События

Владимир Мамонтов. Разговор о едином культурном пространстве Беларуси и России

Общественно-политический журнал «Чеснок» Источник (ссылка откроется в новом окне)

Организаторы Международного медиа-клуба «Формат А-3» в очередной раз порадовали нас интересным гостем. 19 января 2016 года в Минск по их приглашению приехал известный журналист, медиаэксперт, Председатель совета директоров ИД «Комсомольская правда», генеральный директор коммерческого радио «Говорит Москва» и фонда «Разумный интернет» Владимир Константинович Мамонтов.

График пребывания гостя в столице был очень насыщенным. В ходе состоявшейся встречи с Министром информации Белоруссии Лилией Ананич были обсуждены вопросы формирования единого информационного пространства, перспективы возможных совместных творческих проектов. Пользуясь случаем, Владимир Константинович встретился также с коллегами: Председателем Белорусского Союза журналистов Анатолием Лемешенком и депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Еленой Бересневой. Гость поделился личным богатым опытом, рассказал о приемах манипуляции в различных видах медиа, выслушал мнение участников диалога о проблемах и правилах игры в белорусской журналистике. Вопросы, поднятые во время обсуждения, были весьма остры: что скрывается под понятием «информационная война»? Меняется ли место и роль СМИ в этой борьбе? Что можно противопоставить манипулятивному влиянию Интернета?

Эксперты высказали опасение втягиванием Белоруссии в информационную войну и важности грамотной государственной политики в отношении СМИ, говорили об усилении информационного противоборства в современных условиях. Журналисты-практики высказали свои суждения о современных масс-медийных технологиях, отметили, что характерным признаком информационной войны нового времени становится жесткое разделение журналистов на «своих» и «чужих», потеря профессиональным сообществом корпоративного духа.

Живой и непринужденный диалог с мэтром российской журналистики продолжился вечером в Доме прессы, куда пришли молодые журналисты, студенты, преподаватели вузов, политологи и минская общественность. В конференц-зале не былом почти ни одного свободного места. Глядя на большое количество молодых людей в зале, Владимир Константинович признался, что для него очень важно найти ответ на вопрос, понимает ли наша молодежь, о чем говорят «старики» и на какой волне нужно строить диалог с такого рода аудиторией?

Гостю клуба рассказали о том, что «Русское радио» из 20 радиостанций вот уже несколько лет занимает в Минске высшую точку рейтинга. По мнению выступавших, это связано с тем, что на канале нет англоязычной музыки. «Когда люди слушают и поют одни и те же песни, смотрят одни и те же фильмы – это и есть лучшее доказательство существования единого культурного пространства», — резюмировал собеседник. По его словам, государство разрушается не тогда, когда палят пушки, а когда гибнет культурный код. Сегодня это весьма эффективно делается через социальные сети. Используются новые технологии и инструменты, и журналистам необходимо понимать, против кого они в действительности обращены.

«Есть ли надежда, что СССР, по котором у многих из нас до сих пор ностальгия, будет восстановлен?» – поинтересовался один из присутствующих.

«Ностальгией мы ничего не восстановим. Хотя иногда в мире идут процессы, которых мы не видим, — рассуждал известный публицист, – чем по-вашему является Евразийский Союз? Чего некоторые западные ребята по этому поводу так бесятся? Почувствовали, что возрождается СССР? Нет! Они боятся того, что возникнет новая экономическая, а там — не дай Бог — и политическая общность. Что появится некий центр силы, который вступит в союзнические отношения с БРИКС или Китаем. Могут ли они спокойно относится к подобной перспективе? События, происходящие в братской Украине, свидетельствуют — нет, не могут!»

Речь в беседе зашла и о войне в Сирии. «Красивая и хорошо обустроенная страна была для наших партнеров, как кость в горле, — считает публицист, — Приезжаешь в Дамаск — и через полчаса прогулки по городу начинаешь понимать, что русских людей там знают, ценят, любят, дорогу показывают. Сегодня там столько всего разбомбили… Эта трагедия для меня имеет личный отклик. Я был там, поэтому о мультикультурности в этой стране знаю не понаслышке. На одной улице или бок о бок находились мечети и храмы, и мирно, по-соседски сосуществовали. Но кое-кому это не понравилось…»

Двухчасовая беседа прошла в свободной атмосфере, манера общения гостя делала информацию доходчивой для слушателей и пожилых, и юных. Напоследок Владимир Мамонтов подарил авторам лучших вопросов книги своих любимых авторов – Даниила Гранина, Виктории Токаревой, Алессандро Барикко. Минчане ему долго аплодировали и не отпускали из зала.

После встречи Владимир Константинович дал эксклюзивное интервью нашему интернет-журналу.

О Европе и националистах

— Вы говорите, что Россия это больше Европа. Но Европа так не считает. И работает в деструкивном ключе. Вот например, её структуры методом культурного сотрудничества в Беларуси работают на то, чтобы посорить с нас Россией, оторвать от союза с Россией, натравить против России. Как с этим бороться и что это за такая ситуация?

— Значит смотрите, если бы Европа была настоящей, а не сателлитом американцев, которая находится под их ядерным зонтиком, которые отдали значительную часть своего суверенитета, она бы давно совершенно спокойно помирилась с Россией, с Беларусью, с Китаем, с кем хотите. Если бы некоторые не хорошие люди не хотели бы всем руководить.

Они действительно сейчас как хотите назовите (некоторые конспирологи их называют масонами разными, некоторые просто политическими и экономическими кругами США, некоторые банковский капитал) существуют в мире силы, которые бы не хотели выпускать эту ситуацию из рук. Почему? Это связано с господством доллара, это связано с ресурсами, с верой в то, что всё многомиллиардное население планеты в равных условиях содержать невозможно, всё равно будут богатые и бедные, и главное обеспечить своих (знаменитая теория «золотого миллиарда»).

Для них, что Европа, что не Европа, фигня это всё. Для них Украина это вообще «тьфу» ничего, Беларусь также. Россия, на их несчастье, обладает ракетами и атомными бомбами и самолётами. Но при этом обладает четвертью всех мировых запасов воды, нефти, огромными территориями и прочими ресурсами. У нас же ещё не всё даже и разведано и раскопано! Ещё не понятно, что в мире завтра понадобится, а в России всё уже есть.

Когда-то нужна была медь — у нас была медь. Нужна была пшеница — пожалуйста. Лес — завались. Нефть — нормально. Газ — тоже. Завтра понадобится какой-нибудь «чароид» (есть в посёлке Чара особый минерал. он красивый, но зачем он непонятно, БАМ строили заодно и его открыли), вот придумают под него какое-нибудь открытие — а в Россие уже это есть. Вообще Россия для них как ресурсная база. В какой-то степени людской и интеллектуальный ресурс.

О нашем благополучии, будем ли мы сильны — никто не думает. Плевать им на нас. Если бы у России сейчас не было бы главных союзников — армии и флота — то конец света был бы, всё! Вот, что ужасно. Посмотрите, что они с Украиной сделали.

— А ведь с Беларусью тоже самое хотят.

— Я понимаю, с этим надо бороться. Но понимаете, Россия, конечно поддержит, но раз вы это видите, то вы сами должны тоже. Вот этот свой интерес, который вы можете осознать, быть как самостоятельная единица — это возможно только с Россией. Как ни странно.

Все вам будут говорить, что Россия вас сейчас сожрёт, поглотит. Ан, нет никого она не поглотит. Советский Союз так жил. Слушайте, украинский язык — был, белорусский язык — тоже был, дети все учились, кто хотел. Кто кого поглощал? В Кремле с утра до вечера сидели украинские генеральные секретари, если не грузин, так украинец. Получается как воевать так русские, а как руководить так все остальные? К украинцам, как и к белоруссам я таких притензий конечно не могу предъявить, потому что все тут воевали, все старались. Но всё-таки. А потом дело конечно пошло иначе. Вы знаете ни одна империя не может существовать бесконечно.

— Как вы думаете, почему белорусские националисты рассматривают Россию как потенциальную угрозу? И даже её ненавидят в каком-то смысле.

— А что они должны делать? Вот, допустим, я националист — мне надо как-то жить. Я националист — у меня такие взгляды. Как уж так получилось, Бог его знает, — обидели где-то, мама с папой так воспитали, или я не то кино посмотрел в детстве, но вот я националист. Дальше мне надо как-то позиционироваться, что-то выразить, мне надо как-то заявить о себе. Мне надо что-то предпринять, чтобы меня заметили, чтобы я стал какой-то общественной или политической силой. Конечно мне надо где-то заручиться чьей-то поддержкой. Самого меня глядишь ещё и побьют. Могу ли я получить такую социальную или иную поддрежку в России? Нет. Националисты из Беларуси могут приехать в Россию и получить какую-то поддержку? Никогда! Ну разве что пообнимаются с нашими националистами, которые недалеки от ваших. Ну пообнимаются и что?

Дальше они, поскольку люди не глупые, они начинают кумекакать. Они говорят, ну хорошо мы же сейчас за отдельную Беларусь (или ту или иную страну)? Мы же вот сами с усами. Да? А кто нам мешает? Допустим Россия. А кто нам поможет? Кто денег даст? И они идут и, не очень любя американцев оставаясь националистами в душе, но деньги берут. Берут где угодно. На борьбу. Это их борьба. Они такие вот националисты. И дальше они естественно, что разве будут бороться против тех, кто им даёт деньги, американцев, например?

Хотя и такие есть. Вот посмотрите на антиглобалистов. Они постоянно борются против присутствия на территориях их стран разных корпораций. Как им кажется, что они уже потеряли свою идентичность. И в чём-то они правы. Посмотрите на французских националистов. Как они прозябали в роли каких-то изгоев. До того момента как им упал подарок — миллион беженцев. Так все французы, которые были левые, социалисты — и вдруг оказывается, что у них там правый электорат огромный…

Об Украине и глобализации

— Можете пару слов сказать о ситуации на Украине?

— Вот мы ранее говорили про Украину. Украина сейчас, на мой взгляд — это мы все в 90-е годы. Дикая вера в то, что Америка и Европа нам помогут, что добрые и правильные дяди и тёти (в смысле управления, в смысле финансов и всего остального) — находятся там. Что надо на это сделать ставку, что надо порвать всё. Я вспоминаю, у нас были такие взляды тогда, мы сами были точно такими же как Украина сейчас. Сделали то же самое! И что мы получили? Фигу с маслом!

— То есть Россия осуждать сейчас Украину не может, раз сама такая?

— Не то что осуждать. Но вообще ум-то надо иметь свой собственный. Можно ведь и на чужих ошибках учиться. Если мы это хотим сейчас понять, то надо это иметь ввиду. Они сейчас находятся в стадии ненависти, как им кажется, к тем, кто их угнетает, и слепой веры в тех, кто как им кажется, помогает…

Наделала ли Россия по дороге много ошибок? Наверно наделала. Но при этом она будет продолжать существовать. В России машины с украинскими номерами, работают украинцы — ни одного случая национальной ненависти. Если бы у нас где-то в кафе, в клубе ночном украинского, скажем, танкиста, бы кто-то такую историю б учинил (как в Киеве, в одном из ночных клубов, разыграли сценку казни российского пилота) его б в ментовку загребли и получил бы колосальное осуждение общественное. А эти только веселятся и радуются. А те кто не радуется и не веселится, те сидят тихо. Не думаю что там все одобряют подобные шуточки.

И факельные шествия. Говорят: «а у нас их нет». Я говорю: «а видео? Это что Путин снял и срежиссировал на улицах? Это же Крещатик? Улица Горького?». А они всё равно «нет, ничего у нас нет». Смотрите, когда до вас дойдёт что у вас есть, так может и вам уже плохо станет. Ладно, не хотят на наших общих ошибках учиться — пусть учатся на своих. Я не даю этому много времени. Там должно придти что-то более вменяемое.

В Беларуси как мне кажется люди умные, толковые, спокойные, разберутся. Их так вот не купишь. Но в это надо не только верить, но безусловно надо, если мы хотим с вами (вот вы, я) предотварить такую ситуацию, майдан свой, то давайте его предотвратим. А что? Есть технологии, люди. Я знаю люди встречаются общаются. Одни будут майдан устраивать, другие им будут противоборствовать. Мы не сможем это никогда остановить. Это диалектика жизни. Но влиять на это так как нам хочется мы можем. Наши друзья и партнёры американцы нам показывают как это делать. Поучимся у них.

— Идёт объективный процесс глобализации. И ведущую роль в нём играют так называемые западные ценности. Есть ли у России свои ценности и может ли она предложить эти ценности миру? Чтобы объеденить под ними весь мир.

— Конечно может. То что вы называете глобализацией антиглобалисты называют установлением господства одной державы над всеми остальными. И если поспрашивать там у бразильцев, ещё кого-то, то они вам скажут, что под глобализацией они видят технологическое, военное, экономическое превосходство американцев. Безусловно. Потому что, это надо прямо сказать, американцы являются сильными, они отстаивают свою интересы и являются этими глобализаторами. Всё это так. Всё, что называют сейчас глобализацией — это скрытая форма установления их диктата. Ничего более.

У меня вопрос, а может мы вместе теорию новой глобализации выдвинем? Какую теорию может выдвинуть Россия? Она уже её выдвигает, и БРИКС это новая глобализация, а вместе с Китаем — это ещё одна глобализация.(А шёлковый путь, который выдвигают китайцы — это тоже своего рода глобализация.) Ещё надо понять не сменится ли глобализация американская, на глобализацию китайскую. И что нам от этого будет.

Безусловно, правильная, верная глобализация. Я бы назвал это новая глобализация. Это защита традиционных ценностей. Она долго работать не будет. К сожалению, плетью обуха не перешибёшь. Но тем не менее.

Это ещё правда надо сформулировать и выдвинуть. Это очень сложно. Мы уже один раз сформулировали. Не то что бы мы, но мир долго с интересом наблюдал за этим.

— А какие по вашему традиционные ценности?

— Это я бы назвал их какими-то общими библейскими ценностями. Это не убий, не укради. 10 заповедей или, если хотите, моральный кодекс строителей коммунизма. И ещё общие культурно-нравственные ценности: писатели, художники. В каком-то смысле могут быть общими и экономические ценности. Только мы не должны друг друга обманывать. Если они заканчиваются эксплуатацией одних другими — это не те ценности, которые нам нравятся. Мы не будем их поддерживать.

Как сейчас — один процент населения владеет больше половины богатств всего человечества. Это не те ценности, которые мы будем поддерживать.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Владимир Мамонтов

Известный журналист, медиаэксперт, Председатель совета директоров ИД "Комсомольская правда", генеральный директор радио "Говорит Москва и фонда "Разумный интернет" Владимир…… →

Фото
Видео
Аудио
Статьи
Публикации в блоге