События

Человек, создавший «Легенду»: режиссер Николай Лебедев

Маша Насардинова, Vesti.lv Источник (ссылка откроется в новом окне)

И в лицо его у нас не знают, и фамилию не все еще выучили: Николай Лебедев. А вот фильмы, которые он снял, полюбились накрепко. Особенно «Звезда» и «Легенда № 17». Он самый молодой кинорежиссер, получивший Госпремию России.

Он из тех немногих, чьи работы собирают не только фестивальные награды, но и кассу. И сколько бы денег ни вложили продюсеры в его новую картину «Экипаж» с Данилой Козловским и Владимиром Машковым в главных ролях, есть все основания надеяться: зритель в очередной раз проголосует за Лебедева рублем.

Николай Лебедев никогда прежде не был в Риге. Приехал на один день по приглашению клуба KultUras lInija и сказал: «Знаете, у меня просьба: я хочу отнести цветы Вии Артмане». И вместо того, чтобы гулять по Старому городу, поехал на Покровское кладбище.

Это вообще был тяжелый день. Первый день без Эльдара Рязанова. С этого Николай и начал разговор.

Эльдар Рязанов

— Я вспоминаю историю, которую слышал от него. Во время съемок фильма «Невероятные приключения итальянцев в России» Эльдар Александрович был ошеломлен, попав на похороны Анны Маньяни. Стояла огромная толпа. Гроб вынесли из собора, и вдруг все зааплодировали. Он говорит, что ему это просто кощунством показалось. А через секунду он ощутил такой прилив любви, единения с каждым, кто пришел почтить память великой актрисы… И когда умер Игорь Ильинский, Эльдар Александрович предложил на прощании в Малом театре проводить мастера не слезами, а аплодисментами. С тех пор у нас тоже укрепилась эта традиция…

Рязанов не только ставил фильмы. Он прекрасно вел телепередачи, он писал прекрасные книги. Последнюю он подарил мне со словами: «Вы думаете, это просто книга? Нет! Это орудие убийства!». Книга действительно была толстенная. Он рассказывал в ней о себе и своих лентах. Для меня это был учебник режиссуры и драматургии. Критики этим особо не занимались, им это не было особо интересно. И он сам объяснил, как все делал.

Он был очень обаятельный человек, потрясающий режиссер, рассказчик необыкновенный, острослов. Его доброта, его свет накладывали отпечаток не на дни, а на целые недели и месяцы, для меня и на годы. После общения с ним действительно было легче жить и думать.

Царствие небесное Эльдару Александровичу и вечная память. Думаю, что его фильмы навсегда останутся с нами.

Юозас Будрайтис

— Кино дарит фантастические встречи с фантастическими людьми. Не все из них обладают легким характером. И отношения складываются далеко не всегда идиллически: иногда они начинаются даже с отрицания. Но потом, бывает, переворачиваются абсолютно.

Когда снимал картину «Волкодав из рода Серых Псов», мне настоятельно рекомендовали Юозаса Будрайтиса: мол, роль посла Дунгорма — это его роль. А я говорил — нет, нет, не хочу. И Будрайтис, которому передали сценарий за моей спиной, говорил — нет, нет, не хочу. Там же два слова буквально. Один раз «да», один раз «нет».

Ему сообщили, что я не желаю встречаться с ним. Мне сообщили, что он не желает встречаться со мной. И как–то меня это задело, и ему это не очень понравилось. Наконец мы решили со всем этим разобраться. Юозас приехал на «Мосфильм», вошел в мой кабинет. Через пять минут я понимал, что его не выпущу, пока он не согласится участвовать в картине. Видел, что и ему становится все интереснее и интереснее.

Он тогда был атташе по культуре литовского посольства. Я был у него в гостях, он показывал мне свои замечательные фотографии и коллажи, мы общались, общались и просто не могли разойтись. Мы и сейчас продолжаем общаться.

От Гусевой до Гребешковой

— Я начинал с триллеров. Очень люблю этот жанр — не потому, что такой кровожадный, а потому, что он позволяет рассказать о потаенных страхах, комплексах, о глубинных проявлениях человеческой души.

Не уверен, что кто–нибудь из вас помнит мои первые картины, но мне они очень дороги. На «Змеином источнике» — это был мой дебют в большом кино — познакомился с Евгением Мироновым, одну из ролей сыграла горячо мною любимая Ольга Остроумова, в фильме снимались Лев Борисов, Дима Марьянов и чудесная актриса, которая пришла на площадку прямо из театрального училища, Екатерина Гусева.

На второй ленте у меня было просто созвездие. Фильм назывался «Поклонник», это была история 13–летней девочки, у которой разводятся родители, и она, желая переустроить мир по собственному разумению, превращает его в кошмар. Елена Сафонова сыграла роль матери главной героини, Сережа Гармаш сыграл первую свою «интеллигентную» роль — растерянного папы; Борис Щербаков, Ниночка Усатова, Нина Павловна Гребешкова, Марина Голуб, ныне, к сожалению, покойная… Господи! Их было там столько! Молодой Костя Хабенский. Они были такие замечательные! Этот триллер нас как–то соединил, мы очень подружились и дружим до сих пор.

У Нины Павловны вчера был день рождения, ей исполнилось 85, юбилей… «Нина Павловна!» — На том конце провода всегда слышу очень молодой голос: «Да?» — «Нина Павловна! Я вас люблю!» — «Очень приятно… Элик?» — И я понимаю, что она меня приняла за Эльдара Александровича Рязанова. — «Нет». — «Дима?» — И я понимаю, что она меня приняла за Диму Харатьяна. — «Нет!» — «Коля!!!»

Она прекрасна. Мы знакомы уже 20 лет, после «Поклонника» она снималась у меня и в «Фонограмме страсти», и в «Легенде № 17» в крошечной роли, и сейчас в «Экипаже»… Первое, что она сказала мне вчера после обмена любезностями, было — «Ну что, вырезал?» (В смысле ее эпизод при монтаже.)— «Нет, Нина Павловна, не рассчитывайте!»

Ниночка Усатова

— В одной только картине не смог ее занять — в «Звезде», где разведчики ползали по лесу. В «Легенде № 17», хоккейной истории, понимая, что мне снова нечего ей предложить, позвонил и сказал: «Ниночка, роли нет». — «Ну, значит, в следующий раз!» — «Но есть одна реплика». — «Это хорошо!» — «Вы сыграете?!» — «Сыграю». — «Это врач!» — «Очень хорошо». — «Но это мужчина!» — «Серьезнее проблема», — ответила Нина…

Врачом Валерия Харламова после аварии на самом деле был мужчина. Мы даже консультировались с ним, он все очень подробно рассказывал… Но столь велико было мое желание вновь встретиться с Ниной на съемках, что мы переделали роль для нее, и она исполнила ее фантастически. Реплика действительно была только одна: она озвучивала диагноз Харламову и говорила: ходить вы больше не будете. Понимал, что для Усатовой этого мало, что надо что–то придумать. Принес на площадку помаду. Гримерша специально подобрала цвет, который был популярен в то время, долго его искала. Отдал помаду Усатовой, и с помощью этой помады она создала целую судьбу. Как только в кадре появлялись спортсмены, она начинала ими руководить, но на ходу малевала себе губы, зная, что помада в руках моментально притягивает к себе взгляд… И сразу становилось понятно, что это одинокая женщина, которая ищет любви и внимания. За эту роль Ниночка получила премию «Золотой орел».

Татьяна Тарасова


— Разумеется, мы знали, что «Легендой № 17» навлечем на себя множество упреков. Хотя бы за то, что переставляем некоторые события местами. Но законы драматургии отличаются от законов жизни. Художественное кино — это не документ. Это такое же искусство, как любое другое. Когда вы видите картину Шагала, где люди летят по воздуху, у вас не возникает вопроса — а почему это они летают? Почему коза играет на скрипке? Это образ. И Олег Меньшиков в роли Тарасова — это образ.

Могу ошибаться, но мне кажется, что имею право как угодно менять действительность, если не вру в главном. Поймите, если бы мы рассказывали про всех так, как они того заслуживают, вышла бы эпопея пообъемистей, чем «Война и мир». У нас со сценаристами была другая задача. Мы рассказывали человеческую историю. Важнее всего была эмоция, которая останется в сердце после от этого рассказа. Для этого ни мне, ни сценаристам не надо было уметь играть в хоккей.

Да, Татьяна Анатольевна Тарасова очень не хотела, чтобы появился этот фильм. И когда мы с продюсером пытались выйти на нее, она всеми силами нас избегала. Это продолжалось, если не ошибаюсь, месяцев семь. Один раз мне удалось поговорить с ней по телефону. Уже шли съемки, и она мне сказала только: «Я не знаю, кто там у вас играет моего отца…». Я успел вставить скороговоркой: «Этоолегменьшиков». — «А–а, — сказала она. — Олег — талантливый человек».

Все–таки зазвали ее на премьеру. Она предупредила: «Я человек нервный. Я встану и уйду». И с этим напутствием я, значит, и поднялся на сцену перед сеансом.

Как она потом признавалась — она не спала несколько ночей, не хотела идти, но все же пришла. И когда картина закончилась (я не сидел в зале, я человек нервный, мне тяжело все это переносить) и двери распахнулись, мы столкнулись нос к носу. И она застыла, и я. Я первым нарушил молчание, сказал: «Ну что, не убьете?». И тут она поклонилась (в пояс, как добавляют свидетели. — Прим. авт.). Это действительно было очень трогательно.

Данила Козловский

— Не бывает таланта без очень жесткого к себе отношения. Талант разрушается, если нет внутреннего стержня в человеке. Люди, с которыми мне посчастливилось общаться, — Никита Сергеевич Михалков, который является моим продюсером, Алла Пугачева, Эльдар Александрович Рязанов, Петр Ефимович Тодоровский, Григорий Наумович Чухрай, — все это люди с колоссальным чувством понимания своей ответственности. Я назвал представителей старшего поколения, но сейчас работаю с актером, которого зовут Данила Козловский. Он талантливый человек, безусловно. Но, как сказал Сергей Шакуров, который в «Экипаже» играл роль отца героя Козловского: «Мне казалось, что он такой мальчик–мажор, просто смазливый парень, которому повезло. Ан нет. На самом деле он редкий трудяга».

Я учусь у Данилы его отношению к делу. У него нет выходных, он спит по три часа в сутки — потому что он все время вкалывает, он все время в работе. Он сейчас сделал картину как продюсер и сыграл там главную роль, и это очень хорошая картина. Видел, как он готовился к роли Харламова в «Легенде № 17». Его не утверждали в течение 4 месяцев. Он приезжал ко мне на репетиции из Питера по нескольку раз в неделю. При этом он играл в театре и репетировал там, снимался в другой картине, успевал на бесконечные тренировки общефизические и хоккейные, чтобы привести себя в состояние спортсмена. Я был поражен. А ведь это очень молодой человек. И это так здорово — быть окруженным такими людьми. Я беру с них пример.

А люди безответственные меня не интересуют.

Николай Лебедев

— После «Звезды» мне стали задавать вопросы о патриотизме. После «Легенды №17» этих вопросов стало еще больше. Понимаю, что сейчас понятие это девальвируется. На самом деле я впервые ощутил прилив патриотизма, когда оказался за границей и увидел, что можно жить по–человечески. Это было в Штатах. Я был в делегации молодых российских кинематографистов, мы ездили по всей Америке, и не магазины, дома и дороги на меня произвели впечатление — на меня произвели впечатление люди. Человеческие отношения.

Помню, как мы поздним вечером добрались до Бостона и заглянули в Гарвардский университет. В половине двенадцатого ночи все был открыто. Мы зашли в здание, которые у нас называлось бы студенческим домом культуры. Ни одного человека. Кинозал — красные такие кресла, пухлые, библиотека… Я взял в руки какую–то книгу о кино и просто сошел с ума — у нас таких не было…

Был потрясен, что никому не приходит в голову прийти и свистнуть, порезать, испортить что–то…

И тогда осознал, что мы сами, сами виноваты в своих бедах. Да, есть социальные вещи, есть то, се, пятое, десятое, но пока мы не изменим себя, ничего не изменится. Как герой Шакурова в «Экипаже» говорит: «Патриотизм — это не когда ты пьяный флагом в фонтане машешь. Это когда у тебя в стране старики не побираются».
В истории каждой страны есть темные страницы и есть светлые страницы. Вопрос не в том, чтобы чем–то усиленно гордиться и раздувать щеки, а в том, чтобы стараться не уронить то хорошее, что было, и двигаться дальше. Вот я ходил по вашим улицам — они чистые. Здесь есть свое очарование, свой аромат. Мне было больно услышать, что, допустим, Вию Артмане мало помнят сейчас — хотя мы подошли к могиле, а там убрано, свежие цветы. Значит, не забыли, значит, чтут. Мне кажется, это очень важно — сохранять память о тех, кто делал этот мир лучше.

Биография героя

Николай Лебедев (1966) родился в Кишиневе. В 11 лет, под впечатлением от фильма–катастрофы «Экипаж», увлекся кинематографом, начал писать сценарии и осваивать любительскую камеру. Не поступив с первой попытки во ВГИК, решил получить профессию журналиста. Учился сначала в Кишиневском университете, затем в МГУ. В 1993–м окончил заочное отделение сценарно–киноведческого факультета ВГИК. В 1995–1996 годах работал режиссером и сценаристом детской телепрограммы «Улица Сезам».

В 1997–м дебютировал в кино полнометражной лентой «Змеиный источник», после этого снял еще семь больших фильмов. За военную драму «Звезда» (2002) по повести Эммануила Казакевича был награжден Госпремий РФ. В 2013–м повторил свой успех с картиной «Легенда №17», посвященной знаменитому хоккеисту Валерию Харламову. Фильм собрал в прокате стран СНГ 896 миллионов рублей при производственном бюджете в 330 миллионов — это был лучший показатель для российской картины за пять лет.

В настоящее время завершает работу над лентой «Экипаж», которая не будет буквально повторять культовое советское кино 1979 года.

Академик Российской академии киноискусств «Ника» и член Российского «оскаровского» комитета.

Комментарии

21.01.2024, 13:27 кут мени буркит скачать
I don't even know how I ended up here, but I thought this post was great.

I don't know who you are but definitely you are going to a famous blogger if you are not already ;) Cheers!
27.01.2024, 03:05 Kauf von modafinil in Peru
We are a group of volunteers and opening a new scheme
in our community. Your web site offered us with valuable info to work on.
You have done an impressive job and our whole community will be thankful to you.
27.01.2024, 14:22 achat de midamor en Europe
Informative article, totally what I wanted to find.
03.02.2024, 12:52 achat de ronfase
I enjoy what you guys are usually up too. This type of clever work and reporting!

Keep up the terrific works guys I've added you guys to my personal blogroll.
08.02.2024, 01:16 rabeprazole online verkoop in Nederland
What a material of un-ambiguity and preserveness of valuable experience on the
topic of unexpected feelings.
08.02.2024, 05:51 acquista premalex a Genova senza bisogno di prescrizione medica
I'm really enjoying the design and layout of your blog.
It's a very easy on the eyes which makes it
much more enjoyable for me to come here and visit more often. Did
you hire out a developer to create your theme?
Great work!
08.02.2024, 17:19 aankoop van slaappillen met eurax
Hi to all, the contents existing at this site are really remarkable for people knowledge, well, keep up the nice work
fellows.
26.02.2024, 02:58 Bestellung von clenbuterol 40 mcg in Österreich aufgeben
I think this is one of the most important info for me.
And i am glad reading your article. But wanna remark on some general
things, The website style is perfect, the articles is really excellent : D.
Good job, cheers
07.04.2024, 14:27 clomid senza effetti collaterali in Italia
This is really interesting, You're a very skilled blogger.
I've joined your feed and look forward to seeking more of your wonderful post.

Also, I've shared your website in my social networks!
11.04.2024, 05:11 comprar estradiol sin riesgos
Thanks for every other fantastic post. The place
else could anyone get that type of info in such a perfect way of
writing? I've a presentation subsequent week, and I am on the look for such information.
13.04.2024, 13:07 kaufe furadantin in Italien ohne ärztliche Verschreibung in Belgien
Thanks in favor of sharing such a fastidious thought, piece of writing is pleasant,
thats why i have read it fully

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Николай Лебедев

30 ноября, по приглашению клуба «Культурная линия», известный кинорежиссер Николай Лебедев провел в Риге блестящую творческую встречу, на которую собралось более 150 человек: журналисты,…… →

Фото
Видео
Статьи
Публикации в блоге