События

Писатель Алексей Варламов — о феномене русского 20-го века.

Mixnews.lv Источник (ссылка откроется в новом окне)

Mixnews побеседовал с писателем о Пушкине и Гарри Поттере, Шукшине и нашем Замке Света, пропаганде и литературе, советском строе и русской революции.

Алексей Варламов — автор-прозаик и исследователь русской литературы 20 века. Он написал ряд биографий русских писателей в знаменитой серии "ЖЗЛ". Его новый роман "Мысленный волк" стал литературным событием – по нему режиссер Владимир Хотиненко готовится к 2017 году сделать фильм, посвященный столетию русской революции.

Итоги года

Уходящий год был в России провозглашен Годом литературы. Можно, конечно, относиться к этому как просто к бюрократической придумке. Но в целом я считаю, что это очень хорошая идея, когда государство обращает внимание на литературу. Потому что уж в литературе никакого идеологического насилия точно нет. Никаких примеров цензуры мы здесь не видим.

Год литературы был отмечен чудесными праздниками. Для меня лично одним из самых прекрасных событий стало открытие Года литературы. Это случилось в Царском селе. Директор дома-музея Пушкина на Мойке, 12 Сергей Михайлович Некрасов вспомнил, что 2015 год – это 200-летний юбилей лицейского экзамена Пушкина – того самого, где “старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил”. Некрасов придумал отметить этот праздник и открыть памятник... Александру Первому. Мы знаем сложное отношение Пушкина к царю — и памятника Александру Первому там никогда не было. И вот в Год литературы открыли ему памятник, на котором была надпись «Он основал Лицей». Помните эти пушкинские строки (из стихотворения «19 октября» - прим. Ред.): Простим ему неправое гоненье: Он взял Париж, он основал лицей.

Вот такое милосердное, доброе отношений к собственной истории, на мой взгляд, очень важно. Этого не только в России, но и во всем мире сегодня не хватает - просто с благодарностью относиться к той истории, которая у нас была.

Череда таких праздничных мероприятий прошла по всей России – благодаря Году литературы я побывал на на Курилах, на Байкале, на Камчатке, в Иркутске. Это был живой момент общения - когда люди приходят на встречу с писателем, когда их интересует литература и книги. Сегодня литература – это не только писатели. Сегодня гораздо более редкий и важный тип — это тип человека читающего. Потому что человек пишущий — с ним все понятно: писать всегда будут. А вот с чтением у нас проблема. Год литературы как раз был попыткой переломить стремительное падение интереса к чтению, которое сегодня наблюдается.

Я трезво смотрю на вещи и знаю, что одними акциями ситуацию не переломишь, но, тем не менее, то, что на это обратили внимание, стали об этом говорить, выделять средства – для меня это главный итог уходящего года.

Как бороться с пропагандой

Понятно, что надо всячески поощрять интерес к чтению: оно делает человека более сложным, более защищенным от воздействия какой бы то ни было грубой пропаганды – коммерческой, политической, идеологической, какой угодно. Чтение создает духовную независимость, воспитывает духовную крепость человека. Насколько государство в этом заинтересовано – это уже второй вопрос. Но общество точно в этом заинтересовано!

О Замке Света

Оправданы ли огромные траты на культурные объекты? Вклад в культуру может показаться какой-то роскошью и тактически не очень правильным шагом. Но стратегически в моем понимании это всегда беспроигрышно и абсолютно верно. И, возвращаясь к примеру с Александром Первым и Пушкиным - «Он основал лицей»: и это то, что в итоге, может быть, от царя и останется в истории. Я думаю, что каждый государственный деятель, если он как-то задумывается о своем наследии, о том, что после него останется, то культура – это самое прочное вложение. Если мы в нашей семье все лучшее всегда отдаем детям, то точно также государство все лучшее должно отдавать в культуру и гуманитарную сферу.

Надо ли изучать Гарри Поттера

К вопросу о будущем уроков литературы. Вот вы спрашиваете: может быть, нужно преподавать хотя бы Гарри Поттера — чтобы заинтересовать детей чтением и заставить читать?

Немного статистики: в возрастной группе от 6 до 12 лет Россия занимает второе место в мире по привычке к чтению (первое, по-моему, Финляндия). В следующей группе – от 12 лет и старше идет страшный провал. Что здесь происходит — это вопрос к экспертам: психологам, социологам, педагогам. Очевидно, что с подроcтковым чтением надо что-то делать.

Мы очень много напортачили с системой образования. Произошла дегуманитаризация образования. Сейчас пытаются что-то исправить. Но возвращать уроки литературы такими, какими они были раньше, на мой взгляд, напрямую не следует. Логичнее вернуть именно уроки чтения. Не надо никакого литературоведческого анализа, изучения стилистических приемов — это для филологов (кто захочет – пусть потом специально интересуется). А с детьми любого возраста надо проводить просто уроки чтения и обсуждения – чтобы они умели и не боялись высказывать свою точку зрения.

И русская классика здесь – конечно же, более благодатный материал, чем Гарри Поттер. Я уверен, что русская классика так устроена, (она настолько отзывчива и настолько развернута к человеку любого возраста и любых интересов) что именно отталкиваясь от тех книг, на которых и мы c вами выросли, надо и сейчас воспитывать детей. Я считаю величайшей заслугой большевиков, что они не выкинули русскую классику из школьной программы. И мы, русские люди, сохранились как русские в советское время именно потому, что у нас были Пушкин, Достоевский, Толстой, которые воспитывали в нас вот это драгоценное русское чувство. И сегодня, к сожалению, дети не знают того, что знали поколения людей моего возраста и старше. Так что заменить Пушкина Гарри Поттером было бы очень необдуманным и неосмотрительным шагом. Все-таки наши дети должны воспитываться на Пушкине.

О русской революции и советском строе

Это была трагедия уничтожения не только интеллигенции, но и всех слоев тогдашнего российского общества: дворянства, офицерства, священства, крестьянства... Это страшная катастрофа в истории России. В этом смысле у меня к революции однозначное отношение как к событию ужасному. И, не дай Бог, чтобы что-то подобное в нашей или любой другой стране повторилось. Но, вместе с тем, я против упрощенного подхода и к революции, и к советской истории в целом. Да, мне не симпатична вообще советская идеологи как таковая, и я был очень рад, когда все это кончилось. Я совершенно не жалею о том времени и не стремлюсь туда вернуться (хотя такие настроения в России есть) – но я против того, чтобы просто перечеркивать эту историю, объявлять ее провалом и крахом, говорить, что там ничего, кроме ужасного не было. Это не точно. Я считаю, что в оценке любого исторического события самое главное — точность и непредвзятость. К сожалению, мы судим о нашей ближней истории 20 века, имея заранее предубеждения и стремясь ее политизировать. Здесь надо себя окорачивать. Как в пушкинской цитате про царя — он основал лицей. А потому простим ему неправые гонения.

Точно также с советской историей. Хотя это сложно и это личное дело каждого – простить или нет неправые гонения. Но надо увидеть то, что было создано и сделано – и воздать советской истории за это какую-то меру благодарности. Возможно, мы к этому еще не пришли — особенно в тех странах, которые сильнее пострадали от советского периода. Но, мне кажется, пройдет время, и мы научимся относиться к истории более благородно и более благодарно. Потому что история – не только злодейские покушения, коварные замыслы и террор. Это всегда жизнь людей – это наши дедушки и бабушки, которые тогда жили, влюблялись, рожали детей, были счастливы и несчастны... И брать все это и просто политическим катком прокатывать и сводить только к Гулагу также глупо, как все сводить только к нашим достижениям: что мы летали в Арктику и в космос. И то было, и это было.

О Шукшине и секрете России

Я сейчас написал книжку в серии «Жизнь замечательных людей» о Василии Шукшине. Я сам не ожидал, насколько она окажется для меня показательной именно в плане оценки советского периода русской истории. Он родился в 29-м году и умер в 74-м — самое советское время. Что мы видим в его биографии? С одной стороны, он – сын расстрелянного по ложному обвинению крестьянина. Его отца расстреляли, когда Василию Макаровичу было три с половиной года. Он никогда этого не мог простить, и он люто ненавидел советский строй. С другой стороны, в какой другой стране и при каком строе человек с его происхождением (парень из алтайской деревни) сумел бы поступить в один из самых элитарных вузов, во ВГИК, получить элитарнейшую профессию кинорежиссера, и, несмотря ни на что, состояться – как художник, актер, писатель, режиссер?

Есть в его биографии любопытный эпизод. После расстрела отца мать вышла замуж за другого человека, и к ним в избу подселили секретаря райкома партии. Ему очень приглянулся этот мальчик Вася, который очень любил читать. А в деревне электричества не было, и этот секретарь доставал cпециально для Васи керосин — чтобы он вечерами мог читать книжки.

Так что эту историю не сведешь к одной формуле. Мне кажется, в этом и есть секрет той России. Эта вся махина была жестокая – по законам, по идеологическим установкам, по репрессиям. Но все это смягчалось, облагораживалось, умилосердивалось за счет того, что во власть попадали человечные люди, и их было много. Вот это и есть феномен русского советского 20 века.
 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Алексей Варламов

16 декабря, по приглашению клуба «Культурная линия», с рижанами встретился ректор Литературного института имени Горького, писатель и литературовед Алексей Варламов.



Алексей Варламов…… →

Фото
Видео
Статьи