События

оя позиция: Дмитрий Астрахан: «Путь Беларуси вызывает уважение»

Владимир Жданович. Информационное агентство «Минск Новости» Источник (ссылка откроется в новом окне)

Известный российский режиссер Дмитрий Астрахан рассказал, почему защищает интересы Беларуси, сколько времени проводит в Минске и чем музыкальное шоу «Я пою!» отличается от российских детских проектов.

– Дмитрий Хананович, почитав ваши интервью в российской прессе, обратил внимание на то, что вам постоянно приходится защищать Беларусь. Особенно это заметно по реакции на фильм «Деточки», снятый у нас, но далеко не про нашу действительность. Откуда такое желание отстаивать интересы Синеокой?

– Помню, как мне первый раз пришлось вступиться за вашу страну. Так случилось, что пригласили на съемки программы «Поединок» Владимира Соловьева лет этак десять назад. Основными спикерами были Владимир Жириновский и Борис Немцов, светлая ему память. Они спорили в том числе о ситуации в Беларуси: хорошо ли у вас жить. Борис, касаясь Синеокой, много говорил о демократии и свободе. При всем уважении к Немцову пришлось ему возразить: становление государства у вас прошло в отличие от России в щадящем для человека режиме. Объясню. Вот был у нас всех социализм, его сменил капитализм. У нас переходный период прошел жестко: закрывали нерентабельные предприятия, масса людей оказалась на улице. К слову, во многом этому посвящен фильм «Ты у меня одна». Все это привело к сломанным судьбам целого поколения, рухнули семьи, произошла трагедия государственного масштаба. К сожалению, это было неминуемо. Но в Беларуси тоже был переходный период, только почему-то прошел по-другому. Страна вступила в новый этап, но сохранила доверие людей, попыталась ради них сделать так, чтобы у белорусов не было чувства, что их «кинули». Хотите, называйте это ползучим капитализмом, но факты налицо – предприятия не закрывались, люди получали (пусть и маленькую) зарплату, не были выкинуты на улицу. Как к этому относиться? Лично я могу только радоваться, потому что все это происходило не так трагично, как в России. Этот момент нельзя не оценить. Я видел, как тут жили и живут люди, и понимаю, что Беларусь по-своему прошла весь этот период. Без трагедий! Уверен, по сравнению с Россией драм, разводов, крушений идеалов тут было меньше. И люди постепенно адаптировались.

– Получается, каждая нация к вызовам и трудностям жизни адаптируется по-разному?

– Знаете, я много об этом думал, снимая телесериал «Зал ожидания». Все действо происходит на вокзале провинциального города, где из-за угрозы взрыва путей застрял скорый поезд (аллюзия на движение общества вперед). Многие его пассажиры в сложившейся ситуации проявляют свое истинное лицо. И оказывается, далеко не все готовы напрягаться, рисковать. Большинство хочет жить спокойной и гарантированной жизнью. И их нельзя за это судить. Люди разные…

Вот смотрите: феодальный строй лучше первобытного по многим причинам. А если посмотреть на это явление с точки зрения тех, кто стал рабом? Наверное, они сказали бы: «Ребята, не надо мне такого прогресса!» Так же на капитализм смотрели советские люди. В «Зале ожидания» многие пассажиры не хотели перемен, потому что это требует других усилий, личной ответственности каждого. Понятно, что эти перемены и в сериале, и в жизни были неизбежны. Но путь Беларуси вызывает уважение. У вас уважительно относятся к человеку как к личности. Думаю, в истории главная заслуга вашего нынешнего руководства будет именно в этом. Для людей было сделано по большому счету все правильно, по-человечески. Да, проблем море, но есть глобальный вектор, а пройденный путь учитывал желание большинства.

– Насколько знаю, с Беларусью вас связывает не только кинематограф…

– Во-первых, мои родители из Беларуси: мама из Гомеля, папа из Борисова. Во время войны наша семья пережила трагедию на белорусской земле. Когда немецкие каратели пришли в еврейские местечки, расстреляли дедушку и бабушку. Это было очень болезненно для отца, и он почти не ездил сюда после войны. Хотя однажды, когда мне было 12 лет (папа из всех братьев почему-то выбрал меня), мы приехали в Минск. Повидали дальнюю родню, именно оттуда, думаю, осталось мое первое приятное ощущение. И судьба распорядилась так, что спустя время я оказался здесь вновь, стал снимать картины, и мне все пришлось по душе.

А нынешний приезд посвятил общению с горожанами в рамках проекта «Формат А3», чтобы рассказать о жизни в России и творческой деятельности. Важно, чтобы у белорусов сформировалось правильное впечатление, что в России народ живет не только проблемами. Ведь существует еще творчество, искусство, оно движет нами, и многие сегодня нацелены на созидание. При этом стараюсь в общении с публикой не касаться вопросов политики. Почему? Я мало что в этом понимаю, как мне думается. Мой гражданский долг, скорее, через творчество выражать свои взгляды. Этим же я занимался и в фильме «Деточки», который вы назвали, и, конечно, в других фильмах. Все картины, которые мы снимали вместе со сценаристом Олегом Даниловым, трудно назвать развлекательными. Разве что «Перекресток» и «Леди на день». Даже «Ты у меня одна», казалось бы, лирическая мелодрама – мой личный взгляд на трудное время.

– В 1990-х вы сняли фильм «Все будет хорошо». Эта фраза, похоже, обрела статус национальной – и для России, и для Беларуси. Как думаете, картина сегодня актуальна?

– Надеюсь, мои фильмы будут смотреть и через 40 лет, когда уже не будет этой действительности. Если лента по-настоящему получилась, ее обязательно пересматривают. Конечно, мне хотелось бы приобщиться к такому уровню искусства. Фильм должен выражать эмоцию, настроение. Если оно поймано, то это успех. И это хорошее настроение потом – через много лет – будет востребовано… Но все-таки в России сейчас совсем другое время. В 1990-е годы, когда мы снимали этот фильм, воздух был полон надежды, оптимизма и веры в будущее страны. А сейчас приходится снимать фильм вроде «Деточек», кино-предостережение. Вот вам и путь от беззаботного к проблемному. Сегодня мы и так понимаем, что «все будет хорошо», если будет работать закон. А он часто не работает. Возникли новые реалии и вопросы, которые надо решать. Сейчас появление фильма «Все будет хорошо» выглядело бы фальшиво.

– Тренд нового российского кино – человеческие трагедии. Хотя, казалось бы, люди живут лучше, а фильмы все тяжелее и мрачнее. Почему так?

– Фильмы, может, и мрачные, зато не просто дают надежду и эмоции, а ведут к действию. Да, показаны трагические ситуации, но за главных героев (это я о своем фильме «Деточки») не страшно: зрители их поддерживают, видят в них защитников. Это все-таки светлая картина, для неравнодушных и думающих людей, нацеленных на благородные поступки. Считаю, если за фильмом стоит призыв, обращенный к публике: давайте меняться, опомнитесь, принимайте меры и действуйте, его уже нельзя назвать тяжелым. Например, мои дети посмотрели «Деточек» и сказали мне, что поняли из него главное: нужно быть неравнодушными. Потому что зачастую мы не обращаем внимания на ужасы вокруг, проходим мимо. Вот пример из фильма – доктор в больнице делает операции только за деньги, ждет взяток. Все это знают, но не хотят связываться, лезть не в свое дело. А в итоге мальчик умирает без помощи…

– Как раз эту историю в Беларуси и России воспринимают по-разному!

– Потому что для Беларуси это нереальная ситуация! Как дико бы ни звучало по отношению к России, но закон у вас работает. А у нас страна огромная, пока закон дойдет… В итоге мы смотрим по телевизору разные ужасы про коррупцию и многое другое. Хотел бы я снять кино о Беларуси? Таких предложений мне не поступало. Считаю, что ваше государство выделяет достаточно средств на кино, но самое главное – это сценарии. Фильмы должны быть об общечеловеческих ценностях. Когда снимаю кино, оно все время получается интернациональным. Однажды повез картину «Ты у меня одна» в Сан-Франциско, ее посмотрели американцы, а утром мне звонит в номер консьержка и на английском рассказывает, что этот фильм про нее, и плачет. Сижу, думаю: «Что там про нее?!»

– Поговаривают, что из-за программы телеканала ОНТ «Я пою!», где вы выступили в роли ведущего, Астрахан купил квартиру в Минске. По другим данным, ваши частые приезды в Минск не только работа, но и отдых от дел вашей большой семьи. Чему верить?

– Вопрос философский, потому как сбегаю не только я, но и моя жена (смеется). Мы с Леной очень любим Минск, а шесть наших детей во время наших поездок зачастую гостят у бабушек в России. Знаете, у меня здесь очень много друзей. Правда, квартирный вопрос я решил. Давно надо было это сделать, а то все снимал жилье. Сегодня Минск – это часть моей жизни, да и мне уже даже не хочется снимать кино в Москве, тут мне все более понятно.

А вот что касается «Я пою!», то я очень благодарен судьбе, что это шоу появилось в моей жизни. Верю, у него будет продолжение, ведь за плечами уже 5 сезонов проекта. При этом понимаю, что у создателей есть сложности в поиске участников. Беларусь полна талантливых детей, но ведь у программы еще и социальная функция. Хорошо, что ребят с трудными судьбами немного. Это светлая человеческая программа, вся команда ОНТ относилась к ней с трепетом. Вот возьмем проект «Голос. Дети» – там просто таланты, а у «Я пою!» есть характер, там выступают дети из неблагополучных семей, с тяжелыми судьбами. Мы смотрим на ребенка, на его жизнь, как он реализует себя на наших глазах. Кто-то называет это благотворительностью, но, думаю, популярность шоу как раз не из-за соревнования ребят, а из-за переживаний за молодых героев.

– По слухам, вы владеете сетью пироговых в Минске. Трудно ли вести бизнес в Беларуси?

– Слушайте, я же творческий человек, какой бизнес (смеется). Действительно, мой ближайший друг создал сеть пироговых в Питере, у него бабушка такие пироги пекла, я их с детства ел. А когда проект начал развиваться, товарищ вышел на белорусский рынок. Мы с женой помогли ему найти здесь хороших партнеров. Вот и вся моя помощь – на уровне знакомств. Мне нравятся минские кафе, особенно те, которые были открыты с моей помощью. Насколько знаю, бизнес трудный, затратный и трудоемкий. Но пироги – это наша славянская традиция, думаю, минчанам она нравится.

Дополнительная информация

Дмитрий Астрахан родился в 1957 г. в Ленинграде. Учился в физико-математической школе, занимался классической борьбой. Поступил в Ленинградский электротехнический институт, сменил несколько вузов, пока не был принят в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Работал режиссером в Свердловском театре юного зрителя, стажировался в БДТ у Георгия Товстоногова, руководил петербургским Театром комедии им. Акимова. В 1991 г. дебютировал в кино картиной «Изыди!». Фильм получил главный приз кинофестиваля «Кинотавр-91» и был выдвинут от России на премию «Оскар». Дмитрий Хананович сыграл в эпизодах в ряде фильмов. За роль Леонида Фридмана в картине «Высоцкий. Спасибо, что живой» получил премию «Ника» в категории «Открытие года».

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Дмитрий Астрахан

7 декабря в Минске в конференц-зале Дома прессы прошла встреча с режиссером театра и кино, актером, заслуженным деятелем искусств России Дмитрием Астраханом.

В зале собрались студенты и…… →

Фото
Видео
Статьи