с мнением ""ну что такого, он пролетел виток вокруг земли" так: они не знают, как готовился и к чему стремился Юрий. Шанс на вероятность успеха полета у него был 50/50, это как гадать, подбросив монетку — орел либо решка.

По расчетам, сейчас она должна быть не меньше 95%. Трудно оценить его поступок. Я собирал документы, связанные с полетами первых космонавтов. Первым было труднее всего. И вот чем советское правительство наградило подвиг Гагарина:

Пальто демисезонное — 1 шт.
Пальто летнее — 1 шт.
Плащ.
Шляпа.
Носки хб — 6 пар.
Белье нижнее — 6 пар.
Трусы и майки — 6 пар.

Когда читаешь такие документы, понимаешь, что у Гагарина ничего, кроме форменного мундира, не было.

Простые правила

Что такое орбитальная космическая станция? Это маленькая Земля. Со своей атмосферой, техникой, растениями. По сути, создание МКС — это миниатюрная задача Бога. И в этой модели планеты с населением всего 6 человек можно разглядеть взаимосвязь людей, техники и природы.

Ты начинаешь понимать, как это все сцеплено вместе. Допустим, вы проснулись и не пожелали доброго утра своему товарищу, что-то буркнули себя под нос. Он обидится и не будет с вами весь день разговаривать, а у вас весь день все будет валиться из рук из-за этого недоразумения.

И на Земле все взаимосвязано — я помню, после цунами и взрыва на АЭС Фукусима все поняли, насколько эти связи крепки. Но две-три недели спустя об аварии на атомной станции стали забывать, а в космосе, где ты болтаешься в крошечной модели планеты, ничего забыть или отложить нельзя. Ты возвращаешься на землю и понимаешь, как жить.

Людям может казаться, что в космосе тебе открываются какие-то секреты — это не так, наверное. Никаких секретов нет: работайте, как должно, относитесь к соседям с уважением, и все будет хорошо. Это простейшие правила. Космонавты возвращаются с новыми знаниями на Землю, и людям кажется, что они могут узнать что-то новое. А на деле все очень просто.

Личность человека после полета изменяется. Сужу по себе. Есть три личности: космонавт до, во время и после полета. Три личности — в гармонии между собой, и космонавт состоялся. Я не знаю ни одного, который отрицал бы это. В состоянии "во" поражает ощущение того, что ты покинул этот наш мир. Ведь ты его действительно покинул!

Синяя тонкая линия

Вот на фотографиях, внимание: по контуру земли идет тонкая синяя полоска. Это атмосфера Земли. Когда ты видишь эту тонкую полоску, это создает ощущение полного ухода в другой мир. А вернувшись, ты острее смотришь на Землю.

Мы вернулись из полета в конце августа, когда листья уже начали желтеть. Помню, как ветки деревьев скользили по окну нашего автобуса. И как же красивы были эти листья, как прекрасны были облака. А так ведь обычно, наскоро закинув в себя завтрак и кофе, еще толком не проснувшись, мы выбегаем из домов, думая, не наступить бы в лужу и не попасть бы в пробку, не опоздать.

Журналисты писали, что я в космос попал из Кремля. Что такое политика, где я был всего 4,5 года, по сравнению с четвертью века подготовки на летчика-испытателя и космонавта.

Я начал готовиться еще в московском физико-техническом институте на кафедре аэрофизики, потом — работая в ракетно-технической корпорации "Энергия". 10 лет создавал системы управления и навигации для космического корабля и сам летал. Затем наступило турбулентное время.

Кто куда, а я в Кремль. Я не нажил там палат каменных. Мне казалось недостойным пользоваться служебным положением для покупки дачи в Подмосковье. А когда ушел из политики, стоимость дач росла быстрее увеличения моей зарплаты. Машина у меня в гараже стоит знаете какая? ВАЗ-"девятка", я купил ее после первого полета в космос.

Мы что-то создавали, что-то успешно, что-то нет. От чего-то успешного потом отказались. Это Россия, 90-е. Наша страна тогда из-за полного отсутствия финансирования прекратила программу строительства космических кораблей, а серийные "Союз ТМ" ранних выпусков были на грани полного расхода ресурса.

И наконец президент ракетно-космической корпорации "Энергия" Юрий Семенов выдвинул идею о продаже рейсов на орбиту: "Мы повезем в космос американских миллионеров!"

Деннису Тито назначили плату 20 млн долларов — ведь ровно столько и ни центом сверху, требовалось для строительства нового корабля. Правда, доллар в конце прошлого века был весомей, но сейчас цена за полет доросла уже до 50 млн долларов. Программы космического туризма в мире нет, но туристы, очевидно, будут летать — будет построена специальная станция, аппартаменты на орбите.

Тренировка подвига

Чем отличается экипаж отряда космонавтов от политиков — любых, я не говорю о кремлевских: знанием, что в любой момент в политике те, о которых ты думаешь, что это твоя команда, могут тебя предать. Кто-то всегда предаст. Это нужно знать, чтобы не было глубокого разочарования в жизни и ты не чувствовал себя, как в ДОТе, отстреливающимся во все стороны.

А экипаж, несколько человек, могут работать только как одно целое. Если кто-то один из команды в Звездном городке сходит с дистанции, не снимают его одного — снимают всю команду. Человека просто некем заменить.

Вполне возможно, в ближайшие десятилетия для исследования планет за пределами Солнечной системы будет создан робот-андроид с очеловеченными реакциями, для которого космическая среда не будет такой сложной, как для нас.

Двенадцать лет в отряде подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина — это 12 самых счастливых лет моей жизни. Детство тоже счастливое, но оно совсем другое.

Подвиг? Что это? Он совершается за одну секунду. Раз — и Матросов лег на амбразуру ДОТа, закрыв грудью дуло пулемета вермахта. А все остальное — не подвиг. У космонавта в нештатной ситуации выход в космос тоже занимает секунду. Но сколько лет к этому он готовится? Тренировки, обучение, и до того, как отправиться на Байоконур, нужно сдать больше сотни экзаменов. Двоек там не бывает.

И поэтому единственным островком мира и согласия в такой сложной мировой обстановке, как сейчас, остается международное сообщество космонавтов и МКС. Вы заметили, что американцы не распространяют свои санкции против России только на те сферы, которые связаны с полетами в космос. У землян ничего не останется, если мы прекратим стремиться в небо.

Я испытал потрясение по другому поводу: в корпорации "Энергия" я так хотел в космос, и так переживал, что мне приснился сон. С полигона вернулся мой руководитель и говорит: вы знаете, система на станции "Мир" отказала. Все стали обсуждать, как вернуть ее к жизни, предлагая переключить электрику, поменять последовательность команд.

Надо лететь на орбиту и чинить станцию на месте. Кто полетит?— говорит начальник.
— Я полечу! — отвечаю я.
— Хорошо, лети. Но никто не должен знать о поломке на станции, это секретный полет.

Все это мне снится. Снится, как сажают в корабль, а я знаю, что у ракеты три волны перегрузок, связанных с отделением трех ступеней-носителей. Все три волны были, потом ракета вышла на орбиту. И здесь мне приснилось, что я совершаю кувырок вперед — как в гимнастическом или борцовском зале на матах. И я проснулся.

А потом, спустя много лет, когда я впервые попал в космос, я ощутил невесомость именно как кувырок вперед. Совпадение со сном меня просто потрясло.

Бывает и ситуация обратная: ты знаешь, что что-то должно произойти, но пугаешься на уровне иррационального рефлекса, когда это происходит. Между отделением второй ступени и включением двигателей третьей, что известно всем космонавтам, есть пауза — четыре секунды.

За это время ракета начинает падать, притягиваемая к Земле. И все это знают, но все пугаются, что выведение на орбиту не состоялось, что ты не в космосе, что сейчас начнется аварийный спуск.

"Поехали!"

— В космосе меняется все в твоей биохимии и подсознании. Мозг, который, собственно, и есть человек, а все остальное — устройства для его обслуживания, это такое… если в невесомости я вылью каплю воды из стакана, она станет совершенной сферой.

Это наиболее выгодная энергетически форма максимального объема при минимальной поверхности. Наш мозг, конечно не вода, — за исключениями у некоторых, — и мозг стремится принять форму сферы в отсутствии земного притяжения.

Но на земле мозг эволюционировал в условиях гравитации, он лежит в ложементе черепной коробки, а в невесомости он натыкается на отдельные фрагменты внутри черепа. Тогда некоторые отделы коры твоего головного мозга испытывают избыточное давление, и наоборот. Когда это происходит, человек может увидеть сны, которые не видел на Земле. Что угодно, включая зеленых человечков.

Оно определенно великое. Лучшую мотивацию к тому, чтобы стать космонавтом, проявляют люди из стран, в которых в космос никогда не летали — а это почти все государства мира. Китайцы приглашают вместе с ними летать, строят свою станцию. Важны цели — а это Луна, Марс и астероиды. Другого пока нет, к сожалению.

Потому что не может быть единственной задачей высадка астронавта куда-то. Зачем людям лететь на Луну? Построить телескоп на обратной стороне, где нет засветки от Солнца — да, может быть?

Но 90% открытий в астрофизике сделано с помощью орбитального беспилотного телескопа "Хаббл". Когда он ломается, туда посылают астронавта из Швейцарии, который летал на орбиту и чинил телескоп 7 раз. Это оптимальный вариант — телескоп снимает, а если что, туда летит ремонтник.

Американцы собрали и привезли с Луны 400 кг камней, и ценность их ничем не превосходит 400 граммов лунного грунта, собранного советским луноходом. ЕКА посадила на астероиде "Розетта" аппарат, провела задачу облета, посадки, анализ грунта. Все, задача выполнена. Человеку туда лететь незачем.

Марс, лишившийся предположительно атмосферы из-за смены магнитных полюсов, может быть интересен для того, чтобы понять, можно ли избежать такой катастрофы Земле. Но не стоит сажать марсоход в произвольной точке, чтобы он исследовал площадь в три квадратных километра — нужно понять, куда садиться на Марсе и для чего. Какие задачи надо решать?

Мечта? Хотя бы месяца два-три свободного времени. когда никто бы меня не дергал, чтобы что-то писать для них и идти им помогать. У меня лежит несколько недописанных книг — раньше я их писал, они выходили. А потом времени не стало совсем. Года хватило бы на три книжки, а их пять. Плюс космические дневники, на которые времени нет. Я начинаю опасаться, что времени может не хватить совсем.

Книги нельзя писать урывками, в них надо жить

Отношение к богу? Знаете, после полета оно не изменилось. Оно поменялось до полета. С какого-то возраста мне стало интересно, как жили мои предки. Я стал заниматься генеалогическими изысканиями, сидел в архивах, и выяснилось, что несколько поколений моих предков были сельскими священниками, начиная с 17-го века они жили там же, в Тверской губерии, в южной ее части, которая сейчас частично вошла в Московскую область.

Учились в семинариях, потом отдавали туда своих детей, и мне было интересно, что они говорили своим прихожанам. Я отношусь к этому с уважением, как полагает относиться к людям старшим и делавшим то, что они считали правильным.

Мое отношение к богу эволюционировало под известной позицией классика: для решения этой задачи гипотеза существования Бога не является необходимой — так я, как физик и гностик, подходил к этому раньше. А потом многое понял.

Я не могу сказать, что в полете я видел Бога, но для меня очевидно, что религия является формой познания мира, равноценной науке и искусству.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Юрий Батурин

30 сентября в Риге побывал российский летчик-космонавт, журналист, писатель и ученый Юрий Батурин. Он приехал в Латвию по приглашению клуба "Культурная линия" и при участии Международного…… →

Фото
Видео
Статьи