События

Евросоюз больше не может принимать оперативных решений

Дмитрий Мезенцев, «Крымская правда» Источник (ссылка откроется в новом окне)

Сложная геополитическая ситуация вокруг России в последнее время всё чаще становится темой для громких дискуссий и вдумчивых размышлений. Вопрос о том, как будут развиваться отношения России с другими государствами, не покидает повестки дня. На прошлой неделе задать его удалось известному польскому политологу, журналисту и директору Европейского центра геополитического анализа Матеушу ПИСКОРСКОМУ. Заодно поговорили о Крыме, Польше и, конечно, внутриевропейских проблемах.

- Матеуш, как к жителю Евросоюза и политологу у меня к вам один вопрос: что происходит с ЕС? Приходящие оттуда новости очень неоднозначны. Разлад между странами Евросоюза становится неприкрытым. В чём дело?

- Дело в том, что в силу своего расширения ЕС потерял способность оперативного принятия решений в разных областях. Количество проблем между тем растёт, и ЕС не в состоянии решить их демократическим путём, поскольку у объединённой Европы - не столько демократическая, сколько бюрократическая структура. Сейчас, когда Европе предстоит принять ряд стратегических решений, это особенно заметно.

- О каких стратегических решениях идёт речь?

- Их несколько. Во-первых, решение относительно доктрины безопасности и вопросов миграционной политики, которые напрямую связаны с безопасностью. После трагедии во Франции этот вопрос зазвучал очень остро, но к согласию прийти не могут. В ЕС существуют разные, нередко противоречивые мнения о том, насколько открытыми должны быть границы Евросоюза. Германия высказывается за открытые границы, и это связано с её демографическим кризисом и тем, что многие представители деловых кругов приняли решение о дополнительном привлечении дешёвой рабочей силы. Второе стратегическое решение, которое предстоит принять Европе в ближайшее время, связано с выбором курса её внешней политики. Ключевой вопрос: к какому из интеграционных блоков присоединиться? С одной стороны, мы имеем предложение Владимира Путина 2011 года о создании зоны свободной торговли от Владивостока до Лиссабона. А с другой стороны, мы имеем предложение США о создании зоны свободной торговли, которое являлось ответным шагом на предложения Владимира Путина. Ну и третья проблема, с которой регулярно приходится сталкиваться, - это экономические кризисы, разрешение которых требует принятия оперативных решений. Как видите, вызовов хватает, но институциональная структура ЕС не позволяет достойно на них отвечать. Евросоюз нуждается в переформатировании всех своих институтов.

- В каком направлении он должен переформатироваться?

- В Европе есть два разных мнения по этому поводу. Одни поддерживают идею Евросоюза как чисто экономического альянса, скажем, зоны свободной торговли. Другие говорят о дальнейшей интеграции европейского пространства вплоть до создания федеративного государства. Так или иначе, пока Евросоюз является чем-то средним между зоной свободной торговли и единой федеративной государственной структурой. Это очень усложняет процедуру принятия любых решений.

- А что вы думаете по поводу кризиса отношений между Европой и Россией? Стоит ли ожидать оттепели?

- Я считаю, что отношения между ЕС и Россией на 90% зависят от отношений между Германией и Россией, поскольку именно там принимаются основные решения в ЕС. Соответственно очень многое зависит от итогов политической борьбы внутри правящей партии и коалиции Германии. Насчёт коалиции всё понятно, социал-демократы выступают однозначно и публично за сближение с Россией. Пошёл раскол и у христианских демократов в партии Ангелы Меркель. Те круги, которые связаны с крупным немецким бизнесом, естественно, поддерживают идею возвращения к тесному экономическому сотрудничеству с Россией.

А те круги, которые подвергаются давлению США, выступают против. От итогов этой внутренней борьбы зависит будущее отношений между ЕС и Россией. Думаю, учитывая то, что происходит ещё и в области безопасности в последнее время, стоит рассчитывать на нормализацию отношений как минимум. Я надеюсь, что в следующем году мы начнём забывать про санкции.

- Кстати, а что по поводу санкций думают в Польше? Насколько я понимаю, санкционная война ощутимо ударила по польскому бизнесу.

- Да. Мы, безусловно, теряем несколько миллиардов евро в год в связи вот с этой ситуацией. Напомню, что Россия до начала этого кризиса была пятым внешнеторговым парт­нёром Польши, поэтому население выступает сильно против существования санкций. И буквально месяца полтора назад в польском парламенте было объявлено о создании польско-евразийского экономического совета, который как раз объединяет тех предпринимателей, которые выступают за сотрудничество с Россией. Так что есть определённые официальные группы, которые лоббируют идею отмены санкций.

- Матеуш, ваша страна вступила в ЕС чуть более 10 лет назад, я думаю, многим было бы интересно узнать, как изменилась жизнь в Польше после этого судьбоносного для неё события?

- По сравнению с прежним периодом, 90-ми годами, жизнь, безусловно, изменилась в лучшую сторону. Сначала был референдум, потом в Польшу поступили довольно большие денежные вливания, связанные в первую очередь с инфраструктурными проектами. То, что мы сейчас можем практически без препятствий пользоваться польскими автобанами и попасть в Берлин за 5 с лишним часов, - это, конечно же, плюс. Но не надо забывать, что все эти крупные преобразования были сделаны за наши деньги. Это наши взносы в ЕС. Что действительно сделал Евросоюз, так это помог контролировать расходование этих средств. Чёткая отчётность института ЕС снизила уровень коррупции. Это плюс. Нам внедрили другую управленческую культуру, более эффективную. Поэтому около 75-85% жителей Польши, по данным соц­исследований, поддерживает польско-европейский вектор развития.

- Вам не кажется, что Крым повторяет путь Польши? У нас ведь тоже был референдум и большинство граждан сделали свой цивилизационный выбор. Затем начались денежные вливания в развитие инфраструктуры и попытка ввести новую управленческую культуру...

- Знаете, у нас есть ещё один исторический опыт в Польше. Я бы лично сравнил то, что произошло в Крыму 16 марта 2014 года, с тем, что произошло в так называемой центральной Литве после Первой мировой войны. Как вам может быть известно, центральный район Литвы - это территория компактного проживания польского меньшинства. После Первой мировой войны один из польских генералов провозгласил Независимую центрально-литовскую республику. Прошло два года, состоялся референдум, и эта республика попросила нашу страну о присоединении, и она была присоединена к Польше в 1922 году. Время, конечно, другое, в Польше этот процесс длился два года, здесь - два дня. Но мы живём в другое время. Как бы то ни было, это исторический прецедент, который говорит о том, что поляки должны соблюдать право народов на самоопределение.

- И как, соблюдают?

- В Польше вопрос присоединения Крыма к России был принят обществом более-менее нейтрально. Я имею в виду обычных граждан. Никто не испытывал иллюзий по поводу того, является ли Украина полноценным государством, которое может предоставить своим гражданам все необходимые гарантии гражданских, социальных и экономических прав. Я думаю, большинство поляков понимают, что крымчане сделали свой выбор в пользу настоящего государства. Политический истеблишмент Польши, естественно, занял другую позицию. Он придерживался и придерживается точки зрения, что Крым находится под оккупацией. По сути, политический истеблишмент Польши повторяет риторику официального Киева.

- А что думаете по поводу крымского референдума вы? 16 марта 2014 года вы были здесь в качестве наблюдателя. Думаю, вам есть, что вспомнить.

- Я занимаюсь наблюдением за выборами на постсоветском пространстве уже лет 15 и честно скажу, что практически в любой стране есть, как минимум, давление на избирателя. В Крыму никто из нашей группы этого давления не зафиксировал. Референдум прошёл на таком уровне, что с точки зрения профессионализма его проведения он был гораздо лучше организован, чем большинство референдумов на восточноевропейском пространстве за последние 20 лет. На избирательных участках мы общались с людьми, и многие из них заявляли, что они в первый раз в своей жизни вообще участвовали в выборах. Это значит, что в 2014 году люди в первый раз почувствовали, что их присутствие на избирательных участках действительно может что-то поменять в их жизни. Они первый раз почувствовали силу своего голоса. Это был праздник.

- С того дня прошло более полутора лет. Вы снова в Крыму и наверняка уже успели пообщаться с крымчанами и вникнуть в ситуацию. На ваш взгляд, жизнь в Крыму сильно изменилась?

- Люди, с которыми я успел пообщаться, говорят, что сейчас можно думать о завтрашнем дне, как о чём-то стабильном. Значит, у них появились уверенность и чувство элементарной безопасности. Уже видны первые результаты российских инвестиций. Но все должны быть реалистами и понимать, что создание инфраструктуры фактически с нуля - это вопрос не одного или двух лет. Это вопрос лет, может быть, десяти. Столько времени должно пройти, чтобы эта инфраструктура поднялась на уровень самых развитых регионов России. Пока, как я вижу, руководство Крыма справляется, и очень хорошим показателем того, что вы справляетесь при помощи, конечно, федерального центра, является энергетический кризис, с которым мы сейчас имеем дело. Я был уверен, что когда приеду сюда, попаду вообще в город без света, без электричества, без Интернета, мобильной связи и так далее. Всё работает тем не менее. Я не ожидал такого уровня реагирования на чрезвычайные ситуации.

- Напоследок хотелось бы услышать от вас пожелание не столько крымчанам, сколько крымскому руководству, от решений которого сейчас зависит очень многое.

- Я хотел бы пожелать, несмотря на критику, продолжать работать и учиться у тех российских регионов, которые возглавляют все рейтинги в РФ в плане эффективности управления. Пора переформатировать все крымские политические институты и от работы в режиме ЧС переходить в режим обычной ежедневной, тяжёлой работы. Я могу с уверенностью сказать, что де факто весь мир уже признал, что Крым - это Россия. Время борьбы за присоединение к России прошло. Настало время ежедневной борьбы за создание лучших условий жизни для крымчан. Этого я и желаю крымскому руководству.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Матеуш Пискорский

Несмотря на чрезвычайную ситуацию, объявленную в Крыму в связи с подрывом украинскими радикалами опор ЛЭП, поставляющих электроэнергию с материка на полуостров, в Симферополе состоялась встреча с…… →

Фото
Видео
Статьи