События

Алексей Самолётов: "Хватит праздновать, пора заниматься делом!"

Марина Гусарова, газета Новый Крым Источник (ссылка откроется в новом окне)

Крым притягивает. Известный российский тележурналист, сценарист и режиссёр Алексей Самолётов, посетивший наш полуостров полгода назад, снова здесь. И снова – неравнодушный разговор в медиаклубе "Формат А3". И не только разговор. На этот раз Алексей привёз ещё два документальных фильма – уже вышедшие в свет "Звёздные войны Владимира Челомея" и только сошедшие с монтажного стола "Парашютисты-испытатели". Заметим отдельно: автора этих строк трудно "заподозрить" даже в неглубоком знании высоких технологий. Тем не менее я поняла абсолютно все – и заслуга в этом исключительно автора представленных картин.

"Теперь и в Бауманку можно!"

Вначале гость поделился с аудиторией хорошей новостью. Фильм "Звёздные войны Владимира Челомея", выйдя на широкий экран, вызвал столько споров и обсуждений, что побудил автора сделать шаг ещё более рискованный – написать сценарий игровой картины о непростой судьбе талантливого учёного.

Вернемся, однако, к документальной ленте. Она – о судьбе Владимира Николаевича Челомея, человека, гораздо менее известного широкой публике, чем, скажем, Сергей Королев. Но именно его гению мы обязаны появлению знаменитой ракеты "Протон-М" и уже показавших себя в деле военно-космических сил России. Оказалось, коваться этот "щит" начал еще в далекие шестидесятые, когда мир столкнулся с Карибским кризисом. Именно Челомей создал УР-100, самую дешевую баллистическую ракету. Именно его посетила идея ракет с раскрывающимися крыльями, помещенных в капсулу. Именно ему принадлежала идея системы орбитальных станций как части оборонного комплекса страны.

К звездам, как всегда бывает, ученому приходилось пробираться через тернии. Зависть коллег и откровенная травля со стороны маршала обороны Устинова попортили Челомею немало крови. Но не остановили в поисках нестандартных решений. В разговоре с женой из больничной палаты Владимир Николаевич сказал: "Теперь я, наконец, все понял". Это были его последние слова.

– Я очень благодарен всем, кто помогал мне, не имеющему технического образования, понять всю глубину и важность открытий Челомея, – рассказывает Самолетов. – Они мне все это объяснили настолько доходчиво, что я сам смог передать это зрителям. Теперь, как говорится, и в Бауманку можно!

На вопрос, сколько пришлось "перелопатить" хроники в работе над фильмом, автор ответил:

– Хронику об этом и сегодня дают дозированно – до сих пор многие материалы, находящиеся в архивах КБ Челомея, засекречены. Значит, дело Владимира Николаевича живет и развивается. Однако один "маленький секрет большой страны" все же озвучу. Первая маневрирующая гиперзвуковая боеголовка была испытана в начале шестидесятых, а создана в конструкторском бюро Челомея.

"Хватает колбасы, но не хватает знаний"

Разговор зашел и о том, как сложно сегодня пробиться на широкий экран фильмам особенным, глубоким, заставляющим думать.

– В связи с этим вспоминается известный демотиватор с портретом Брежнева и словами: "Ну как вы там? Колбасы хватает теперь?" – продолжает разговор Самолетов. – Да, колбасы теперь хватает, но не хватает знаний. Мы ели хуже, носили простую одежду, но мы учились. И радует, что в наше время опять начинают снимать кино о тех, кто умел думать, мыслить, создавать, кто даже в дни безвременья сохранил науку. Мы не делаем кино про космос, не делаем кино про вооружение. Мы делаем кино про людей, которые изменяют этот мир. Сегодня слишком много говорят про гламур, но мало – о тех, кто занимается делом. Вывели новый сорт пшеницы, совершили открытие, запустили ракету – это и есть настоящая жизнь, позволяющая людям строить свою страну, чувствовать себя причастными к большому делу, а не просто вечно праздновать.

Именно о тех, кто занимался делом даже в лихие девяностые, сохранив технический и человеческий потенциал, – летчиках-испытателях – фильм, попавший в Крым прямо с монтажного стола.

– Я убежден: этими людьми нужно гордиться, – продолжает разговор Алексей Эдуардович. – В еще недавнем безвременье мои друзья-летчики выживали, как могли. К примеру, Герой России Александр Гарнаев добился разрешения совершать коммерческие полеты на сверхзвуковых самолетах в стратосферу. За один полет богатенькие любители острых ощущений платили столько, что хватало на месячную зарплату всему коллективу летчиков-испытателей. Был как-то один смешной случай – катал Гарнаев француза на МИГ-29. Решил выпендриться и прямо на взлете сложил стойки шасси. А тут двигатели просели, и самолет просто проехал по полосе – искры, дым… И француза жалко, и машину. Потом Саша впечатлениями поделился:

– Воняло очень сильно…

– Дымом?

– Нет, французом…

Но автор признается: этой своей работой он не доволен:

– Фильм получился хорошим, но не о том, о чем я первоначально хотел сказать. За последние полгода сильно изменилась финансовая ситуация. Пройдя бюрократические препоны, мы все-таки добрались до архива, с половины пленок которого, запечатлевших эпизоды испытаний, еще не снят гриф секретности. Выяснилось, что вся информация хранится на целлулоидных пленках, но они не отписаны, не разобраны. Представьте штабеля коробок, которые нужно осматривать, оцифровывать, а это дорого. В итоге пришлось использовать пленки, хранящиеся в личных архивах – моих и моих друзей-летчиков. Фильм получился логичным, законченным, но он не содержит всего объема материала, который должен был лежать в его основе.

"Я за результативную журналистику"

Разговор участников встречи с Алексеем Самолетовым получился интересным и разнообразным. Говорили обо всем – к примеру, один из блогеров поинтересовался: почему практически все ученые, работавшие "на космос", не дожили до преклонных лет? Неужели происки врагов?

– Не во врагах тут дело – работа нервная, – считает Самолетов. – Михаил Янгель перенес пять инфарктов, Челомей умер от сердечного приступа. Нужно понимать, что, занимаясь испытаниями, мы подписываем определенный контракт со смертью. Готовность взять ответственность на себя в таком сложном и небезопасном деле бесследно для здоровья не проходит. Что же касается смерти Сергея Павловича Королева, тот тут, думаю, врачи виноваты – хотели как лучше, а получилось как всегда – расширили поле операции, а кровотечение остановить не смогли.

А у меня был к Алексею Самолетову другой вопрос: сегодня мы видим плоды труда Владимира Челомея не на испытательных полигонах, а в ходе реальных боевых действий. Те самые крылатые ракеты, пускаемые с подводных лодок, демонстрируют уже не советскую – российскую военную мощь. Интересны ли темы развития военной науки современной журналистике?

– Думаю, эта тематика уверенно пробивает себе дорогу в мишуре многочисленных ток-шоу, – считает собеседник. – Я вообще за результативную журналистику, ту, которая реально помогает что-то изменить, продвинуть, улучшить. Спецрепортажами продвигал "ночной охотник" – вертолет МИ-28. Снимал так называемый экраноплан, воздушное судно на динамической воздушной подушке. Помню, Сергей Шойгу говорил: как сертифицировать его будем – как воздушный или как морской транспорт? Но выход нашли, в итоге экранопланы уже поставлены на вооружение.

Еще одна любовь Алексея Самолетова, уж не сочтите за тавтологию, – самолеты. Он убежден: всякие там "Боинги" нашим ИЛам и в подметки не годятся.

– Когда говорят, что у нас плохие самолеты – это бред! – возмущается он. – Судите сами: ИЛ-64 – ни одной катастрофы, ИЛ-86 – всего одна, тогда погиб только экипаж. А АН-124 вообще аналогов в мире нет. Нужно возрождать свое самолетостроение, опираясь на то, что уже было создано. Тогда победим!

Говорили и о планах. Сверхзадачей на ближайший год Алексей Самолетов считает создание уже упомянутого игрового фильма о Владимире Челомее и "запуск" двенадцатисерийного кино "Школа летчиков-испытателей".

– В основу мини-сериала ляжет история парня, окончившего летное училище, попавшего в строевой полк и ставшего летчиком-испытателем, – поведал собеседник. – А параллельно хочу рассказать о людях, которые, не имея ни зарплаты, ни дивидендов, ни золотых гор, все же сохранили научный потенциал страны!

Наше досье

Самолетов Алексей Эдуардович. Родился в 1963 году в Новосибирске. В журналистику пришел в 1989 году. До этого был театральным артистом и режиссером. С 1993 по 2005 год – корреспондент, редактор, продюсер программы "Вести" (ВГТРК). Работал военным корреспондентом, бывал в горячих точках – Афганистане, Таджикистане, Абхазии, Дагестане, Чечне, Колумбии. Создал цикл авторских программ "Мир на грани", в рамках которого снял почти сотню документальных фильмов.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Алексей Самолетов

Известный документалист, журналист и режиссер Алексей Самолетов сдержал слово, данное крымчанам во время своего прошлого визита на полуостров, и по приглашению Международного медиаклуба «Формат…… →

Фото
Видео
Статьи