События

«Режиссёр — это…»

Белорусская военная газета. Елена Романова Источник (ссылка откроется в новом окне)

Недавно по приглашению Международного медиаклуба «Формат-А3», открывшегося в Минске в сентябре нынешнего года, на его очередном заседании присутствовал Дмитрий Астрахан — ​известный режиссёр театра и кино, актер, заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Тема разговора ​«Вечные ценности в меняющемся мире» — ​как нельзя более метко отражала основную линию творчества знаменитого гостя, фильмография которого состоит из около трёх десятков фильмов и сериалов. Включая киноленту по мотивам произведений Шолом-Алейхема, Александра Куприна и Исаака Бабеля «Изыди!» (1991 г.).

Эта режиссерская работа Дмитрия Астрахана была его первой, но настолько пронзительной, что ее выдвинули на премию «Оскар» (последний советский фильм, претендовавший на данную награду). Всенародную славу принесли произведения комедийного жанра «Ты у меня одна» (1993 г.) и «Все будет хорошо» (1995 г.).

Он снял несколько сериалов, в том числе в 1998 году «Зал ожидания», который побил рейтинги всех на то время котирующихся у зрителей фильмов, например «Санта-Барбары» и «Ментов». Есть в активах режиссера и экранизация романа Альфонса Доде «Тартарен из Тараскона» (2003 г.). Заставила о себе много говорить жесткая драма о банде детей «Деточки» (2012 г.). А кому-то близки по содержанию оказались фильмы «Из ада в ад» (1996 г.), «Контракт со смертью» (1998 г.), «Перекресток» (1998 г.), «Алхимики» (2000 г.), «Желтый карлик» (2001 г.), «Подари мне лунный свет» (2001 г.), «Леди на день» (2001 г.), «На свете живут добрые и хорошие люди» (2010 г.), «Ночной таверны огонек» (2012 г.) и не только.

Разные фильмы, разные их герои, но равнодушным они никого не оставят. Недаром Дмитрий Астрахан сказал о жизни: «В ней есть все жанры, кроме скучного: трагедия, комедия, мелодрама, детектив. Есть даже фантастика…».

Между тем и сам режиссер далек от того, чтобы предаваться скуке. Он поставил несколько десятков спектаклей в разных театрах, причем не только в российских. Снимался в собственных фильмах и лентах других режиссеров. За роль Леонида Фридмана в биографической кинокартине «Высоцкий. Спасибо, что живой» Дмитрию Астрахану в 2011 году была вручена премия «Ника» в номинации «Открытие года». А еще он знаком зрителям как ведущий популярного в Беларуси телешоу «Я пою!» на канале ОНТ…

— Дмитрий Хананович, вас считают одним из самых интересных и успешных режиссеров российского кинематографа. Но, как мне кажется, с определенных позиций — ​и белорусского. Ведь, судя по вашему признанию, львиную долю времени вы проводите в Минске. В белорусской столице и ее окрестностях в течение последних двух десятков лет снималось большинство ваших картин, в том числе сериал «Зал ожидания». В снятых в Минске «Деточках», которых критики назвали настоящим прорывом, в главных ролях — ​белорусские школьники. Так что для вас, признанной звезды кинематографа, Беларусь?

— Я не отделяю Беларусь от России. Мы по-прежнему близки. Когда я нахожусь здесь, у меня нет ощущения, что снимаю в другой стране. Мне понравилось работать у вас, здесь нет суетности. В Москве очень много сил уходит на организацию процесса. Там переезд с одного объекта на другой — ​огромная проблема. А в Минске за день можно снять несколько мест. Работать здесь приятно, и люди приятные.

— Зная, что ваш род происходит из Беларуси, предположу, что мотивация еще глубже. Может, это зов крови?

— Да, мои родители родом из Беларуси: мать, Сусанна Марковна, — ​уроженка Гомеля, отец, Ханан Маркович, — ​Борисова, где он окончил школу рабочей молодежи. Они уехали в Ленинград до Великой Отечественной войны, оба стали историками. Им повезло. А моих деда и дядю по линии отца, оставшихся в Борисове, немцы расстреляли. Бабушку спасли крестьяне, прятали ее до конца оккупации. Она не любила вспоминать то время, так тяжело ей было.

Отца уже не стало, когда я начал работать в Беларуси. А мать сказала: «Забавно: мы уехали оттуда, а ты как бы за нас вернулся».

— В Ленинграде вы учились в физико-математической школе. Занимались классической борьбой. Поступили в Ленинградский электротехнический институт. Сменили несколько вузов, пока не остановились на Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографаии… Ваш путь к профессии сложно назвать прямым. Почему так получилось?

— Получилось как получилось. Я всегда понимал, что в моей жизни произойдет что-то особенное. Когда в Ленинграде проходил мимо театра, то думал: «Здесь я буду работать». Мистика, судьба?.. Хотел ли я изначально стать театральным режиссером? Вопрос…

Мне было 18 лет. Я был безответно влюблен, переживал, мучился. Конечно, пытался забыть и отвлечься. Как-то был в гостях, и выяснилось, что хозяин квартиры ходит в театральную студию. Я изъявил желание сходить вместе с ним и посмотреть. Сказано — ​сделано. Только мой спутник против нашего уговора заявил руководителю студии: мол, вот человека привел, поступать к нам хочет. Руководитель: «С чем пожаловали?» — ​«Стихи», — ​говорю. И прочитал «Реквием» Ахматовой. Потом показал какой-то этюд и ушел домой. Через некоторое время мне передали, что руководитель театральной студии велел мне приходить, чтобы репетировать главную роль в спектакле. Через два месяца был мой дебют в качестве театрального актера, и родителям понравилось.

Вот с этого все и началось. Мечты материальны. С 1981 года работал режиссером Свердловского театра юного зрителя. Затем были постановки в разных театрах России и за рубежом, стажировка у Товстоногова в Ленинграде и дальнейшая работа в театре и кино… Я все время ставлю спектакли — ​в Екатеринбурге, Владивостоке, Хабаровске… Один из любимых — ​«Леди на день». Этот спектакль я поставил в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина, Рижском русском театре имени Михаила Чехова и других. Потому что хочу, чтобы эту чудесную пьесу посмотрело как можно больше людей. Теперь планирую поставить спектакль по ней и в Минске — ​в Национальном академическом драматическом театре имени М. Горького.

— Насколько я знаю, был в вашей жизни и период срочной военной службы. В каких войсках?

— Служил на Тихоокеанском флоте. «Учебку» проходил не где-то, а во Владивостоке — ​полгода в школе морской авиации. Потом была Советская Гавань. Когда выяснили, что я режиссер, меня перевели в театр флота. Решили, зачем профессионалу пропадать? Он же может поставить спектакль за зарплату в 7 рублей 80 копеек! Что я и делал с большим удовольствием. Полтора года служил матросом и ставил спектакли. Поставил, к примеру, «Счастье мое» Щербинского. Потом вышел устный приказ по флотилии: Астрахана не увольнять в запас, пока не поставит к 40-летию Победы «Нашествие». По завершении работы меня уволили в запас.

— Существует мнение, что вы специализируетесь на психологических драмах. Тем не менее вы успешно руководили Театром комедии имени Н. П. Акимова в Санкт-Петербурге. Вы снимались в 15 кинолентах. Учите молодых. Вас хватает на все! Над чем вы работаете в последнее время и откуда черпаете энергию?

— Снята картина с рабочим названием «На том берегу». Это фильм о любви, о взаимоотношении мужчины и женщины. По сценарию Олега Данилова, с которым мы работаем больше тридцати лет. Откуда черпаю энергию?.. Спасибо родителям, генам, энергии хватает. Я люблю свою работу, от нее невозможно отречься.

— По каким критериям вы нашли свою половинку?

— Елена — ​балерина Кировского театра, но сейчас в основном занимается домом и детьми. После Вагановского училища она была сильно занята в театре, много работала. Встреча со мной круто изменила ее жизнь. Как выбирать пару?.. Разве тут есть какие-то общие рецепты? Любовь — ​это химия. Думаю, изначально ты просто хочешь быть с этим человеком. Потом у пары должно быть то, о чем можно будет поговорить. Должно быть взаимопонимание, спутники должны разделять взгляды друг друга. И ведь будут дети, и мужчина обязан думать, чему эта женщина их научит, можно ли вообще ей доверить воспитание ваших детей.

— Вы как режиссер постоянно общаетесь с маститыми актерами, звездами кино и театра, которые порой не отличаются покладистостью характера. Как вам удается ладить?

— Режиссер любит и уважает актера, он понимает, что каждое его слово может ранить, что нужно щадить самолюбие. Но от режиссера требуется результат. Актер должен верить в то, что его ведут к успеху. И пока это происходит (собственно, до тех пор), он тоже любит режиссера. Ведь благодаря ему артист реализуется, обретает смысл жизни. Однако при этом никто не согласится, что играл плохо!

Для успеха нужно найти общий язык, который появится, если у режиссера будет авторитет, уважение. Конечно, важны опыт, трудолюбие… Но важнее всего то, чтобы актер был уверен, что ты знаешь, как и что нужно делать. При условии, что ты на самом деле знаешь.

— Как происходит отбор на роль. Случай тут тоже влияет?

— Бывает, сразу понятно, что именно этот актер подходит к данной роли. А случается, что ищем и не можем найти. Например, полфильма «Ночной таверны огонек» сняли без главного героя, пока нашли подходящего артиста. По сценарию фильма «Изыди!» главный герой — ​тщедушный, смешной человек. Но не стыковалось, кого только ни пробовали. Пока не пригласили из Грузии высокого привлекательного актера — ​просто голливудский типаж. И он подошел! Фильм «Деточки» уже начали снимать с пареньком в главной роли, но я чувствовал — ​не то. Надо искать другого. Было лето. Где искать? Поехали по детским лагерям отдыха. И нашли. Что ж, элемент случайности, конечно, тоже присутствует в нашей работе.

— Ваш первый фильм произвел впечатление на Джорджа Лукаса-младшего, известного более всего как создателя научно-фантастической саги «Звездные войны». Он заинтересовался сотрудничеством с вами. Что произошло бы, если бы оно состоялось? Мы не увидели бы наших любимых фильмов, таких как «Все будет хорошо»?

— Если есть хороший материал, хорошие артисты, если есть возможность делать то, что ты хочешь, так, как ты хочешь, это всегда счастье — и в кино, и в театре. Думаю, что я все равно снял и поставил бы то же самое.

Беседовала Елена Романова, «Ваяр», romanova@mod.mil.by, фото Андрея Артюховского

Комментарии

30.01.2024, 11:20 prijs van antivert in Marseille
Touche. Outstanding arguments. Keep up the amazing work.
09.02.2024, 20:27 mitethisk
Wow, gorgeous portal. Thnx ... <a href=http://www.xn--the-fh5n53a81o3z1a.com/bbs/board.php?bo_table=inquiry&wr_id=71597>verifica il costo di spirohexal con prescrizione medica a Napoli</a>
08.04.2024, 00:06 lasix ohne ärztliche Beratung
It's wonderful that you are getting ideas from this paragraph as well
as from our dialogue made at this time.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Дмитрий Астрахан

7 декабря в Минске в конференц-зале Дома прессы прошла встреча с режиссером театра и кино, актером, заслуженным деятелем искусств России Дмитрием Астраханом.

В зале собрались студенты и…… →

Фото
Видео
Статьи