События

17.12.2015, Крым, Симферополь

Алексей Самолетов

Фото

Известный документалист, журналист и режиссер Алексей Самолетов сдержал слово, данное крымчанам во время своего прошлого визита на полуостров, и по приглашению Международного медиаклуба «Формат А3» еще раз посетил республику. Вновь – не с пустыми руками, а с двумя фильмами: «Звездные войны Владимира Челомея» и новой картиной о парашютистах-испытателях, буквально вчера сошедшей с монтажного стола.

«После того, как фильм об академике Владимире Челомее вышел в эфир, разгорелась дискуссия между любителями, профессионалами и историками о том, кто же «круче» - Челомей или Янгель, Челомей или Королев, кто из них занимался космосом на самом деле? – рассказал Алексей Самолетов. – Это извечный спор, корнями уходящий в 60-е годы, когда Королев, Янгель, Макеев объединились против технологий Челомея. Все признают приоритет Королева, но Челомей вступал с ним в жесткие споры». Документальный фильм доказывает: конструктор боевой разведывательной орбитальной станции «Алмаз» - академик Владимир Николаевич Челомей – умел удивлять и свою страну, и мир.

Крымчан интересовали не только «звездные войны», разгоревшиеся в среде академиков и конструкторов в прошлом столетии, но и нюансы создания документального кино в наши дни. Сколько метров и километров пленки было отсмотрено для того, чтобы фильм о Челомее появился на экранах? «Хроника крайне дозирована, - ответил Самолетов. – До сих пор многие материалы, находящиеся в архивах КБ Челомея засекречены». Однако в крымской аудитории документалист открыл один «маленький секрет большой страны». По его словам, первая маневрирующая гиперзвуковая боеголовка была испытана в начале 60-х годов, а создана – в конструкторском бюро Челомея. Сегодня, когда речь идет о разработке гиперзвуковой техники, развивается и повторяется работа советского академика.

«И ели хуже, и одежду носили проще, но учились-учились-учились», - привел слова первой женщины-космонавта Валентины Терешковой Алексей Самолетов, объясняя феномен стремительного развития космической отрасли в прошлом столетии. «В наше дни повсеместно задают вопросы-демотиваторы: что, колбасы хватило? Ее теперь хватает всем, однако недостаточно знаний. Эти вещи ложатся в основу размышлений как сценаристов, так и людей, спонсирующих фильмы, - отметил Алексей Самолетов. – Любой кризис преодолевается простой и главной фразой: «Думай!» Если мы начнем думать, собираться, концентрироваться, мы преодолеем массу сложностей, которые сейчас нас преследуют».

Именно для того, чтобы заставить людей обратить внимание на настоящие жизненные ценности, документалист подчеркивает: «Мы не делаем кино про космос, не делаем кино про вооружение. Мы делаем кино про людей, которые изменяют этот мир. Сегодня слишком много говорят про гламур, но мало о тех, кто занимается делом. Вывели новый сорт пшеницы, совершили открытие, запустили ракету – это и есть настоящая жизнь, позволяющая людям строить свою страну, чувствовать себя причастными к большому делу, а не просто вечно праздновать».

Своей сверхзадачей на ближайший год Алексей Самолетов считает создание игрового фильма о Владимире Челомее и «запуск» 12-серийного кино «Школа летчиков-испытателей». По словам сценариста, в основу сериала ляжет история парня, окончившего летное училище, попавшего в строевой полк и ставшего летчиком-испытателем. «В параллели хочу рассказать о людях, которые не имея ни зарплаты, ни дивидендов, ни золотых гор, глядя, как кто-то наживается на обычном труде, сохранили научный потенциал страны, - поделился Алексей Самолетов. – Несмотря ни на что, они испытывали самолеты, за свой счет продували макеты, ночами считали, рисовали – творили».

Документалист обращается к общечеловеческим ценностям и в своем новом кино о парашютистах-испытателях. С первых кадров этой кинокартины невольно задаешь себе вопрос: готов ли ты сам прыгнуть с парашютом, зная, что он изначально неисправен? Ответ очевиден. «Они рискуют своей жизнью для того, чтобы сохранить сотни чужих», - рефреном слышится в фильме.

«Я не доволен своей работой о парашютистах-испытателях, - неожиданно признается Самолетов. – Фильм получился хорошим, но не о том, о чем я первоначально хотел сказать. За последние полгода сильно изменилась финансовая ситуация. Пройдя бюрократические препоны, мы все-таки добрались до архива, с половины пленок которого, запечатлевших эпизоды испытаний, еще не снят гриф секретности. Выяснилось, что вся информация хранится на целлулоидных пленках, но они не отписаны, не разобраны. Представьте штабеля коробок, которые нужно осматривать, оцифровывать, а это дорого». В результате фильм был создан из пленок, хранящихся в личных архивах Самолетова и его друзей-летчиков. Картина, по оценке сценариста, получилась логичной и законченной, но не содержит весь объем материала, который должен был лежать в ее основе.

Работая над каждым фильмом, автор делает открытие прежде всего для себя, а потом преподносит информацию зрителю. Алексей Самолетов говорит простым языком о самых сложных вещах, и становится понятно, как взлетают самолеты, почему «ревут» двигатели ракет и по какому принципу устроены космические станции, «бороздящие бескрайние просторы космоса».

На вопросы, как устроен двигатель, сколько времени нужно для создания документального фильма и правда ли астронавты высаживались на Луну, Алексей Самолетов ответил накануне в самой заинтересованной и в то же время требовательной – детской аудитории. Визит документалиста в Крым начался со встречи с юными астрономами, авиаконструкторами, журналистами и режиссерами, состоявшейся в Малой академии наук «Искатель».

«Как устроен реактивный двигатель? Легко, - делится впечатлениями от встречи Алексей Самолетов подтверждая, что такими вопросами его не смутить. – Подхожу к роллапу, беру фломастеры и рисую, как работает этот механизм: где расположена первая камера, где – компрессор, где – нагнетатель, форсунки, и как это разжигается. Ребенку становится понятно, как и любому нашему телезрителю».

Юные симферопольцы ознакомились с документальной лентой «Гагарин: семь лет одиночества», в которой друзья и коллеги размышляют о том, чем жил первый космонавт планеты после того, как его имя узнал весь мир. А после – не хотели отпускать режиссера: забрасывали его вопросами, делились своими мыслями, просили совета.

Прощаясь, Алексей Самолетов традиционно и, видимо, по давней привычке говорит: «Ну, что, полетели?» И вновь обещает вернуться в аудитории зрителей, вдохновленных его фильмами.

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*