События

Российский тележурналист Алексей Самолетов в Кишиневе: "Задача кино–разбудить в людях самые сокровенные человеческие чувства"

Зиновий Ройбу, actualitati.md Источник (ссылка откроется в новом окне)

2-го марта 2016 года по приглашению Общественной организацией «Dialogum» и при содействии Международного медиа-клуба «Формат-А3» в Кишиневе гостил и выступил перед молдавской общественностью известный российский тележурналист, сценарист и режиссер Алексей Эдуардович Самолетов, специализирующийся в настоящее время в сфере документального телевизионного кино.

Родился Алексей Самолетов 10-го сентября 1963 года в Новосибирске. В журналистику пришел в 1989 году, поступив в Алтайский Государственный университет на факультет журналистики. До этого, в родном Новосибирске, он был театральным артистом и режиссером. С 1993 по 2005 год - корреспондент, редактор, продюсер программы «Вести» ВГТРК. Как военный корреспондент, побывал во многих «горячих точках» - в Таджикистане, Афганистане, Абхазии, Дагестане, Чечне и Колумбии. Придумал и создал свой цикл программ - «Мир на грани», для которого снял почти сотню документальных фильмов.

В тележурналистике Алексея Самолетова интересует не просто внешняя канва событий, но, прежде всего, то, как в экстремальных или драматических условиях проверяются люди, почему одни из них демонстрируют в критических ситуациях нравственно высокие качества и становятся героями, идут на самопожертвование, а другие, наоборот, проявляют либо показное равнодушие, либо вообще постыдную трусость и даже склонность к предательству. По мнению Алексея Самолётова, это именно та главная разделительная грань современного мира, которая отделяет добро от зла, взаимовыручку от предательства, алчность от сострадания, поэтому для тележурналиста, каждый день снимающего хронику происходящих вокруг нас событий, очень важно понять, чего в нашей жизни сегодня больше: первого или второго.

Начало разработке темы авиации и космонавтики в творчестве Алексея Самолётова положила его работа в 2010 году над документальным фильмом «Руслан, который объединил мир», посвященным созданию транспортного самолета «Руслан», который участвовал в конкурсе Нью-Йоркского фестиваля фильмов и телепрограмм. Этому направлению в своей работе Алексей Самолётов посвятил многие годы, за которые побывал в разных местах нашей Планеты – Земля, которую он считает общим домом человечества, где существующие границы государств и очертания материков – это абсолютно относительная величина с точки зрения Вселенной. «Мы не снимаем фильмы про вооружение, мы не снимаем фильмы про космос. Мы снимаем фильмы «про мысли», про людей, без которых это не могло бы существовать. В каждом из нас существует частичка гордости за них. Вдруг удается узнать что-то новое из их жизни, открыть неизвестные стороны в характере – так и происходит открытие», - утверждает публицист Алексей Самолётов.

В документальном телефильме «Алексей Леонов. Прыжок в космос», автором сценария которого является Алексей Самолетов, собрана уникальная хроника космических полетов Алексея Леонова, этого прославленного лётчика-космонавта, талантливого художника, в том числе и кадры первого его выхода в открытый космос, а также приведены малоизвестные эпизоды жизни (например, история поступления Алексея Леонова в Академию художеств в Риге). Этот фильм получил специальный приз жюри IX Международного кинофестиваля «Мир знаний» - «За раскрытие героических страниц в истории космонавтики». Следует отметить, что Алексей Леонов является автором этикетки широко известного молдавского «космического напитка» - лечебно-тонизирующего бальзама «Сэнэтатя», дающего энергию космонавтам в полете и после посадки. Это зримая память о значительном вкладе Республики Молдова в развитие космической индустрии бывшего Советского Союза, для которой здесь производили сложнейшие микросхемы, точное электронное оборудование, а также еду для космонавтов.

Космонавт, по мнению тележурналиста Алексея Самолетова, не принадлежит ни к одной расе, не имеет цвета кожи, пола и вероисповедания. Это уникальный человек, выполняющий работу, направленную на благо всего мира. По его словам, «сегодня мы всё ещё делимся на страны и континенты, забывая, что нас всех объединяет. А ведь без русского авиаконструктора Сикорского не было бы американской авиации - дальней и вертолетной. Без немецкого конструктора Брауна не было бы американской космонавтики. Российские двигатели конструктора Кузнецова дают жизнь сегодня американским ракетам. Советский ученый, итальянец Бартини изобрел сверхзвук».

Однако, изучая и анализируя неоднозначные процессы, происходящие в человеческом обществе за последние десятилетия, Алексей Самолётов вынужден с огорчением констатировать, что характерными для него сегодня вновь стали разобщенность людей, социальная апатия, равнодушие, а в других случаях - крайняя нетерпимость, национальная вражда, экстремизм. В современном взрывоопасном и эмоциональном мире способности, умения и навыки общения, диалога между людьми оказываются актуальной необходимостью, но всё ещё сложной проблемой.

Межличностные отношения пронизывают жизнь всего социального организма, они одинаково важны в любой из сфер человеческой жизни, но в сфере массовой культуры, в том числе в документальном и художественном кино, где в центре внимания находится человек, они приобретают особую значимость. Поэтому, считает Алексей Самолётов, «главная задача кино – разбудить в людях самые сокровенные человеческие чувства, сделать их способными к сопереживанию, к милосердию, к самоочищению, к солидарности, к стремлению подняться выше своих узкоэгоистичных потребностей и желаний, чтобы принести пользу своей стране, своему народу, всему человечеству».

Алексей Самолётов награжден российским орденом «За личное мужеств», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», медалями «За укрепление боевого содружества», «За участие в международных гуманитарных операциях МЧС». Ему был вручён Приз за первое место в номинации «Война и Мир» XIV Международного фестиваля «ДетективФЕСТ» (в 2012 году) за документальный фильм «Битва за «Салют». Космический детектив». Помимо режиссерской работы, Алексей Самолетов снимался в качестве актёра в кинофильмах: «Не потеряйте знамя» (1967 год); «Святая Святых» (1976 год); «Свадьба» (1980 год); «Журавлиная песня» (1983 год); «Наши 90-е» (1999 год); «Холостяки» (2004 год); «Рекламная пауза» (2006 год); «Две сестры» (2009 год); «Знаки судьбы-3» (2011 год).

Хотя изначально тема исключительно интересной и содержательной встречи Алексея Самолётова с молдавской общественностью была обозначена её организаторами как «Космос: без границ и национальностей», в ходе завязавшейся на ней, после показа его нового телефильма «Юрий Гагарин. Семь лет одиночества», открытой и оживлённой дискуссии были затронуты также многие другие вопросы, в том числе касающиеся волнующей не только его, но и пришедших на встречу с ним кишинёвцев, проблемы межличностных отношений в человеческом обществе, лишь опосредованно связанные с космической тематикой. В частности, обсуждался вопрос, понимают ли политические лидеры государств и руководители организаций, ведущих космическую деятельность, и да и все мы, что уже сегодня начинает создаваться фундамент общественных отношений будущей внеземной цивилизации, что на тех, кто принимает решения по персональному отбору космонавтов и на самих космонавтах лежит ответственность за будущее, и многие другие.

Несмотря на то, что каждый участник встречи с Алексеем Самолётовым видел множество фильмов о первом в мире космонавте Юрие Гагарине, показанный в этот вечер новый телефильм «Юрий Гагарин. Семь лет одиночества» (авторы сценария - Алексей Китайцев, Алексей Самолетов, режиссёр Алексей Китайцев), в котором друзья Юрия Гагарина и очевидцы этих событий размышляют о том, чем жил первый космонавт планеты после той самой минуты, которой он посвятил всю свою жизнь, произвёл на них очень сильное впечатление и взволновал до глубины души.

«Мы не ставили себе задачу рассказать какие-то новые факты из биографии Гагарина. Просто на примере нескольких историй из жизни мы хотели показать, каким он был человеком, – рассказал участникам встречи с ним в Кишинёве тележурналист Алексей Самолётов. - Над фильмом о Юрии Гагарина наша команда работала два года. Я считаю этот фильм самой сложной своей картиной. Километры просмотренных записей, поиски голоса Юрия Гагарина, попытки понять внутренние переживания первого покорителя космоса, стремление вжиться в то время. Сама по себе эта картина мало похожа на документальный фильм. Это настоящие воспоминания самого Юрия Гагарина, кадры уникальной кинохроники, места, которые он видит и о которых говорит, его голос, друзья, товарищи и коллеги, которые на определенных этапах жизни были с ним рядом».

В этом фильме – несколько интересных историй из жизни Юрия Гагарина. Семь последних лет его жизни. Внутренний конфликт между жизнью, на которую толкали первого космонавта Планеты, и его устремлениями. Рассказывается, как складывались отношения Юрия Гагарина с его другом Германом Титовым. До 12 апреля 1961года два этих человека шли «ноздря в ноздрю», но первым в космос полетел все же Юрий Гагарин. А в августе 1961 года, во время полета второго в мире космонавта - Германа Титова, Юрий Гагарин совершал мировое турне, но, услышав сообщение ТАСС, немедленно прервал поездку. Из Канады он отправился под Саратов и встретился со своим другом Германом Титовым всего через сутки после его приземления, чтобы крепко его обнять и поздравить.

«Когда-то еще в детстве прочитал слова В.П. Чкалова: «Если быть, то быть первым». Вот я и стараюсь им быть и буду до конца. Хочу, Валечка, посвятить этот полет людям нового общества…». Это письмо жене Юрий Гагарин написал 10 апреля 1961 года. Менее чем за сутки до своего полета. Прочесть его жена Юрия Гагарина смогла только через семь лет, уже после его гибели.

14 апреля 1961 года Юрия Гагарина спецбортом привезли в Москву. С тех пор красные дорожки, камеры, здравицы, официальные приемы пошли нескончаемой круговертью. «Сына Земли» хотели видеть везде, во всём мире, ему вешали ордена на грудь, наперебой называли героем. Юрий Гагарин стал, вернее, его заставили стать фетишем своей страны – Советского Союза. Но ему, человеку, который с детства стремился в небо и ставил перед собой еще более дерзкую задачу - ступить первым на Луну, запретили летать!

Особые взаимоотношения сложились между Юрием Гагариным и Сергеем Королевым, который был для него наставником и вдохновителем. Нелепая смерть Генерального конструктора потрясла Юрия Гагарина. В фильме показана семейная жизнь Юрия Гагарина. Его жена Валентина после его полета первый раз увидела мужа только через несколько дней, по телевизору. После его гибели она посвятила себя дочерям, больше не вышла замуж и не дала ни одного интервью.

У руководства СССР относительно Юрия Гагарина были свои планы. Он стал для него превосходным инструментом для решения вопросов советской международной политики. Но Юрий Гагарин – человек открытый и честный, как-то, выступая на заседании Пленума ЦК КПСС, посвященном вопросам воспитания молодежи, предложил восстановить Храм Христа Спасителя и Триумфальную Арку в честь победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Скандалу, который попытались поднять некоторые «слишком бдительные» партийные чиновники, не дал разгореться лично Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, который поддержал предложение Юрия Гагарина и дал указание восстановить Триумфальную Арку за три месяца, а отказ в отношении восстановления Храма мотивировал... нехваткой денег в бюджете.

«У современных покорителей звезд на международной космической станции, как они сами шутят, три иконы... Иисуса Христа, Сергея Королева и Юрия Гагарина, - сказал на встрече с кишинёвцами Алексей Самолётов. - За полвека на орбите побывало более пятисот человек, 118 - из СССР / России. Возможно, пройдет еще пара десятилетий, и считать космонавтов уже не будут. Полеты в космос станут ежедневными. Но Юрий Гагарин навсегда останется первым землянином во Вселенной».

«Мы взяли всё, что есть в архиве о Юрие Гагарине, – рассказал кишинёвским зрителям своего фильма Алексей Самолётов. – Я отсмотрел 300 коробок плёнки, Лариса Смирнова, которая монтировала этот фильм, отсмотрела порядка 250 коробок плёнки. Посекундно выбирался материал! То есть для того, чтобы 44 минуты фильма собрать, мы отсмотрели бешеные километры. Ты отсматриваешь эти километры, ты погружаешься в этот мир, становишься частью этого времени. Я когда смотрел финальную версию, у меня возникло ощущение, что Юрий Гагарин живьём давал нам интервью».

По словам Алексея Самолётова, на определённом этапе необходимый материал буквально «сам начал идти к нам в руки», его уже не надо было искать: «Мы смонтировали кино, вдруг перед нами легла эта хроника цветная, снятая на «Kodak» . Кто её снимал, я до сих пор не знаю, но её передо мной положили, и она начала заполнять чёрные поля, которые остались в фильме».

Многих зрителей поразил тот факт, что в фильме Юрий Гагарин говорит сам о себе, в первом лице. Объясняя этот феномен, Алексей Самолётов сказал: «За основу повествования мы взяли книгу космонавта, а то, что было «за книжкой», вложили в уста людей, с которыми он встречался. Дело в том, что в этом фильме «отсебятины» никакой лепить нельзя было. Её просто не должно было существовать по определению. Но надо было ещё где-то найти настоящий голос Гагарина. Я полгода потратил на то, чтобы найти его голос. Я позвонил своей сокурснице Оле Матушкиной, завкафедрой сценической речи ГИТИСа. Оля два месяца искала голос. Нашла Лёшу Лысенко. Четыре месяца я вкладывал в Лёшу артикуляцию, интонацию Юрия Алексеевича, тексты. В результате мы получили голос Юрия Гагарина. Монтируя запись, звукорежиссёр уже даже сам не знал, где какой голос».

Работая над фильмом съёмочная группа сделала большое открытие для себя, которым Алексей Самолётов поделился с участниками встречи в Кишинёве: «Когда мы подошли к финалу этого фильма мы вдруг чётко для себя поняли, что существует какая-то мистика во всём том, что мы делаем в последнее время. Я понял, что мы не должны сказать, но что должно быть в фильме. В картине неоднократно говорится о том, что Юрий Гагарин хотел покорить космос снова: в его интервью, записях, поступках и рассказах друзей. После двухлетней работы с «гагаринским» материалом, мы создатели фильма, не сговариваясь, пришли к выводу, что второго полёта у Юрия Гагарина не могло быть. Его не может быть по определению. Потому что тогда бы он перестал быть Юрием Гагариным – первым и единственным».

Документальный фильм «Юрий Гагарин. Семь лет одиночества» вышел на экраны российских телеканалов ещё в 2014 году. При этом как авторы этой работы, так и подробности съёмок для большинства телезрителей остались за кадром. По этому случаю не давали пресс-конференций, этот фильм не показывают в сотнях кинотеатрах, на нём не зарабатывают большие деньги. Свою задачу, снимая свои фильмы про покорителей неба и космоса, Алексей Самолётов видит совсем в другом – он стремится разбудить в людях самые сокровенные человеческие чувства, которые, как он считает, делают человека именно человеком.

В этой связи Алексей Самолётов рассказал, что весной 2014 года, когда картина уже была готова, а его сын заканчивал 11 класс, он попросил директора школы разрешения показать свой фильм для старшеклассников. В актовом зале арбатской школы в Москве собрались ученики 9-х -11-х классов – всего около 120 человек: «Сначала народ сидел в смартфоны играл. Потом я вдруг замечаю: а телефонов-то в руках уже ни у кого нет! И когда пошёл финальный титр, вдруг эти 120 ребятишек встают и начинают стоя аплодировать. Мы не ожидали такого эффекта. И потом один из ребят сказал: «Гагарин понимал, что ему будет очень тяжело, но это нужно было для страны». Если это поняли 16-летние дети, значит, в них «что-то попало». И это московская арбатская школа, куда «каяны» и «мерседесы» привозят утром детей на занятия. В том году 5 ребят из этой школы поступили в военные университеты. Видимо, что-то мы выцепляем человеческое в этих людях. Что-то происходит. И я готов класть себя на эту историю сегодня, завтра, послезавтра – насколько меня хватит, чтобы только она в людях будила человеческое».

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Алексей Самолетов

«Космос – это концентрация всех земных усилий. И не просто потому, что это некая престижная история. Это история, которая невозможна на Земле», - так начал встречу с молдавской…… →

Фото
Видео
Статьи